Использование мультимедийных технологий в системе дополнительного образования
Использование мультимедийных технологий в системе дополнительного образования
Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Поэтому одно из направлений образовательной политики нашей школы направлено на развитие системы дополнительного образования. На базе школы функционирует Центр дополнительного образования детей, основной целью работы которого является создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей, обеспечение его современного качества, доступности и эффективности на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности. Однако современные тенденции развития системы дополнительного образования связаны как с изменением методического содержания преподавания, так и с техническим и технологическим обновлением процесса обучения. Новые информационные технологии выступают в качестве инструмента образования и воспитания обучающихся, развития их коммуникативных, когнитивных, творческих способностей и информационной культуры. Это необходимо для того, чтобы современный человек мог ориентироваться в насыщенном информационном пространстве, владея специальными средствами. Этими средствами являются средства мультимедиа коммуникаций, или просто мультимедийные средства (ММС). При использовании традиционных технических средств от педагога, требуются определенные пользовательские умения, ориентация на имеющийся опыт. Сейчас компетенции педагога в области применения ММС, т.н. ИКТ компетенции, стали просто необходимы. Только тот, кто владеет ими, может профессионально использовать постоянно растущий информационный ассортимент медиакоммуникаций в любой момент. Технологические возможности мультимедийных средств велики, так как они позволяют организовать разнообразную учебную деятельность обучающихся, значительно повышают эффективность и мотивацию обучения. Использование прямого эфира для просмотров новостей, Интернета, различных видеоматериалов, записанных из эфира, художественных фильмов, мультимедийных программ, специально подготовленных для учебного процесса, электронных учебников, мультимедийных справочников, энциклопедий и словарей позволяет создать коммуникативную среду для обучения, развить интерес к получению новых знаний. Мультимедия – это совокупность программно-аппаратных средств, реализующих обработку информации в звуковом и зрительном видах. Мультимедиа спроектирована, чтобы передавать звук, данные и изображения по сетям. Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы создают интегрированную информационную среду, в которой пользователь обретает качественно новые возможности. Сочетание комментариев педагога с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание детей к содержанию излагаемого материала и повышает интерес. Обучение становится занимательным и эмоциональным. При этом существенно изменяется роль педагога в учебном процессе. Он эффективнее использует время занятия, сосредотачивая внимание на обсуждении наиболее сложных и важных фрагментов материала. Применением ММС способствует активизации эмоционального воздействия занятия. Это связано с тем, что: • во-первых, обучающая среда создается с наглядным представлением информации в цвете (психологами доказано, что запоминаемость цветной фотографии почти в два раза выше по сравнению с черно-белой); • во-вторых, использование анимации является одним из эффективных средств привлечения внимания и стимулирования эмоционального восприятия информации; • в-третьих, наглядное представление информации в виде фотографий, видеофрагментов смоделированных процессов оказывает более сильное эмоциональное воздействие на человека, чем традиционное, поскольку оно способствует улучшению понимания и запоминания явлений, действий, процессов, демонстрируемых на экране. В зависимости от формы представления информация ММС делятся на статичные, динамичные и интерактивные. К статичным средствам относятся фотографии, распечатки. К динамичным – телевидение, кассеты, видео, кино СD, DVD, к интерактивным - компьютер, Интернет, интерактивное ТВ. Все виды ММС применяются практически на каждом занятии по дополнительным образовательным программам всех направленностей, реализуемых на базе Центра ДОД. Мультимедийные технологии позволяют программно соединить слайды текстового, графического, анимационного характера с результатами моделирования изучаемых процессов. Это дает возможность воплотить на новом качественно более высоком уровне классический принцип дидактики — принцип наглядности. В рамках социально-педагогической направленности на базе Центра реализуется программа «Азбука эстетики». Данная программа является специализированной программой эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, эффективно содействующей духовно-нравственному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям русского народного и классического искусства, развитие творческих способностей детей, воспитание чувства прекрасного, знакомство с историей народного творчества. Создан ряд мультимедийных презентаций «Гостевой этикет», «Все о подарке», «Встречают по одежке» и др. Обучение проводится на основе синтеза речи, музыки, изображения, что позволяет наиболее полно погрузиться в обучающую среду. С этого учебного года введена социально-экономическая направленность. Реализуются программы «Первые шаги в экономику» для младших школьников, «Тайны Макоши» для школьников среднего звена и «Основы экономических и правовых знаний» для старшеклассников. Которые способствуют формированию представлений об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов даст возможность школьнику включиться в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения. Для занятий в старших группах используются электронные учебники, которые включают в себя справочный материал, словарь, упражнения, предназначенные для самостоятельной работы дома с компьютером. Применение мультимедийных обучающих программ имеет целый ряд преимуществ по сравнению с текстовой учебной литературой, а также прекрасно интегрируется с традиционными формами занятий. В рамках интеллектуально-познавательной направленности реализуется программа «Тайны журналистики», которая позволяет получить теоретические знания и реализовать свой потенциал в практической деятельности, формирует способность к рефлексии и самосовершенствованию. Для работы с воспитанниками педагог использует не только текстовые газетные и справочные материалы, но и видео-сюжеты, прямые трансляции телевидения, видео-конференции, аудио-записи. Журналистские материалы публикуются не только в печатных изданиях районной газеты «Притамбовье» и газете «Школьное перо», но и размещается на страницах Интернет. В рамках художественно-эстетической направленности реализуется дополнительная образовательная программа «Мир театра». Воспитанники развивают и совершенствуют основные психические процессы: наблюдательность, фантазию, мышечную свободу, смелость публичного выступления. Программа «Детства звонкий голосок» также реализуется в рамках художественно-эстетической направленности. Наши воспитанники формируют представление о культуре хорового исполнительства, получают знания в области истории возникновения хорового искусства. В Центре дополнительного образования создано объединение «Каблучок», в рамках которого реализуются несколько программ. Программа «Танцевальный серпантин» прививает ребенку необходимые двигательные навыки и умения чувствовать и ощущать музыкальный ритм. Программа «Основы современной пластики» позволяет сформировать у воспитанников начальные навыки современного танца. Программа «Спортивный бальный танец» позволяет освоить воспитанникам, как технику бального танца, так и правила этикета, что ведёт за собой развитие эмоциональной культуры личности, интеллекта. В процессе обучения на занятиях используются не только традиционные светотехнические и звукотехнические средства, но и новые информационные технологии (мультимедийный компьютер, Интернет). Использование этих новых информационных технологий позволяет повысить эффективность преподавания, основной целью которого является развитие и совершенствование навыков. Разработаны презентации «Виды танца», «Истоки», «Танцы народов мира», в которых использованы не только графические изображения, но и видео-сюжеты, снят видео-фильм по итогам работы студии бального танца «Эль-Гранд». Создана художественная студия «Волшебная палитра», воспитанники которой работают в технике: карандаш, фломастер, акварель, гуашь, пастель. На занятиях кроме традиционных форм, используются видео-уроки, слайдовые презентации, виртуальные выставки шедевров художественного искусства. В рамках программы «Веб-сайты с нуля» организовано дистанционное обучение. Мультимедийные системы основаны на компьютерной технике. На занятиях используется локальная сеть, при помощи которой педагог может управлять работой всей группы. Такие системы имеют наиболее широкие функциональные возможности. Интернет применяется как источник дополнительных материалов для педагога при подготовке к занятию, а также для самостоятельной работы воспитанников в виртуальном режиме. Школьная библиотека преобразована в медиатеку, в которой собраны мультимедийные ресуры по различным направлениям деятельности. Педагоги и воспитанники могут воспользоваться видеофильмами, CD, DVD-дисками, электронными энциклопедиями, видео-уроками, виртуальными тренажерами. Так как школа работает в режиме ресурсного центра, на ее базе осуществляется обучение по ИКТ. Педагоги повышают свой уровень пользователя персональным компьютером. Изучают текстовый редактор Word, учатся делать презентации в программе Power Point, знакомятся с особенностями работы в интернете и возможностями электронной почты. Проводятся мастер-классы и открытые занятия в различных объединениях Центра. Таким образом, создаются условия для эффективного применения мультимедийных технологий в образовательном пространстве системы дополнительного образования.
Прочитал статью! Спасибо! Полностью согласен с "Сейчас компетенции педагога в области применения ММС, т.н. ИКТ компетенции, стали просто необходимы." Сам иногда пишу статьи про мультимедийные технологии в образовании. Успехов!
Ответ: Ссылки на сторонние ресурсы в комментариях публиковать нельзя! Комментарий отредактировал Администратор УП
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.