Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках музыки в развитии творческого мышления младших школьников Просвирнина Ольга Сергеевна, учитель музыки высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 13» г. Балаково Саратовской области.
В представленной статье: выявляется взаимосвязь между использованием проблемных технологий на уроках и развитием творческого мышления учащихся; показываются существующие возможности применения проблемных ситуаций на уроках музыки.
Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная ситуация, творческое мышление, тесты П. Торренса.Современное образование ставит перед собой задачу воспитания всесторонне развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала, которая отличается мобильностью, динамизмом и конструктивностью. Это означает изменение способов, средств и методов обучения[4].
В связи с этим основным направлением своей педагогической деятельности считаю развитие творческих способностей, которые реализуются через мыслительную деятельность посредством использования проблемного обучения, а начинать развитие этих способностей необходимо с самого раннего возраста.
Актуальность исследования обусловлена тем, что без использования технологий проблемного обучения не могут быть глубоко осмыслены вопросы модернизации образования. На сегодняшний день данная проблема достаточно подробно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы, в частности на уроках музыки, должного внимания она не получила и требует дальнейшего изучения, научного обоснования, разработки фундаментальной методической базы.
В процессе работы над данной темой изучались труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов: С.Л.Рубинштейна, Т.В.Кудрявцева, И.Я.Лернер, М.И.Махмутова, Ю.Б. Алиева, Д.Б.Кабалевского и др.
Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе обучения преподаватель ставит перед учащимися проблемные задачи, решая которые ученики приобретают новые знания. Психологическая наука приходит к выводу, что не нужно устранять всех трудностей с пути ученика. Лишь в ходе их преодоления он сможет сформировать свои умственные способности[2].
Проблемное обучение – не абсолютно новое явление в педагогике. В прошлом с ним связаны известные имена: Сократ, Руссо, Дистерверг, Дьюи, Ушинский. В настоящее время многими вопросами проблемного обучения занимаются М.И.Махмудов, Т.В.Кудрявцев, Г.К.Селевко.
Методическими основами проблемного обучения на уроках музыки являются:
1. Самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.
2. Открытие неизвестного, нового.
Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания.
Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования[1].
Для реализации целей и задач данной технологии использую в своей педагогической практике различные способы и приемы организации процесса проблемного обучения, при которых учащиеся не только усваивают термины и определения, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененных условиях.
Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при восприятии музыки, музицировании, выполнении занимательных и домашних заданиях.
Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроке. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства. Нет ничего скучнее в жизни, чем однообразие, поэтому пагубно действуют на процесс и результаты общения с музыкой постоянное повторение традиционных вопросов или заданий. На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу. На своих уроках при слушании и анализе музыки я использую различные методы и приемы, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: написание мини-сочинения, размышления о музыке, эссе; описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, оркестровка инструментального произведения.
Интеграция различных видов искусства очень важна на уроках эстетического цикла. Вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Вызывают интерес учащихся и активизируют их деятельность задания следующего типа: «Музыкальная живопись», глядя на картину художника, анализируя событие изображенное на ней, краски, использованные при написании картины, услышать музыку и описать ее; «Живописная музыка» - изображение музыкального образа в рисунке.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Программа ориентирована на активную музыкальную деятельность школьников – на музицирование в доступной детям форме, которое представляет широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и подыгрывании пению.
Развитие певческих навыков у детей – кропотливая, систематическая работа учителя. Вокально-хоровая работа помогает развивать память, прививает любовь к хоровому пению, формирует положительные эмоции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения.
Пение «вслух» и «про себя» в виде цепочки, исполнение скороговорок, сочинение попевок, частушек – повышает интерес к хоровому пению, способствует накоплению певческого репертуара, развивает активность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку на творчество.
Инсценирование песен, театрализация; ритмопластика (исполнение придуманных движений, соответствующих характеру музыки) способствует разностороннему музыкальному развитию учащихся, углубленному освоению музыкального материала урока; позволяет проявить самостоятельность, создает положительную мотивацию на уроке, снимает физическую усталость и напряженность, активизирует творческую фантазию учащихся.
Практический опыт преподавания в области музыкального искусства в школе, позволяет мне утверждать, что организация системы домашних заданий по предмету «Музыка» - важный и необходимый этап в формировании и становлении интеллектуально-творческой личности школьника на всех его возрастных ступенях. Урок музыки – это урок искусства, урок творчества, а значит и домашние задания должны быть творческими.
Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к музыке как школьному учебному предмету, являются элементы занимательности, смекалки, игры и творческого подхода. Это воплощается в таких творческих, проблемных домашних заданиях как: рисунки, поделки, стихи, сочинения, мелодизация текста, танцевальные номера, музыкальные кроссворды, рефераты, творческие проекты с их творческой защитой.
Домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о возможностях каждого ученика, диагностируя динамику развития его музыкальных и творческих способностей. Система домашних заданий помогает учителю корректировать и прогнозировать дальнейшую работу с учащимися.
Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество ребенка связано с самостоятельностью и предполагает отказ от стереотипных действий. Поэтому главная задача современного учителя музыки - средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у школьников не только интеллект, но и душу.
Использование на практике проблемного обучения доказывает, что учащиеся при помощи самостоятельной деятельности способны создавать новое, оригинальное. Интересно то, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределом выполнения требуемого задания.
Результативность применения технологии проблемного обучения и изучения творческого мышления школьников проверялась в ходе педагогического исследования с помощью тестов П.Торренса в два этапа[3]. Первый этап был направлен на проверку уровня творческого мышления среди учащихся вторых классов. На основании полученных результатов в двух классах в течение трех лет проводились уроки проблемного характера. Третий класс считался контрольным. В нем проводились уроки с использованием объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов.
По окончании начальной школы вновь было исследовано творческое мышление учащихся с помощью тестов Торренса. Полученные данные позволяют утверждать, при систематическом применении проблемных методов обучения развивается творческое мышление школьников. Коэффициент высокого уровня мышления возрос на 40-50%, а коэффициент среднего уровня мышления на 33-37%.
Проведя педагогическое исследование, можем сказать, что организация такой технологии действительно способствует развитию творческого мышления учащихся. Результаты работы показывают, что в использовании проблемных технологий существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления учащихся. Урок музыки как предмет эстетического цикла позволяет наиболее полно раскрыть творческие возможности каждого ученика. Для получения положительного результата учителю необходимо хорошо усвоить технологию проблемного обучения и систематически применять ее на практике.
Технология проблемного обучения помогает воспитывать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях. Задача учителя – сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка.
Литература
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.
2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.,1983.
3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // АКТУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 2010-01-21