РАЗРАБОТКИ
|
Блог классного руководителя. Для чего он нужен? Что он должен представлять собой?
Блог классного руководителя. Для чего он нужен? Что он должен представлять собой?
Блог – интернет-дневник , содержание которого – регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для него характерны хронология, короткие записи, публичность, возможность полемики в комментариях. Его цели: • получение информации (первоначальная цель), • развлечение (именно эта функция позволяет и делает рентабельной коммерческую эксплуатацию блога, этим он привлекателен для обычного читателя), • отслеживание реакции на информацию (имеются в виду комментарии, которые читатели могут оставлять на странице блога, статистика его посещения, ответы на анкеты, которые в нем встречаются), • социализация (усвоение социальных норм, идеалов и духовных ценностей, существующих в обществе или отдельном коллективе. Однако блог часто выражает субъективную позицию автора и поэтому воспринимается большинством читателей критически) , • психотерапевтическая функция (он предоставляет возможность выплеснуть публично отрицательные эмоции и в результате этого успокоить нервную систему, получить ответную реакцию, что важно – часто от незнакомых людей). Мне кажется, что к этим общепризнанным функциям необходимо добавить еще одну, которую почему-то не выделяют исследователи. Это функция установления и поддержания доброжелательных отношений, комфортного микроклимата внутри замкнутого сообщества. В данном случае это сообщество - классный руководитель, учащиеся, их родители. Поясню, особенности этой цели не передача информации, не усвоение норм поведения, тем более не утешение, а создание атмосферы взаимной симпатии и уважения чужих интересов и потребностей. С выделением этой цели в прочитанной литературе я не встречался, притом что большинство прочитанных мной работ написаны профессиональными психологами. Больше того, возможно эта проблема ставится впервые. Мой блог существует очень короткое время – с 10 марта 2011 года, но я попытаюсь проанализировать некоторые выводы, к которым я пришел, оценивая реакцию детей на него. Хочу предупредить, что речь идет о семиклассниках, при этом они учатся в физико-математическом лицее № 344, то есть в учебном заведении повышенного уровня, к тому же я не являюсь профессиональным психологом. Школьников этого класса я веду уже три года. Первоначально блог замышлялся как посвященный истории и обществознанию в классах, где я их преподаю, но затем трансформировался в электронный повседневник моего класса. В значительной степени эта перемена связана с бурной положительной реакцией именно этих учеников на страницы, посвященные им. Вот выводы, к которым я пришел. 1. Большое значение имеет цветовое решение, размеры шрифта и его тип – лучше выбрать спокойные тона (я остановился на светло-зеленом, травяном), шрифт не должен быть крупным и избыточно сложным или чрезмерно изощренным. Важная информация должна быть выделена несколькими способами. Привлечь внимание лучше всего можно сочетанием цвета, увеличением размера шрифта, введением полосы выделения текста, одновременным использованием курсива; одного из этих компонентов оказывается обычно недостаточно – школьник привык к беглому обозрению страницы Интернета, часто не вникая в ее содержание. Кроме текста необходимы зрительные образы, которые обычно в нем играют роль развлечения или рекламы и из-за этого стали привычными для подростков. К примеру, гаджеты, которые резко должны отличаться от привычных, используемых в Интернете. Здесь их цель другая - сосредоточить внимание пользователя, нацелить его на вдумчивое восприятие информации, часть из них может стать традиционными. Я остановился на введении в заголовок сменяющихся в предельно медленном темпе фотографий заката солнца, в музыкальном оформлении блога используются медленные традиционные мелодии классического джаза. При отсутствии какого-либо символического смысла эти изображения и музыка концентрируют внимание и художественными достоинствами выгодно отличаются от набивших оскомину привычных флэшей и подобных им гаджетов. 2. Школьник хочет ощущать собственное соприсутствие на страницах, но не в форме комментария (эта предложенная мной ученикам форма не встретила у них энтузиазма), а в качестве героя самого сообщения. Школьник этого возраста с радостью видит себя на странице блога и читает о себе сообщение, но при условии, что это сообщение составлено другим человеком. Здесь можно найти краткие сообщения о достижениях школьников. В блог я вставил короткометражки, снятые самими школьниками (они - артисты, авторы сценария, монтажеры, редакторы). Приведу сюжет одной из них. На контрольной работе двоечника посещает Муза. Ее появление, невидимое одноклассникам, вдохновляет его на решение сложнейших заданий. Но Муза исчезает каждый раз после неосторожного движения героя, и результат этой контрольной работы в конце концов ничем не отличается от всех предыдущих. 3. Важно, чтобы существовала преемственность с событиями прошлых лет, чтобы прослеживались некие изменения в личности школьников. Я ввел рубрику «Видеоархив класса», где размещены видеозаписи прошлых лет. Все их ребята уже видели раньше, более того многие из них однотипны проводимым мероприятиям текущего года (первенства класса по футболу, пионерболу, шахматам, дартсу являются ежегодными), но именно в этом состоят достоинства этих фрагментов. Можно проследить положительные изменения. Выводы при этом способны сделать сами школьники. Особенно это заметно не столько при сравнении спортивных состязаний, сколько при сличении сопутствующих обстоятельств: интервью победителей, чаепития после матча, реакции болельщиков-одноклассников, присутствующих на матче зрителей из других классов… 4. В сознании школьника создается иллюзия единого пространства, которое объединяет участников блог-сообщества, но оно не только физическое (Автор - Читатели, разделенные расстоянием вытянутой руки), но и временное (Прошлое, в которое можно легко погрузиться, – Настоящее, в которое ты затем возвращаешься). Более того, блог дает возможность многократного возвращения к событию, которое вызывает положительные эмоции. Эта возможность особенно важна в минуту неудачи или осложнения отношений с одноклассниками. 5. Блог либо формирует модель отношений между классным руководителем и учениками, либо закрепляет уже сложившуюся: форма обращения, его тема, манера . Часто в сознании самого взрослого формируется обманчивое представление о его формах общения с детьми, он выдает желаемое за действительное, или наоборот, видит все в мрачном свете под влиянием второстепенных факторов. Блог дает возможность посмотреть на себя со стороны. Оценить зафиксированные в форме Интернет-дневника конкретные события, сравнить их между собой, сделать выводы о достоинствах и недостатках. 6. Очень важна фиксация информации в блоге. Не секрет, что в школе часто реальное отношение к человеку отличается от декларируемого, но более опасно другое – учитель или администратор меняет свое решение, и, чтобы иметь такую возможность, не фиксирует его в письменной форме. Здесь есть именно фиксация, которая демонстрирует доверие и готовность автора отстаивать свои позиции. Ясно, что в значительной степени эта фиксация формальна, и впоследствии, при желании, можно отредактировать любую страницу, но, тем не менее письменная, пусть и временная, фиксация лучше, чем ее полное принципиальное отсутствие. Еще раз подчеркну, что опыт ведения блога у меня не велик, его технические возможности еще предстоит изучать. Опирался я на мнение только школьников, без учета мнения родителей, речь идет только о семиклассниках и только одного конкретного класса. Использованная литература:
Всего комментариев: 1
1
KarMaN • 08:21, 23.04.2011
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены