Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №5
«Исследовательская деятельность школьного музея МОУ-СОШ №5»
Выполнила: руководитель школьного музея
учитель истории и кубановедения
Щелухина Анна Сергеевна
Армавир, 2011 год
Одной из главных проблем современной общеобразовательной школы является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Учебники по истории перенасыщены фактическим материалом при небольшой его привлекательности. Насыщенность учебных программ не оставляет времени для изучения истории родного края. А воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей Малой Родине. Что значат 34 часа в год в учебной программе, отведенные на изучение истории Кубани, если учащиеся ориентированы на другие предметы, для того, чтобы успешно сдать выпускные экзамены? Здесь предмет «Кубановедение» отходит на задний план.
Еще труднее в рамках ограниченного времени учебных программ организовать поисково-исследовательскую деятельность. Данная тенденция чревата тем, что молодое поколение может вырасти «Иванами, не помнящими родства». В данной ситуации роль системы дополнительного образования в расширении образовательного пространства неоценима. Поэтому школьные музеи способны помочь в решении этой непростой задачи.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой
Кроме того, в школьном музее учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Для привлечения учащихся к исследовательской деятельности в МОУ-СОШ №5 учителем истории и кубановедения Щелухиной Анной Сергеевной разработана авторская программа «Школьный музей», которая получила положительную рецензию специалистов АФ ККИДППО и опубликована.
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи:
Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.
Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города, края;
Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
Оформление и экспонирование материалов;
Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.
Организация научно-исследовательской работы
Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.
Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе в нашей школе можно разделить на несколько этапов (блоков). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на добровольной основе.
Первый этап – информационный или ознакомительный. Он рассчитан на учащихся 5-6-х классов. Информация о работе музея должна быть предоставлена учащимся в доступной, увлекательной форме. Это могут быть экскурсии в музей, встречи с Советом и активом музея, презентации, короткие фильмы.
Блок №1 «Музей и история родного края»
№ Тема Форма проведения Основные цели и задачи
1 Школьный краеведческий музей. Экскурсия. Знакомство с работой музея, правилами поведения в музее. Воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию своего народа.
2 История основания города Армавира. Беседа. Воспитание патриотизма, интереса к истории родного края.
3 Быт жителей Армавира. Экскурсия. Воспитание интереса к жизни, быту и культуре своих предков. Знакомство с орудиями труда, предметами быта местных жителей.
4 Обычаи и обряды, сохранившиеся до нашего времени. Театрализованное представление. Приобщение учащихся к ценностям и традициям народов, населяющих наш край, воспитание уважения и бережного отношения к ним.
5 Легенды о нашем крае. Литературная гостиная. Знакомство с народным творчеством, расширение представления о народных традициях.
6 Старинные ремесла и современные мастера. Встречи с народными умельцами. Знакомство с предметным миром, историей вещей.
7 Моя родословная. Беседа, практическое занятие. Знакомство с правилами составления генеалогического древа, умение составлять родословную.
8 История родной школы. Экскурсия. Знакомство с историей школы, воспитание уважения к ее традициям.
Перечень тем может быть изменен или дополнен по желанию учащихся.
Целесообразно на этом этапе привлечение детей к выполнению несложных видов работ. Это может быть участие в театрализованных представлениях, экспедициях по сбору памятников истории и культуры, оформление альбомов, встречи с интересными людьми.
Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе знакомства с направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам. Наш школьный музей работает по нескольким направлениям. Это – «История заселения нашего края», «История родной школы», «Наши земляки – участники войн», «Этнография», «Топонимика».
Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея. Обучение начинается с 7-8 классов. Это наши «архивариусы». Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т.д.
У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями. Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.
Блок №2 «Документоведение»
№ Тема Форма проведения Основные цели и задачи.
1 Фонды музея. Лекция. Воспитание бережного отношения к музейным ценностям. Знакомство с основным и вспомогательным фондами музея.
2 Учет и обеспечение сохранности фондов музея. Лекция.
Знакомство с правилами учета
и хранения документов, ведения учетной документации.
3 Классификация и систематизация музейных экспонатов. Практическое занятие. Формирование навыков составления картотек и каталогов.
4 Правила хранения вещественных исторических источников. Лекция. Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры. Знакомство с правилами светового и теплового режима музея
5 Исторический документ. Практическое занятие. Вооружение учащихся методикой самостоятельной работы с документами. Знакомство с правилами учета и хранения документов.
Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся 8-9-х классов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией. Исчезает скованность, неуверенность, каждый вырабатывает свой стиль общения.
Блок №3 «Методика подготовки и проведения экскурсий»
№ Тема Форма проведения Основные цели и задачи
1 Роль экскурсовода в работе музея. Беседа. Знакомство учащихся с работой экскурсовода. Привитие интереса к экскурсионной работе.
2 Методика подготовки экскурсий. Лекция.
Практическое занятие. Развитие творческих способностей учащихся. Формирование умения составлять план экскурсии, отбирать и систематизировать значимый материал.
Формирование навыков составления плана экскурсии, подбора материала.
3 Как провести экскурсию. Практическое занятие. Обучение правилам проведения экскурсии с учетом возрастных особенностей экскурсантов.
4 Я – экскурсовод. Психологические тренинги. Помочь учащимся преодолеть неуверенность в своих силах, развитие коммуникативных способностей.
Пройдя курс обучения учащиеся включаются в работу по проведению экскурсий.
Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи:
- выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности;
- создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;
- развитие познавательной активности и интереса обучающихся;
- развитие творческих задатков и коммуникативных способностей учащихся;
- развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.
Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской деятельности, оказывают учителя-предметники. Интересы детей помогают выявить родители.
Блок №4 «Введение в поисково-исследовательскую деятельность»
№ Тема Форма проведения Основные цели и задачи
1 Введение. Лекция. Формирование основ научного мышления. Знакомство с основными понятиями и терминологией: актуальность темы, гипотеза, цели и задачи исследования, методы исследования.
2 Источниковедение и его роль в изучении истории. Лекция. Сформировать целостное представление об историческом знании, о роли работы с источниками в поисково-исследовательской работе.
3 Основные этапы работы с источниками. Лекция и практическое занятие. Вооружить учащихся методикой самостоятельной и творческой работы с источниками, познакомить с требованиями к работе с источниками.
4 Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности. Лекция и практическое занятие. Формирование коммуникативных навыков. Знакомство с правилами проведения интервью, составления вопросников.
5 Оформление творческой работы. Лекция. Знакомство с видами оформления результатов поисково-исследовательской работы, библиографией, критериями оценки проекта.
6 Учимся строить выступление. Психологический тренинг. Освоение приемов публичных выступлений и способов снятия эмоционального напряжения перед выступлением.
7 Представление результатов поисково-исследовательской деятельности. Презентация или защита проекта, выступление на конференции, конкурсе и т.д. Закрепление навыков публичных выступлений.
Важным этапом в процессе комплектования школьных музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в школьном музее. Возможно также получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее, архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или участниками тех или иных событий. На основе полученных сведений составляется справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать, перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь. На всех этапах работы необходимо вести дневники, делать различного рода записи (видео, аудио и т.д.).
Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры.
Вся документация, составленная во время поисково-исследовательской деятельности (полевой дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, фиксация фотодокументов), представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых различным способами отражены сведения по одной и той же теме. Все памятники истории и культуры, поступившие в фонд экспозиции, а также полевые документы должны быть переданы в фонды школьного музея.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
Кружок «Школьный музей» работает с 2008 года. Начало работы кружка совпало со временем создания самого музея. Именно эти активные, творческие ребята, увлекающиеся историей своего города и края помогли в создании нашего школьного музея. А все начиналось с чистого листа - голые стены и ни одного музейного экспоната. Но было огромное желание и жажда открытий и исследований. В короткие сроки было проделано много работы – оформительской, поисковой, исследовательской.
Благодаря данным видам деятельности учащихся и их упорному труду появились первые экспозиции – «Листая школьные страницы» и «Гордость школы». Ребята по крупицам собирали материалы о родной школе – из Армавирского архива, от старейших учителей и ветеранов нашей школы, проводились опросы в микрорайоне школы. Так была восстановлена краткая история школы и получена информация о ее выпускниках. Итогом стала исследовательская работа ученицы 7-б класса Маремкуловой Марины «История нашей школы». Затем члены кружка проводили беседы с бывшими выпускниками, которые стали известными в городе и крае, собирали о них информацию, беседовали с их родственниками и детьми. Так была собрана папка, которая содержит информацию о выпускниках нашей школы.
Работа на этом не остановилась – благодаря деятельности учащихся, учителей школы, родителей были оформлены другие экспозиции школьного музея – «Эхо войны», где собраны экспонаты с мест боев в городе Армавире; «Военная история края», где освещаются боевые страницы нашего города и края; «Подвиг ваш бессмертен», где учащиеся собрали информацию о выпускниках нашей школы, погибших во время ВОВ.
Но наиболее любимая экспозиция нашего музея – «Казачий быт». В него и учащиеся, и учителя нашей школы вложили свою душу. Проводилась огромная поисковая работа по сбору экспонатов. В итоге их было собрано очень много – рушники ручной работы, предметы домашней утвари, старое зеркало, самовар, рамка для фотографии и многое другое.
Музей был создан, получил Свидетельство . Но и теперь он остается главным центром поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Учащиеся 5-11 классов участвуют в поисково-исследовательской работе в соответствии со своими интересами. С чего начинается работа? Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации.
В соответствии с направлениями деятельности музея определяется тема, цели и задачи, предмет исследования. Выбирая тему исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами. Мне часто задают вопрос, как мы находим объекты и предметы исследования, определяем темы творческих работ. Отправной точкой поисковой деятельности может стать любая интересная информация. Когда мы оформляли экспозицию «Наш Армавир», то случайно наткнулись на фамилию В.И. Лунина – известного в Армавире общественного деятеля. Ребятам захотелось узнать о нем больше. В ходе научно-исследовательской деятельности ребята узнали много об этом деятеле, в том числе, что он являлся депутатом Дореволюционной Государственной Думы. Это так заинтересовало учащихся, что один из учеников школы – Щибитинский Николай начал исследовательскую работу в этом направлении и узнал не только о В.И. Лунине, но и проследил всю историю Дореволюционной Государственной думы, а также нашел имена всех депутатов, которые были с Кубани, и исследовал их жизнь и деятельность. Так появилась первая серьезная научно-исследовательская работа «Дореволюционная государственная дума и Кубань»
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны легла в основу исследовательской работы «Подвиг героя», в которой учащиеся 6-а класса Иванюк Никита и Строкина Анастасия по крупицам воссоздали жизнь и боевые подвиги ветерана ВОВ, участника битвы на Курской дуге Булекова Николая Павловича. Школьное мероприятие «Солдаты локальных войн», проведенное на базе нашего музея, заставило задуматься о людях, переживших войну в Чечне, солдатах и беженцах. В результате появилась работа «Опалённые войной».
Под руководством руководителя музея – Щелухиной А.С. составляется план-график выполнения исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения.
Задача руководителя – создать положительную мотивацию, дать комплекс необходимых знаний для написания творческих работ. Это может быть групповая лекция или индивидуальная консультация, на которой учащиеся знакомятся с правилами оформления работы, методами исследования, принципами работы с источниками. В ходе индивидуальных консультаций по выбранным темам руководитель помогает учащемуся составить план работы по теме, определиться с источниками, выбрать соответствующие методы исследования.
План работы обычно включает следующие виды исследовательской деятельности:
1. Освоение соответствующей профилю работы терминологии (цель, задачи, объект, предмет исследования и т.д.)
2. Работа с литературой, поиск уже опубликованной информации, ее анализ.
3. Работа в архиве, поиск и анализ документальных источников.
4. Поиск участников и очевидцев исследуемых событий, получение необходимой информации, ее анализ, сопоставление с другими источниками. Для получения наиболее полной информации при общении с людьми учащиеся с помощью руководителя составляют вопросники, которые в процессе работы могут быть изменены или дополнены.
5. Анализ результатов поисково-исследовательской деятельности, формулирование выводов.
6. Оформление творческой работы.
7. Защита или презентация результатов деятельности.
В интересах эффективной работы с документами необходимо учитывать своеобразие источников. Методика обучения предлагает несколько подходов к классификации документов, в соответствии с которыми разрабатываются типовые вопросы к конкретным видам документов.
К документам государственного характера:
1. Когда, где и почему появился этот документ? Исторические условия его создания.
2. Кто является его автором? Что известно об этом человеке?
3. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражает этот документ?
4. К каким результатам, изменениям в обществе могло привести или привело введение этого документа?
К документам политического характера ( воззвания, листовки, политические выступления):
1. Каковы политические взгляды автора документа?
2. К чему призывает и что осуждает автор?
3. Интересы каких слоев он выражает?
4. Каковы последствия (реальные или прогнозируемые) реализации этого документа?
К документам личностного характера (письма, дневники, мемуары):
1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Занятия? Причастность к описываемым событиям?
2. Как автор относится к описываемым событиям? Чем можно объяснить именно такое отношение автора к данным событиям?
3. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого человека от других?
4. В какой мере этот документ может быть использован в качестве исторического источника?
Работа с историческими документами формирует умение сопоставлять сведения в разных источниках, развивает и укрепляет познавательный интерес к истории родного края и самостоятельным способам ее изучения.
К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы. В основной части в логической последовательности излагаются полученные результаты. Выводы должны быть краткими, четкими, соответствовать целям и задачам исследования. Возможны различные варианты защиты работы. Это может быть доклад на школьной конференции, компьютерная презентация, реферат проблемного характера, участие в региональных и всероссийских конкурсах.
В 2008 – 2011 учебном году наши учащиеся принимали участие в следующих конкурсах:
1. Городские краеведческие чтения (Чугуй Анастасия, Маремкулова Марина);
2. Городской конкурс на лучшую работу по вопросам избирательного права (Щибитинский Николай, Мозжегорова Алена – 1 место);
3. Краевая викторина, посвященная 150-летию со дня рождения Ф.А. щербины (Колбасников А. – призер)
4. Городские краеведческие чтения «Пою тебя, Кубань родная» (Терехова Алиса, Дьяченко Ксения- 3 место)
Другой формой организации поисково-исследовательской деятельности учащихся являются этнографические, топонимические и туристические экспедиции. Своей целью ребята поставили знакомство с памятниками природы нашего края. Группа обследовала окрестности города Армавира, Фордштадта, Старой Станицы, ребята исследовали горные районы Адыгеи, побывали в Анапе, на Тамани.
Весь собранный материал был систематизирован и передан в школьный краеведческий музей.
Этнографические и топонимические экспедиции ставили своей целью сбор материала о традициях народов, населяющих наш край, происхождении названий населенных пунктов и природных объектов. Составлялись планы опроса населения, сценарии интервью, вопросники.
Например:
Сценарий неформализированного интервью по теме»
«История населенного пункта»
1. До какого колена Вы помните своих предков?
2. Где они проживали, чем занимались?
3. Как Ваши предки пришли на место жительства в слободу?
4. Кто и когда построил дом, в котором Вы живете? Перестраивался ли дом? Какие изменения были внесены? (Нарисовать схему дома, показав основные части внутреннего устройства).
5. Какие события, происходившие когда-либо в Вашем населенном пункте (НП), Вы помните лично?
6. О каких событиях, происходивших в Вашем НП, Вы знаете? Откуда Вы это знаете?
7. Какие известные в округе или стране люди когда-либо имели отношение к Вашему НП?
8. Что Вы знаете о происхождении Вашего НП? Откуда Вы это знаете?
9. Известно ли Вам, откуда пришли первые переселенцы в эти места? Почему они выбрали именно это место?
10. Было ли здесь другое поселение до прихода переселенцев?
11. Есть ли поблизости от Вашего НП городища, старые крепости, насыпи, рвы, пещеры? Как они называются?
12. Как Вы можете объяснить происхождение названия Вашего НП? Имелось ли другое название Вашего НП? Какое? Откуда такое название?
13. Существует ли разделение НП на части, как они называются? Почему?
14. Имели ли иные, чем сейчас, названия улицы Вашего НП? Какие?
15. Как называют различные угодья вокруг Вашего НП? Связано ли это с фамилиями, прозвищами жителей или это названия другого происхождения?
16. Какие исторические места находятся в Вашем НП или в его окрестностях (обелиски, курганы, руины, священные камни и т.д.)? Как они называются в народе? Существуют ли легенды об их происхождении или связанные с их прежней историей?
17. Какие традиции сохранились в Вашем НП? Есть ли свои праздники в НП, которые отмечаются всеми жителями? Существовали ли такие праздники раньше? Какие?
18. Были ли в Вашем НП места, где люди чаще всего собирались для обсуждения общих дел? Были ли специальные места для гуляния молодежи? Как они назывались?
19. Существует ли в Вашем НП церковь? Были ли другие церкви в Вашем НП? Как они назывались? Какова их судьба?
20. Посещают ли жители Вашего НП церковь? Как на Вашей памяти люди посещали церковь?
21. Какие церковные праздники и как празднуются в Вашем НП? Что означают эти праздники?
22. Существует ли у Вас представление о домовых, леших, оборотнях?
23. О каких народных приметах Вы можете рассказать? С чем они связаны?
24. Хотели бы уехать из Вашего НП в другое место жительства навсегда или на какое-то время? Почему?
Работу с топонимическим вопросником облегчает заранее подготовленная (пусть даже самая примитивная) схема. Подойдет любая карта местности. Лучше, если такая самодельная карта будет «немой» или с минимальным количеством подписей, которые нужно вносить в план по мере опроса местных жителей. В результате такой работы собирается богатый материал по топонимике.
Вопросник топонимики водных объектов
1. Как коренные жители произносят названия крупных рек и озер в регионе?
2. Одинаково ли произносят эти названия коренные жители разных национальностей? Есть ли разница в произношении названий у людей разных поколений?
3. Где берут начало, через какие места протекают, куда и с какой стороны впадают местные речки и ручьи? Как они называются? Как назывались раньше?
4. Названия местных речек на всем протяжении одинаковые или разные? Как местные жители объясняют колебания в названиях одних и тех же объектов? (
5. Где находятся броды на реках? Как они называются? Как местные жители объясняют эти названия?
6. Где находятся омуты, ямы, запруды, речные извилины, мели, косы, острова, ерики? Как они называются? Как местные жители объясняют эти названия?
7. Где находятся места для купания, рыбной ловли, отдыха? Как они называются?
8. Где находятся большие и малые озера, пруды и другие искусственные водоемы? Как называются они, а также их части? Как жители объясняют происхождение этих названий?
9. Как называются родники, ключи, колодцы? Откуда такие названия?
10. Помнят ли жители, как назывались водные объекты, которых уже нет? Где они находились, когда и почему исчезли?
11. Помнят ли местные жители легенды и предания, связанные с водными объектами на территории региона?
Продуктивная поисково-исследовательская деятельность предполагает широкие контакты с общественными и иными организациями. У кружка «Школьный музей» налажено плодотворное сотрудничество с городским архивом, Советом ветеранов, городским краеведческим музеем. Большую помощь в работе оказывают родители.
Анализ тем исследовательских работ, выполненных учащимися, показывает широкий круг их интересов: история, краеведение, этнография, топонимика, информатика, география. Большой интерес проявляют школьники к истории повседневности, военной истории, истории техники.
Работа в школьном краеведческом музее дает учащимся опыт практического характера, знакомит их с историческим прошлым родного края, проблемами и способами их решения, развивает их познавательный интерес и творческие способности.
Исследовательский метод обучения находит применение тогда, когда умственное развитие учащихся достигает такого уровня, что они в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности. Обдумав поставленную проблему, мы учим учеников самостоятельно намечать план поиска, строить гипотезу , определить способ их проверки, проводить наблюдения, фиксировать факты, сравнивать их, классифицировать, обобщать, доказать, делать выводы. Здесь достигается наибольшая самостоятельность мысли учащихся. Познавательная деятельность школьников по своей структуре приближается к исследовательской деятельности ученого .
Естественно, что исследовательский метод требует от учащихся серьёзной работы по его овладению под руководством учителя.
Используя исследовательский метод историко-краеведческой работы, учитель решает следующие задачи:
- Пробуждает у учащихся интерес к открытиям, исследованиям, создаст творческий подъём, активизируют их познавательную деятельность.
- Развивает у учащихся умения и навыки исследовательской работы, приобщает их к науке.
- Применение исследовательского метода в историка - краеведческой работе обычно осуществляется в процессе проведения школьных экспедиций, туристских походов, экскурсий, а также при изучения истории краеведческих объектов и создания школьных историко-краеведческих музеев.
Исследовательская работа формирует умения и навыки, необходимые выпускнику для успешной учебы в вузе и научной карьера. Опыт такой работы также пригодится всем, чья деятельность будет связана написанием текстов аналитического характера (резюме, отчетов, обзоров и т. д.), что сегодня очень востребовано на любом интеллектуальном поприще. Ученик не только занимается получением и освоением новой информации, но и имеет возможность применить свои знания и способности так, что это выходит за рамки учебного процесса. Еще будучи учениками, ребята получают возможность убедиться в том, что знания, полученные в школе, имеют реальную ценность.
Учащиеся, сталкиваясь с разным пониманием прошлого, знакомятся с разными историческими концепциями, способами интерпретации источников, с разным построением причинно-следственных связей. Процесс постижения прошлого может быть бесконечным, он всегда неполон и зависит от вопросов, которые задаются прошлому. А вопросы диктуются настоящим.
Специфика истории как науки предполагает, что исследователь должен понимать и основы экономики, и специфику разных религий, разбираться в политической жизни, основных вопросах философии, понимать особенности социального развития, стремиться узнать черты этнического облика изучаемых народов. Поскольку современные науки об обществе выросли ,прежде всего, из разных исторических концепций. Поэтому исследовательская работа по истории дает возможность старшекласснику выработать целостный взгляд на мир, соединить в процессе создания работы сведения о мире и обществе.
Подводя итог можно сделать следующие выводы:
1. В нашем школьном музее мы принципиально отказываемся от работ описательного характера, нацеливая учеников на проблемные, историографические исследования. Мы не видим никакой особой пользы в компилятивных работах учеников – эту работу они могут делать, готовясь к докладу на уроке, но не на конференции.
2. Нет ни одной исторической проблемы, которая в современной науке может рассматриваться лишь как сугубо историческая: она обязательно соприкасается и описывается политологическими, экономическими, социологическими и другими понятиями и категориями.
3. Написание исследовательской работы дает ученику возможность представить историю как многогранный процесс, который можно изучать с разных точек зрение и нельзя постичь без знание современных наук об обществе .
4. Самостоятельная исследовательская работа формирует понятийный аппарат ученика, готовит к более осознанному изучению других наук об обществе, таких, как культурология, политология, социология, экономика, проведение и формирует целостное представление о мире.
5. Написание исследовательской работы даёт старшекласснику возможность убедиться в том, что знания, полученные на уроках -это мёртвый груз, с которым непонятно что надо делать, а средство для понимания событий и явлений, которые происходят в современном мире.
Поэтому исследовательская деятельность в нашем школьном музее обширна, многогранна и глубока. Кроме того, она является необходимым элементом учебно-воспитательного процесса нашей школы.