Муниципальное общеобразовательное учреждение «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7» г. Каменска - Уральского
Эссе «Мой взгляд на современное воспитание»
Абрамова Светлана Георгиевна учитель первой квалификационной категории, классный руководитель 5-Б класса
Г. Каменск – Уральский 2010 г. «Удерживайте детей распахнутыми руками» Ф. Саган
Наступил сентябрь, и я приняла от учителя начальных классов пятиклашек маленьких, смешных, любознательных, любопытных… Значит снова – работа, тревоги, заботы, удачи, огорчения, – все это будет, потому что я – классный руководитель! Учитель – профессия дальнего действия, самая главная на Земле. Она является источником радости, дает нам радость человеческого общения, счастье погружения в мир детства, чувство причастности к рождению нового в этой жизни, возможности заглянуть в будущее. Профессия эта уникальна тем, что через ум, сердце и душу учителя проходит в своем развитии все человечество. И те, кто решил посвятить свою жизнь обучению и воспитанию детей, должен обладать нравственными принципами. «Не навреди» – заповедь не только врача, но и педагога. Как бы не складывалась наша жизнь, жизнь в обществе, хороший учитель живет по законам Добра и Справедливости, по законам порядочных людей. Еще древние мудрецы говорили: «Человек – мера всех вещей». Для меня, как учителя, личность ребенка – цель, объект и результат моей педагогической деятельности, а сам ребенок равноправный субъект взаимодействия. Я часто говорю своим детям, что рядом с вами такие же люди, как и вы, со своими проблемами, трудностями, бедами и радостями, они разные, и всех их надо принимать, уметь общаться с ними. Живя в обществе, нельзя без людей обойтись, без законов нравственности, человечности. Поэтому моим педагогическим кредо в воспитательной работе является «Индивидуальная работа с учащимися через коллектив и непосредственно с личностью. Я сам…, я могу…, я обязан…, помоги мне». Никогда не унижать и не предавать ученика. Уметь в нужный момент встать на место ребенка и посмотреть на мир его глазами. Кто-то скажет: это не мы такие, просто время другое, и ничего с этим не поделаешь. Да, на самом деле, время другое, но это не повод опускать руки и плыть по течению. Всегда можно что-то изменить. И если из нас кто-то сделает хотя бы маленький шаг навстречу друг другу, можно говорить о больших изменениях, и, я уверена, переменах к лучшему. Эти изменения требуют и новых подходов в воспитании учащихся. Главной задачей для себя я вижу: помочь ребенку найти свое место в классном и школьном коллективах, свою нишу в социальной жизни, правильно определить свой дальнейший профессиональный ориентир. Современное воспитание отрицает любой вид господства или главенства. При этом особенно важно не превращать это во вседозволенность, не позволять детям тиранить себя. Очень трудно пройти по тонкому мостику воспитания, не свалившись в пропасть авторитаризма или анархии и вседозволенности. В своей работе я стараюсь придерживаться следующих принципов современного воспитания: 1. Необходимо увериться в собственных силах и дать чувство уверенности в своих силах ребенку. 2. В общении педагога и ребенка должно быть взаимное уважение. 3. В общении с ребенком необходимо придерживаться принципа равноценности. 4. Важно обращать внимание на любые достижения ребенка. Он может многое. 5. Необходимо давать детям право самим принимать решения. 6. Необходимо быть последовательным. Классный руководитель – это соратник, старший товарищ, организатор.… И мне, как классному руководителю, нравится работать со своим 5-Б классом. Мы все вместе обсуждаем классные дела, делимся сомнениями, тревогами, решаем спорные вопросы, находим точки соприкосновения. При этом дети мне доверяют, не боятся высказывать свое мнение, даже если оно не совпадает с моим. Мне с ними легко, но и не всегда просто. Если я в чем-то не права, не боюсь в этом им признаться, а если необходимо, и извиниться. Дети доверяют мне свои тайны, мне верят. Но эти отношения ко многому и обязывают. Поэтому необходимо, чтобы каждый ученик чувствовал себя личностью, ощущал внимание лично к нему, знал, что его голос будет услышан в общем хоре. Переходный возраст сам по себе опасен, однако ребёнок, который вступает в него без уверенности в любви окружающих, особенно уязвим. Он не готов столкнуться с таким обилием проблем. Дети, которые не знали любви, сами приучаются давать любовь в обмен на что-то. Они взрослеют, становятся подростками. К тому же уже в совершенстве овладевают искусством манипулировать. Пока такому подростку не перечат, он мил и приветлив. Но как только ему что-то не по нраву, он перестаёт любить. В ответ взрослые лишают его своей любви. Вы согласитесь, - это порочный круг. В результате подросток становится озлобленным и разочарованным Я учу своих детей готовности разделить радость и беду с другими: «Разделить радость – две радости, разделить горе – полгоря», вовремя протянуть руку помощи, отстаивать свое мнение и учитывать мнение других, всегда принимать чью-либо сторону, не отсиживаться в кустах. Да мало ли чему приходится учить детей ежедневно, ежечасно. И самому с ними учиться тому же. Важно, что у каждого ребенка свой особый мир переживаний, чувств, заслуживающий такого же уважения, как и мир учителя. К каждому ребенку – свой подход, каждый из них – личность. Необходимо учитывать и принимать эту индивидуальность и быть с ними искренним в мыслях, чувствах, поступках. Уважая мир детей, мы должны вовлекать их в общий труд познания нового, вызывая у них радость, чувство успеха, движения вперед. И идти по этому пути вместе рука об руку. Только так, а не иначе. Дети должны знать, что жизнь – это череда побед и поражений, но они обязательно преодолеют свои первые жизненные трудности, испытают радость победы. Человек родился! Его любят в семье все за то, что он есть. В школе эта истина должна продолжаться. Вопреки всему – просто любить! Они верят нам, верят, что взрослые рядом, умные, понимающие, надежные. Понимая ребенка, меняемся с ним и мы, становимся терпимее, добрее, мудрее, наблюдательнее. Итак, в основе любой концепции, системы, программы воспитания, по моему глубокому убеждению, должна лежать любовь к детям. Любовь умная и искренняя. Здесь нельзя фальшивить, играть в любовь. Дети очень хорошо чувствуют обман. Они ведь и характеризуют наши с ними отношения понятием «любит» - «не любит». Часто мы даже не замечаем, как невнимательно слушаем ребенка, поглощенные своими заботами и проблемами, как грубо что-то буркнем в ответ на его вопрос или вообще не отвечаем, а иногда и того хуже, сделаем замечание или заругаем, даже не вникнув в произошедшее. А ребята говорят: «Она нас не любит». Учитель этого не говорит, а они дают именно такую оценку подобным отношениям. И в связи с этим вспоминаются слова Н.Ильинского: «В борьбе добра со злом воспитание должно помочь добру застигнуть человека еще в детском возрасте и охранять его от зла в последующие годы». А добро и любовь – это синонимы или, по крайней мере, категории, не существующие друг без друга.
Прочитала в статье: "Значит снова – работа, тревоги, заботы, удачи, огорчения, – все это будет, потому что я – классный руководитель!" Из пяти слов, характеризующих эмоциональный фон работы классного руководителя только одно позитивное - УДАЧИ.
Уважаемые господа-товарищи, по-моему, здесь следует комментировать вышеозначенную статью, а не "подкалывать" коллег по поводу наличия самолюбия. Кстати, не совсем плохая черта, даже, можно сказать, замечательная черта - самолюбие. Человек, не обладающий этим качеством, - тряпка. Дальше мысль развивать не буду. Скажу лишь, что для подобных "обменов любезностями" существует форум: вот и дерзайте. Что же касается сочинения небольшого объема со свободной композицией, то оно на меня особого впечатления не произвело - больше похоже на доклад на педсовете. Уж извините, это мое мнение. А истинные ценности были произнесены две с лишним тысячи лет назад в Нагорной проповеди. Они-то и должны лежать в основе всякого воспитания. Это было в недалеком прошлом и к этому неизбежно придем в ближайшем будущем.
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.