РАЗРАБОТКИ
|
Развитие познавательной деятельности учащихся с помощью сенсорных репрезентативных систем
Развитие познавательной деятельности учащихся с помощью сенсорных репрезентативных систем
В настоящее время отмечается возрастающий интерес , к тем технологиям и моделям обучения, которые получили название личностно-ориентированных. Они в большей мере, чем традиционные, адекватны возможностям ребенка. Главной идеей в данном подходе является индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. В связи с этим я два года назад начала работу над темой самообразования: « Развитие познавательной деятельности учащихся с помощью сенсорных репрезентативных систем». Изучая литературу по данной теме, я пришла к выводу, что первичной характеристикой познавательного стиля ученика, является сенсорное предпочтение и развитие на их основе сенсорных стратегий. Репрезентативные системы являются своего рода «фильтрами» нашего восприятия, а школьное обучение для ребенка- это, в основном процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей можно условно разделить на 3 группы: -визуалы- люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения; -аудиалы- те , кто в основном получает информацию через слуховой канал; -кинестетики- воспринимают информацию через ощущения ( обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Для того чтобы определить к какой группе относится ребенок , можно использовать тестовые методики. Визуальный способ: ученикам визуально предлагается запомнить в течение 15 секунд ряд состоящий из 15 знаков (букв,цифр) , а затем записать их. Аудиальный способ: ученикам аудиально предлагается запомнить в течение 15 секунд ещё один ряд из 15 символов , а затем произнести с закрытыми глазами или записать. Кинестетический способ: ученикам палочкой записать 15 знаков на спине с интервалом 1 секунда и попросить записать на бумаге. С каким заданием ребенок справится лучше , к той группе он и относится. Кроме тестовых методик можно распознать ведущий канал с помощью наблюдений. Визуалы в своей речи часто употребляют слова , связанные с со зрением ( смотреть, наблюдать, картина , на первый взгляд, как видите и т.д.) Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, тишина, громкий и т.д.). Словарь кинестетика в основном включает в себя слова , которые описывают чувства или движения (мягкий, теплый, прикоснуться и т.д.). У многих может возникнуть вопрос: «Зачем нам необходимо знать, каким образом учащиеся воспринимают информацию?». Я постараюсь ответить на этот вопрос . Если учитель знает к какой категории относится его ученик, ему легче строить с ним отношения. Если учитель представляет информацию, используя все каналы восприятия, тогда у каждого ученика есть шанс усвоить, хотя бы часть сообщений. Хорошо если учитель будет знать , что визуалы помнят то, что видят и запоминают картины , аудиалы то , что слышат и запоминают слушая, а кинестетик помнит общее впечатление и запоминает двигаясь. От визуала можно требовать быстрого решения задач, от аудиала повторение услышанного материала, от кинестетика лучше не ждать ни того , ни другого – он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителя и родителей. При работе на уроках или дома рекомендуется : -визуалу иметь под рукой листок, на котором он будет в процессе осмысления и запоминания материала чертить, штриховать, рисовать; -аудиалу не делать замечания, когда в процессе запоминания издает звуки,шевелит губами, так ему легче справиться с заданием; -кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, ему необходима моторная разрядка. Очень важно общаться с ребенком «на его языке»: -с визуалом используя слова ,описывающие цвет, размер, форму, выделяя цветом различные пункты ,используя схемы, таблицы, наглядные пособия; -с аудиалом используя вариации голоса (громкость, пауза, высота); -с кинестетиками используя жесты, прикосновения, чем больше преувеличений, тем лучше запоминают. Разумеется, любой человек в своей жизни использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуал и это не значит , что другие органы чувств не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто, тем эффективнее идет процесс обучения. Протестировав свой класс, у меня получились следующие результаты: 60% визуалы,23% аудиалы,9% кинестетики, 8% визуалы-аудиалы в равной степени. Зная , что основная масса детей визуалы больше использую наглядные пособия, но и про другие каналы не забываю. Приведу некоторые примеры из своей работы. При изучении словарных слов на уроках русского языка используем все 3 канала: -сначала смотрим на словарное слово записанное на доске , стараемся запомнить глазами «фотографируем», -читаем вслух, -пишем обратной стороной ручки это слово на ладони. На уроках литературы работая над художественным произведением каждый ребенок пишет то , что видит, слышит и чувствует в прочитанном. Например , работая над произведением Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза», дети заполняют таблицу. " Вижу" " Слышу" " Чувствую" Ручей Грохот грома Влажность Тучи Пение птиц Прохладу Молнию Журчание ручья Радость Солнце Каждый столбик соответствует каналу восприятия и если ребенок визуал , то больше слов он запишет в столбик «вижу» и т.д.
Всего комментариев: 2
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Как развивать детей эффективно, не смотря на занятость и нехватку времени Когда лучше начать изучение английского языка Безопасность ребенка в Интернете Факторы риска возникновения осложнений и трудностей в поведении и развитии личности ребёнка Ребенок и школа: как подготовиться, начать учебу и сохранить интерес ребенка к знаниям |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены