РАЗРАБОТКИ
|
Нравственность и качество образованияНравственность и качество образования
Онькова О.В., РМОУ Сокурская СОШ. Нравственность заключается в совершенном познании Время течет неумолимо. Все меняется в нашей жизни. Изменился и учебно-воспитательный процесс в школах: пришли новые технологии. На современном этапе политика реформирования системы образования предполагает неадекватность акцента на ее модернизацию вне духовно-нравственного контекста. Особое внимание уделяется вопросам качества образования, а также проблеме сохранения как физического, так и духовного, нравственного здоровья будущих граждан России. Чем вызван этот интерес к духовному состоянию общества? Прежде всего усиливающимся падением нравственности как среди взрослых граждан и что страшнее всего, среди детей и подростков. Примеров этого с каждым днем становится все больше и больше. Поэтому, главной задачей обучения, развития и воспитания является формирование духовно-нравственной личности школьника. Одна из главных задач школы – помогать строить и развивать духовное основание для жизни и общества, воспитывать полноценную личность, гражданина своей страны. Целью духовно-нравственного воспитания является воспитание творчески развитой личности, способной строить жизнь достойного человека, максимальное расширение круга интересов каждого ученика. Среди классических направлений развития личности: физического, умственного, эстетического, трудового и нравственного, - нравственное воспитание является важнейшим. Поэтому поговорим о воспитании нравственности. Нормами (критерием) нравственности считаются нравственные положения мировых религий. В частности, христианские библейские заповеди, "золотое правило", неприкосновенные права человека, записанные во "Всеобщей Декларации прав человека", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. (Напомним золотое правило - "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе"). Это такие моральные нормы, нарушение которых повлечет за собой, по большому счету, ущерб для его же собственных интересов. Каждый человек должен строить храм в душе своей или, хотя бы, идти по дороге к храму. Нужно отметить, что человечество научилось писать законы, но не научилось их исполнять. Без нравственности не действуют государственные, юридические, экономические законы, появляются агрессия и национальная вражда. Для добровольного неукоснительного выполнения норм нравственности у человека должно быть воспитано очень много духовных качеств. Первоочередная роль по воспитанию духовно-нравственной личности принадлежит семье. Именно в семье, особенно в раннем детстве, когда ребенок интенсивно впитывает жизненные впечатления, знания, овладевает опытом поведения, у него закладываются социальные основы личности. Современная семья может успешно реализовывать воспитывающую функцию, если родители всю деятельность, связанную с формированием личности детей, строят на научной основе и исходят из того, что воспитание растущего человека есть их естественная потребность и гражданский долг. Здоровый, гармоничный образ жизни семьи, гуманное отношение родителей к детям, благоприятный внутрисемейный психологический климат играют ведущую роль в семейном воспитании. Воспитание в семье есть систематическая помощь саморазвитию биологической и социальной природы детей, а также всестороннее усовершенствование личности в процессе ее жизнедеятельности с учетом заложенных природой сил и способностей. Проблема воспитания человека сложна, потому, что сложна природа человека - одна ненасытность потребностей ("человеку всегда мало"), чего стоит. Сначала надо абсолютно четко и однозначно установить приоритет воспитания нравственной чистоты и неукоснительного соблюдения человеческих ценностей над развитием всех других качеств личности и над обучением! Не вместо обучения, а впереди обучения. Правонарушения происходят сознательно(!), в основном, от безнаказанности (нет внешних тормозов) и от невоспитанности (нет внутренних тормозов). Поэтому надо создавать и внешние и внутренние тормоза. Внешние тормоза - это справедливые юридические законы и система мер, насильно обеспечивающая их неукоснительное выполнение всеми членами общества, а внутренние тормоза - это совесть. Внешние тормоза создает государство в лице правоохранительных органов и юридических законов. Внутренние тормоза создает воспитание. И тут велика роль педагогики и раннего воспитания нравственности. Внутренние тормоза, разумеется, первичны. Отметим, что создавать внешние тормоза (справедливые законы) тоже должны честные, неподкупные люди, со сформированными внутренними тормозами. Еще один резерв воспитания нравственности - это обучение творчеству. Считается, что творчество само по себе несет большой заряд нравственности. Почему? Творчество - это создание нового, а все новое интересно ребенку, а раз интересно, то он этим занимается с удовольствием, значит, у него нет времени и охоты хулиганить. А если ребенок активно занимается творчеством с раннего детства, то у него и не закладываются отрицательные наклонности. В школу приходит немало детей с уже сформированными негативными качествами (плохо воспитанные), поэтому, мало уметь воспитывать, надо уметь перевоспитывать все негативные качества: безнравственность, жестокость, лень, необязательность… Перевоспитание - это позор педагогики. Зачем сначала плохо воспитывать, а потом перевоспитывать? Надо сразу научить детей следовать всем положительным человеческим ценностям. Очень большая разница между тем, что говорят и требуют в школе и тем, что видит ребенок вне школы. Но это не значит, что надо опускаться до улицы. Школа и семья всегда должна быть примером нравственности и чистоты. В современных условиях качество образования является гарантией качества жизни человека. Качество образования - это соответствие образовательного результата и условий оказания образовательной услуги стандартам, ожиданиям местного сообщества, самих обучающихся и их родителей. Создание системы оценки качества образования призвано обеспечить обучающихся и их родителей, педагогические коллективы образовательных учреждений, органы управления образованием всех уровней, институты гражданского общества, работодателей надежной информацией о состоянии и развитии системы образования на школьном, муниципальном, и региональном уровнях. Как показывает практика, нравственное воспитание и качество образования неразрывно связаны. Давая качественное образование ребёнку, мы воспитываем высоконравственную личность. Но если знания закладываются без воспитания нравственных качеств у личности, это может привести к жутким последствиям. И здесь уместно вспомнить изречение Д.И.Менделеева: «Знания без воспитания - это меч в руках сумасшедшего». Подтверждением этих слов является содержание материала, раскрытого учащимися РМОУ Сокурская СОШ в научно – практической конференции «Наука и нравственность», девизом которой мы выбрали слова «Прав ли был Прометей, давший людям огонь». Основы нравственного воспитания закладываются в семье. В условиях, когда семья не может обеспечить ребенку подобного воспитания, обязанность по педагогическому воспитанию перекладываются обществом и государством на плечи школы. По мере возможности учреждения образования выполняют заменяющую функцию семейного воспитания, используют богатый арсенал педагогических приемов и методов. Педагоги вольны сами выбирать систему воспитания, но они должны представлять собой образцы нравственного поведения, иначе педагогическое воздействие будет сведено к нулю. Велика роль классного руководителя: в зависимости от его возможностей и способностей может применяться обширный арсенал форм и средств духовно- нравственного воспитания учащихся. Для этого можно использовать:
Главной задачей духовно-нравственного воспитания является формирование личности человека, основные интересы которого направлены не только на удовлетворение собственных потребностей, но в первую очередь на бескорыстное служение обществу, малой Родине, родному Отечеству. Физика как учебный предмет создает у наших ребят представление о научной картине мира, формирует мировоззрение, убеждения учащихся, умения самостоятельной работы, развивает логическое мышление и исследовательские навыки, то есть способствует воспитанию нравственной личности; вооружает учащихся методом научного познания, без которого человек не может стать творческой самостоятельно мыслящей личностью. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности,
Всего комментариев: 1
1
anizotrop • 11:34, 11.02.2011
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены