РАЗРАБОТКИ
|
Доклад на тему «Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного образования с
Проблема достижения качественного образования учащихся – ключевая для российского образования. В качественном образовании (речь идет об общем образовании) заинтересованы все: учащиеся, учителя, родители, бизнес-сообщество, государство. Под качественным образованием сельского школьника мы понимаем осознанное овладение учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями, важнейшими составляющими стандарта образования наступившего века: математики и информатики, русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических, познавательных, ценностно-ориентированных, коммуникационных задач и проблем.
Главный продукт качественного образования – это личность, всесторонне подготовленная к самостоятельной жизни и труду в условиях рыночной экономики, способная на основе приобретенных базовых знаний, умений и навыков решать практические задачи, жизненные проблемы, иметь потребность в преобразованиях. Для личности качественное образование должно стать прочной основой жизненного старта. Для общества – базой для подготовки трудовых ресурсов высокого качества и квалификации. Значит, учить нужно, как точно сформулировал известный педагог конца XIX в. С.А. Рачинский, не для экзамена, а для последующей жизни. Известно, что образовательная инфраструктура подавляющего большинства территорий России характеризуется преобладанием общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Одна из главных задач сельской школы дать детям современное образование, соответствующее изменившимся потребностям личности и общества, тем самым реализовать конституционное право детей на доступное и качественное образование. Достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий; создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования. Неотъемлемой составляющей этих технологий являются информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии. Внедрение Информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс позволяют ученикам • изучать материал с точки зрения его необходимости и достаточности для обеспечения формирования ключевых и предметных компетентностей; • ускорить поиск необходимой информации; • иметь возможность свободного доступа к информации, содержательному компоненту той или иной образовательной области, знаниям, накопленным мировым сообществом; • пребывать в комфортной эмоциональной среде во время повторения, усвоения нового материала; • стимулировать мотивацию обучения, создавать «интеллектуальную ауру» за счет наглядности, демонстративности преподносимого материала, представления изучаемого в виде графиков, схем, анимации; • стимулировать самообразование, самоанализ; • работать в режиме решения проблемных вопросов, оперативно восполнять пробелы в знаниях; • работать активно, творчески по интересующим вопросам, темам, проблемам профильного обучения, элективным курсам; • эффективнее работать над выполнением домашнего задания; • восполнить материал, пропущенный во время болезни; • следовать по маршруту виртуальной лаборатории, практикума, экскурсии соответственно своему ритму, индивидуальным особенностям, в самостоятельно-поисковом режиме. Средства ИКТ являются эффективным средством индивидуализации обучения, интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышению мотивации и познавательной активности. У обучающихся развивается умение осуществлять поиск в образовательной сети Интернет, классифицировать информацию, критически подходить к ней, сопоставлять, то есть, в целом, способствует повышению информационной культуры, что является необходимым качеством современного человека, прививает навыки самообразования, помогает «превращать учебу в радость открытия». Педагоги, активно работающие в сети Интернет, взаимодействуют между собой, делятся друг с другом уникальными педагогическими находками и обогащаются результатами практической деятельности в обучении и воспитании. Учителя используют инициативы, существующие и появляющиеся в сети для приобщения учащихся к работе в различных сетевых проектах. Педагоги и обучающиеся становятся участниками мирового информационно-сетевого сообщества. Итак, использование информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий делает обучение деятельностным, опережающим, востребованным, позволяющим активно проводить мониторинг качества и эффективности образовательного процесса. Для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий каждое образовательное учреждение должно решить задачи электронной готовности, складывающейся из количества и видов компьютеров, оргтехники, наличия локальной сети, устойчивой качественной связи с сетью Интернет. Наличие именно этих показателей позволит расширить границы информационного пространства, в котором образовательной средой для каждого педагога и ученика может быть весь мир. Обучающиеся смогут учиться в индивидуальном режиме. Педагоги - расширять свой потенциал, взаимодействуя с лучшими преподавателями и исследователями, совершенствовать методы преподавания, используя возможности и преимущества новых достижений в образовании. В одной из базовых школ района МОУ Сосновской сош №2 созданы все условия для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий. Педагоги школы имеют возможность использовать ресурсы глобальной сети Интернет не только при подготовке к уроку, во внеклассной работе, но и непосредственно на уроке, адресовать учащихся к образовательным ресурсам во время выполнения домашнего задания. В школе в образовательных целях используются 63___компьютеров, 8__принтеров, 5__ сканеров, 3__ноутбуков, 5__мультимедийных проекторов, 2 интерактивные доски 27__компьютеров соединены в локальную сеть, имеют выход в интернет В школе функционирует компьютерный класс, оснащенный 14 компьютерами, 1 интерактивной доской), медиакласс - 13 компьютерами, интерактивной доской. Все компьютеры соединены в локальную сеть, имеют выход в Интернет. В этих классах проходят уроки информатики, уроки с компьютерной поддержкой, классные часы, защиты проектов, презентации исследовательских работ. Во внеурочное время в медиаклассе ежедневно работают обучающиеся и педагоги. Обучающиеся используют возможности сети Интернет в поисках нужной информации, для подготовки домашних заданий, написании докладов, рефератов, творческих работ, участия в конкурсах через Интернет. Глобальная информационная сеть Интернет играет важную роль в развитии творческих способностей обучающихся через участие в дистанционных проектах, конкурсах и олимпиадах различного уровня. В школе традиционным стало участие в сетевых конкурсах различного уровня, так в 2009-2010 учебном году обучающиеся и педагоги школы приняли участие в дистанционном конкурсе «Вокруг меня гудит 20 век», международном Интернет проекте «HOME. Свидание с планетой», областном конкурсе медиа-ресурсов, Фестивале IT-активных учителей PRO-движение, конкурсах, проводимых порталом «Сеть творческих учителей»: «Компьютерная семья», «Состоявшиеся в профессии», «Молодежная волна», Виртуальная экспозиция методических материалов, завоевали призовые места в Международном Интернет-конкурс «Страницы военной славы 2010». Трудно переоценить педагогическую значимость такой работы, когда ученики видят результаты своих исследований, поисков, творческих работ на сайте в Интернете, обращаются к ним во время уроков, внеклассных занятий и мероприятий. Безусловно, учащиеся ощущают себя не только пользователями, но и создателями, соавторами образовательных сайтов, что способствует их самореализации, самоутверждению, становлению личности. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий в школе не обходится без использования информационных и Интернет-технологий. Используя приложения Microsoft Office школьники создают мультимедийные презентации, видеоролики. В школе регулярно выходит газета «Школьный курьер», видеоновости «Зеркало», создание которых также не обходится без компьютерной поддержки. У образовательного учреждения есть свой сайт в сети Интернет и внутришкольный сайт, где для обучающихся размещается много полезной информации. Использование учителями-предметниками информационных ресурсов позволяет вести уроки на современном научном уровне, интегрировать знания по разным предметам. Выделяют уроки с мультимедийной поддержкой - в классе стоит один компьютер, мультимедийный проектор и уроки в компьютерном классе, где все обучающиеся или по группам работают за компьютерами. Во время подготовки и проведения уроков педагоги могут обращаться к электронным библиотекам, различным энциклопедиям, on-line-тестам, а также самым различным ресурсам, созданным в сети Интернет, используя технологию поиска информации в сети Интернет. Использование ресурсов Интернет позволяет охватывать больший по объему материал, оценить и проанализировать его, выделив из него главное. Например, учащиеся могут совершить виртуальные экскурсии по странам и музеям мира, провести виртуальный опыт по химии, не имея лабораторного оборудования, получают возможность поделиться впечатлениями от увиденного, выразить свою точку зрения, сопоставить различные мнения и оценки. В 2009-2010 учебном году обучающиеся 11 классов приняли участие в сдаче пробного ЕГЭ по математике по материалам, размещенным на сайте Московского института открытого образования в системе СтатГрад. Все это вызывает глубокий интерес и стремление к самостоятельному изучению предмета, способствует повышению качества знаний. В школе ведется работа по созданию медиатеки, в которую войдут аудио и видео пособия, электронные учебники, мультимедийные презентации к урокам по разным предметам. При всех положительных аспектах использования ИКТ необходимо учитывать психофизиологические возрастные особенности учеников, соблюдать нормы СанПина, чтобы избежать отрицательных последствий, образовательно-воспитательных неудач. При организации учебного процесса с использованием ИКТ следует учитывать: • Электронный учебник не может и не должен заменить книгу. Приоритетным в создании новых информационных технологий является совмещение полиграфических учебников с электронными ресурсами. • Критерии хорошего образовательного сайта — высокое качество содержания и простота использования, хорошо согласованный аудиовизуальный ряд, чередующийся с интерактивными упражнениями. Изобразительный ряд уменьшает вредную для зрения форму работы с компьютером — чтение текста с экрана. • ИКТ значительно оптимизируют процессы познания, ускоряют темпы работы, увеличивают объем информации, предлагаемой ученикам в короткий срок, что увеличивает нагрузку на центральную нервную систему. • ИКТ способствуют индивидуализации процесса обучения. Однако отсутствие обратной связи, речевого общения с соучениками, учителем приводит к перегрузке ЦНС. Ученик должен слышать учителя, чему помогает психологический контакт между учеником и учителем, между соучениками. • Чрезмерная увлеченность компьютером приводит к утомлению, формированию стресса, гиподинамии. • Чрезмерное увлечение компьютерными играми уводит ребенка в виртуальный мир, что негативно сказывается на его психике. • Наглядность, демонстративность, красочность преподносимого материала положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся. Однако эмоции, эйфория мешают усваивать материал, анализировать его, обобщать, и тогда урок превращается в бездумное времяпрепровождение. Умелое руководство педагога, обучение детей культуре работы в информационной среде позволит избежать отрицательных последствий, образовательно-воспитательных неудач.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены