РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности познавательных способностей творчески одаренных детей и их проявление в школьном обучении.

Особенности познавательных способностей творчески одаренных детей и их проявление в школьном обучении.

Пономарева Е.А. – директор МОУ Сосновской сош № 2

В условиях преобразования нашего общества всё большее внимание на страницах самых разных изданий уделяется проблемам человека, его сознания, духовности, культуры, нравственности, образования и прежде всего проблеме интеллектуального потенциала и интеллектуальных ресурсов общества. Мы ещё не осознали, что совокупный человеческий интеллект всё в большей степени становится главной производительной и вместе с тем творческой силой культуры и цивилизации. Именно поэтому к интеллекту пора относиться как к главному ресурсу человечества, важнейшему средству решения глобальных насущных проблем современности и как к важнейшей ценности и цели развития общества. Думается, что из всех существующих этот ресурс станет самым надежным, неисчерпаемым.
Интеллектуальный потенциал общества далеко не однороден. Его многочисленные разновидности играют различную роль в современном мире, в судьбах цивилизации, культуры. Из многих существующих проблем интеллектуального потенциала в настоящей работе обсуждается проблема одарённости детей.
С раннего возраста одарённых детей отличает высокая познавательная активность. Процесс взаимодействия ребёнка с миром, познание последствий дают ему возможность двигаться по реальному содержанию объекта, как бы погружаясь в него и, что очень важно, изменяться.
Изучением творческой одарённости детей занимаются многие исследователи (В.А. Крутецкий, А.П. Линькова, И.В. Дубровина и др.). Исследованиями установлено наличие индивидуальных различий в успешности обучения, а также различия в творческих возможностях (творческом потенциале) детей и учащихся. Доказана дифференциация всех детей в каждом возрасте по их творческому потенциалу – от умственной отсталости до высокой талантливости и общей одарённости. Получен большой фактический материал, позволивший создать первичное представление о структуре одарённости. Оказалось, что психологическая структура одарённости совпадает с основными структурными элементами творческой деятельности. Проявления творческой одарённости многообразны. Они выражаются в детском возрасте в более быстром развитии речи и мышления, ранней увлечённости учебными предметами, в активности (А.М. Матюшкин), в стремлении обнаружить новое в обычных ситуациях, самостоятельной постановке вопросов и проблем.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Для выявления одаренности используются самые разные методы: от простого педагогического (и даже родительского) наблюдения до специально разработанных, стандартизованных тестовых заданий, а также игровых и тренинговых методов. Однако особая сложность одаренности как объекта психологической теории и практики заставляет специалистов постоянно подчеркивать, что идентификация (выявление) одаренных детей должна производиться специально подготовленными психологами.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
 Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
 Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
 Не могут четко развести реальность и фантазию.
 Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
 Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
 Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
 Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание "одаренный ребенок" в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он одаренный, на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности.
Можно выделить следующие виды одаренности:
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественно - эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности – лидерскую одаренность.
И, наконец, в духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Деятельность всегда осуществляется личностью, цели и мотивы которой оказывают влияние на уровень ее выполнения. Если цели личности лежат вне самой деятельности, т.е. ученик готовит уроки только для того, чтобы не ругали за плохие отметки или чтобы не потерять престиж отличника, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Отмечая способности такого ребенка, не следует говорить о его одаренности, поскольку последняя предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место "развитие деятельности". Развитие деятельности по инициативе самого ребенка и есть творчество.
При таком понимании понятие "одаренность" и "творческая одаренность" выступают как синонимы. Таким образом, "творческая одаренность" не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности, характеризуя любой вида труда. Условно говоря, "творческая одаренность" – это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.
Творческая одаренность, т.е. способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности, рассматривается как реализация человеком своей уникальности, а тот или иной творческий потенциал признается неотъемлемой характеристикой каждой человеческой личности.
Для развития творческого потенциала личности необходимо систематически обращаться к ее эмоциональным переживаниям. Возможность выразить свои эмоциональные состояния дает человеку ощущение реализованное собственной уникальной индивидуальности, что позволяет ему воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении потенциальными возможностями.
Чтобы ученик смог реализовать свои творческие способности, необходимо сформировать достаточно высокую самооценку, которая стимулировала бы его к деятельности. Поэтому творческие достижения ученика не следует уценивать с позиций общепринятых нормативных стандартов. Педагог, школьный психолог должны особо отмечать индивидуальные достижения ученика, при этом оценочный фокус должен быть перенесен с самого ученика на сделанное им открытие.
Механизмы развития творческого потенциала личности через эмоциональное содержание, через проявление человеком своей индивидуальности универсальны; они работают во всех возрастах.
Во всех возрастах работа по развитию творческого потенциала учащихся приводит к развитию их лидерских навыков, самоуважения и чувства собственного достоинства.
Учитывая особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и – в определенной мере – ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и/или углубленно, планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний.
Одна из основных характеристик одаренных детей и подростков – независимость (автономность): отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. В какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать эту психологическую особенность, понимая ее природу. Все это не может не вызвать известную настороженность педагогического коллектива по отношению к таким детям, их внутреннее, а часто и открытое неприятие. Во многих случаях такие проявления одаренного ребенка неверно трактуются как его недостаточная воспитанность или желание быть вне коллектива. В целом, видимо, можно говорить об определенной неконформности ярко одаренных, творческих детей.
Обучаемость – это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др.
Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.
При этом деятельность педагогов предусматривает:
а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи – содержание – обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ – определение индивидуальных образовательных траекторий – технологии – методика развивающего обучения и практика – образовательная деятельность – помощь семьи в образовании и воспитании детей.
Чтобы развить человека, необходимо рационально выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное: насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
 Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
 Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
 Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Не подлежит сомнению, что ключевой фигурой создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы одаренного ребенка, является учитель (педагог). В свою очередь, это предъявляет особые требования к его профессиональной и личностной подготовке. Здесь уж недостаточно высокой предметной подготовки, потому что обучение начинает приобретать развивающий характер. (Следовательно, на смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний – умений – навыков в той или иной пред местной области, приходят развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесс своего развития в целом: и телесного, эмоционального, и интеллектуального, личностного, и духовно-нравственного.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
 принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
 принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
 принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
 принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
 принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
 Осознание важности успешной работы с одаренными детьми каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
 Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
 Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Необходимо включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
 учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
 учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
 учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
 учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Поэтому, кроме предметной, подготовка учителя должна включать в себя:
 представление о том, что такое одаренность и особенности развития одаренны детей;
 понимание того, что представляет собой развивающее образование, в чем его отличие от традиционных форм обучения воспитания и даже от развивающего обучения (чаще всего для педагогов "образование" и "обучение" — почти синонимы
 знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях различных образовательных сред;
 знание о том, что такое образовательная среда, ее разновидности (семейная, младшешкольная, среднешкольная, старше школьная, внешкольная дополнительная стихийная), кто является ее субъектам! каковы типы образовательной среды (догматическая, творческая и др.) и типы взаимодействия между ее субъектами (авторитарный, демократический, гуманистически и т.д.);
 знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса, а для этого — умение выделит психологические и дидактические цели, также "облачить" психологические задач в дидактическую форму учебно-методического материала и организации учебного процесса;
 умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между различными субъектами образовательной среды (с учащимися по отдельности и в группе, с родителями, с коллегами-учителями, со своим руководством); умение встать в рефлексивную (самоосознающую) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить. "Чему учить" – тем знаниям, которые в результате скачка информационных технологий (мультимедиа, Интернет и т.п.) через пять лет станут никому не нужными, или же способам освоения новых видов деятельности, умению работать с мощными информационными потоками и т.д.? "Как учить" – традиционными методами передачи знаний по принципу "делай, как я" или "давай делать вместе, в сотрудничестве"? "Зачем учить" – что бы вырастить высокопрофессионального, но "узкого", бездуховного специалиста или же специалиста широкого профиля, способного гибко перестроить свою деятельность при изменении социально-экономических условий и собственных жизненных установок, личность "планетарного сознания" с общечеловеческими жизненными ценностями или же личность, ограниченную профессиональными, конфессиональными, этническими и т.п. стереотипами?
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся на всех этапах обучения в школе.
I этап - аналитический (1–4-й год обучения) – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие таких, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик смог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природной деятельности в области художественного развития. В связи с этим образно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
На данном этапе младшие школьники МОУ Сосновской сош № 2 участвуют в различных внутришкольных конкурсах, таких как «Лучший рисунок» (по различной тематике), «Сделай подарок другу», конкурсе сказок собственного сочинения и др. Это позволяет детям проявить свою индивидуальность и способности по различным направлениям.
С 1-го класса учителем музыки отбираются дети, имеющие вокальные данные, для занятия в группе дополнительного образования детей «Созвучие».
Отбор младших школьников происходит и в секции «Самбо» и «Дзюдо», которые ведет на базе школы тренер детского юношеского центра.
II этап - диагностический (5—8-е классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы (возможность организации таких групп предоставляется БУП): спецкурсы, миникурсы, («мозговые штурмы»), ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает погружение в культуру, функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом – проектная деятельность.
Основой воспитательной системы нашей школы являются коллективные творческие дела, в ходе подготовки к которым у каждого ребенка есть возможность проявить себя. Вся воспитательная работа направлена на самоопределение личности каждого обучающегося, развитие его способностей.
Одним из главных этапов социализации детей, выявления лидерских качеств является участие обучающихся в ученическом самоуправлении. Ученическое самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Здесь главную роль отводится социально-деловому проекту «Выборы президента «Республики «Школьная». Все происходит как в жизни: предвыборная кампания, дебаты кандидатов, теледебаты и сами выборы. Данный вид деятельности позволяет выявить тех детей, которые способны быть лидерами, движущей силой коллектива, генераторами идей. Здесь же проявляются способности и тех детей, которые могут воплотить эти идеи, осуществить задуманное.
Одним из средств самовыражения детского творчества является участие в создании школьных средств массовой информации: газеты «Школьный курьер», литературного приложения «Вдохновение» и школьных теленовостей «Зеркало», которые позволяют задействовать в создании данных проектов большое количество детей и требуют от них высокой самоорганизации, способствуют развитию компетенций в работе с различным материалом (фото, видео, стихи, репортажи, интервью), компьютерной и информационной грамотности.
Школьный фестиваль исследовательских проектов среди учащихся 5-8 классов способствует глубокому погружению детей в проблему исследования, работать с различными источниками и большими объемами информации по исследуемой проблеме. Здесь возможно объединение в группы детей как одного класса, так и в разновозрастные группы. В дальнейшем возможно данное мероприятие и муниципального уровня, что позволит выявить лучшие проекты и создать районный банк ученических исследовательских проектов.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы компетенций к созданию условий для комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного коммуникационного пространства.
Популярным мероприятием является школьный интеллектуальный марафон среди 9-11-х классов. Марафон является одним из этапов Всероссийской предметной олимпиадой школьников и дает возможность детям оценить свои потенциальные возможности для дальнейшего участия в олимпиадах более высокого уровня (муниципального, зонального, регионального).
Ежегодные школьные конкурсы для старшеклассников «Ученик года», «Мистер школы» являются отличной стартовой площадкой для участия детей в региональном конкурсе учащихся педагогических классов.
Особый акцент следует сделать на работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Объединение систем общего и дополнительного непрерывного образования должно составлять единое образовательное пространство школы, в котором развивается, обучается и самореализуется творческая личность на протяжении всех лет учебы.
Встреча с одаренными учащимся, по сути, является и для педагога, и для психолога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем не сравнимые положительные переживания, в случае неудачи – соответственно отрицательные. Но в обоих случаях такая встреча дает возможность пережить «точку роста» продвижения на пути профессионального и личностного становления.
Используемая литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 1968. С. 40.
2. Гальперин П.Я. Курс лекций по общей психологии, прочитанный на философском факультете МГУ. М., 1969.
3. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
4. Одаренные дети. Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого.- М.: Прогресс, 1991.

Всего комментариев: 1
avatar
1 nakon59 • 19:07, 25.10.2010

Проникнуть в тайну одарённого ребёнка невозможно. Но приблизиться к ней, попытаться постичь её помогает общение с одарённым. Елена Анатольевна! Вы начали серьезный разговор. Спасибо за информативность и содержательность
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены