Автор: Назаров Александр Иванович
«Знания наши росли понемногу, а главное - расширялся интерес, и мы спрашивали, спрашивали врачей - пусть наивно, пусть глупо. Но врачи не считали наивным и глупым ни один наш вопрос. На все давался ответ всякий раз с достаточной категоричностью. Ответы вызывали новые вопросы. На медицинские споры между собой мы еще не отваживались».
В.Шаламов. Курсы. 1959
Репетиторский опыт показывает, что большинство учеников (и значительная часть студентов), начинающих заниматься с репетиторами, особенно по естественнонаучным дисциплинам, учиться не умеют. Они не умеют задавать умных вопросов. Они ждут, чтобы их научили. Видимо, сказывается учеба без интереса к предмету и привычка к традиционным методам проведения уроков в школе и подготовки к ним дома. Иногда эта привычка настолько сильна, что научить новым методам работы с учебным материалом (переучить) при индивидуальном обучении или удается с огромным трудом, или вообще не удается.
Традиционный школьный урок. В начале урока – проверка домашнего задания (фу-у, пронесло, не спросили или более-менее удачно ответил, решил задачу или выполнил упражнение). Затем следует объяснение нового материала (сейчас по большинству предметов программы настолько перегружены, что новую тему приходится изучать почти на каждом уроке). При этом учитель говорит и показывает, а ученики (в лучшем случае) слушают, записывают и (идеальный вариант) задают вопросы. Потом следует отработка нового материала (один-два примера применения новых знаний) и домашнее задание, подразумевающее выполнение упражнений, подобных тем, что успели сделать в классе. Всё это за 40 минут. Иногда по разным причинам на объяснение нового материала у учителя на уроке остается мало времени, а на закрепление новых знаний и того меньше и тогда этот этап сбрасывается на дом в виде усиленного (расширенного) домашнего задания. И так из урока в урок. Последовательность этапов, конечно же, может варьироваться, но суть от этого не меняется. Выслушивать вопросы учеников по новой теме и отвечать на них учителю затруднительно по времени. И рад бы поотвечать на вопросы, да уже звонок на перемену.
Успешность такого обучения напрямую связана только с успешностью выученного, вызубренного без должного понимания (или, на худой конец, списанного) домашнего задания. Когда ученик на контрольной работе встречается со знакомым заданием, то все в порядке. Если память не подведет, задание будет выполнено. При хорошей памяти и усидчивости такая прилежная учеба может проходить успешно длительное время. Иногда даже до окончания не только школы, но и ВУЗа. При такой форме проведения большинства уроков ученики вырабатывают устойчивую [i]привычку не спрашивать, не задавать вопросов, даже если не весь излагаемый учителем материал был понят. Ученик жив надеждой прочитать дома в учебнике заданные параграфы и всё понять. Тщетно. Дома не у кого спросить. «Непонятки» день за днем, мало-помалу накапливаются, наслаиваются друг на друга. Знания по предмету становятся отрывочными и поверхностными, а сам предмет – неинтересным, противным, отвратительным, ненавистным.
Да и мы, родители, мало интересуемся учебным процессом. Мы ведь не спрашиваем у своего ребенка, чему ты научился сегодня в школе? Наш обычный вопрос: что ты сегодня получил? В лучшем случае: что делали сегодня на уроке? Т.е. нас интересует не процесс получения знаний, а процесс получения отметок. Детей не обманешь, и они подстраиваются под наш и под учительский интерес. Да, учительский тоже, но лучше, наверное, сказать, административный. Как ни говори об учительском призвании, долге, энтузиазме, фанатизме и т.п., все же главная цель школьного учителя – провести урок (он за это и получает зарплату), сделать правильную запись в классном журнале, поставить нужное количество отметок и только потом – научить. Хотя в конспектах уроков образовательные, воспитательные и развивающие цели пишутся четко и красиво на видном месте. При этом главная цель ученика – получить хорошую отметку. Дети не учатся, а их учат и часто вопреки их желаниям. Главная же цель репетитора – научить. Научить отвечать на важные для понимания предмета вопросы, научить решать задачи типовые и нестандартные. А для этого требуется понимание фундаментальных основ учебного предмета. Отметка – потом, как следствие. Разные цели – разные подходы. Для большинства учеников непривычно учиться. Они ждут, что и репетитор будет их учить. А учиться-то нужно самостоятельно, только с помощью учителя или репетитора.
В некоторых случаях (когда повезло с учителем или под давлением администрации) в школах проводятся уроки в нетрадиционной форме. Участвуя в совместной с учителем подготовке таких уроков, дети получают дополнительный стимул к изучению предмета. Общепринятой же системы таких уроков не существует (на то они и нетрадиционные). Их доля мала по сравнению с количеством традиционных уроков и определяется желанием и возможностями учителя. Подготовка и проведение таких уроков приносит учителю и ученикам удовлетворение, но требует от учителя значительных дополнительных затрат времени и душевных сил при той же зарплате. И даже такие уроки не вырабатывают у учеников устойчивых навыков поведения в трудных учебных ситуациях. Во внеурочное время, на факультативах, ГИЗах, в предметных кружках есть возможность индивидуализировать процесс обучения, но проводить регулярные качественные дополнительные занятия удается далеко не всем учителям. Помехой этому чаще всего служит низкая зарплата учителя, абсурдные административные (нормативные) требования о наполняемости и посещаемости, отсутствие необходимого для дополнительных занятий материалов и оборудования. Дополнительные занятия часто используются просто для проведения обычных уроков с целью уменьшить фактическое отставание по программе.
Неумение учиться проявляется в том, что при встрече с незнакомым типом задания или с заданием, связанным с незнакомой (пропущенной) темой, ученик теряется и не знает, что нужно делать в такой ситуации. Если такая ситуация возникла дома, то в лучшем случае в решебниках ищется подобный пример или решение подгоняется под ответ, а в худшем помогает звонок другу или надежда на списывание перед уроком. Причина такого неумения в том, что на традиционных уроках подавляющее большинство учеников не задает вопросов по изучаемой теме (не умеют этого делать и/или учителю жалко на это тратить драгоценное время урока), а терпеливо учат ответы на те вопросы, которые сами не задавали.
Если вы контролируете выполнение вашим ребенком домашних заданий или помогаете ему их выполнять, то обратите внимание на следующий очень важный учебный момент. Когда какая-то задача у вашего ребенка «не решается», то, пожалуйста, не «лезьте» сразу со своими советами и помощью – он должен научиться искать решение таких задач самостоятельно. После нескольких неудачных попыток пусть на некоторое время отложит ее решение. Его подсознание будет продолжать решать эту задачу. Через час, через два, на следующий день решение задачи нужно возобновить и так повторять несколько раз до тех пор, пока условия задачи непроизвольно будут выучены наизусть. Если задача все еще остается нерешенной, то ученик должен самостоятельно сформулировать и записать конкретный вопрос, ответ на который поможет ему решить задачу. Причем его вопрос не должен повторяться с тем, который сформулирован в условиях задачи. (Примеры таких вопросов смотри в конце статьи – в ПРИЛОЖЕНИИ.) Образно говоря, ученик должен уметь буквально показывать пальцем то место в условиях задачи, которое вызывает у него наибольшее затруднение. Только после таких усилий, с таким вопросом ваш ребенок может обратиться к вам, к учителю, к репетитору. Ответ на свой вопрос или метод решения подобной задачи можно самостоятельно (а потом и с вашей помощью) поискать в учебнике, в других, имеющихся у вас книгах, в компьютере на CD и т.д. Если со временем ваш ребенок научится задавать подобные вопросы, т.е. научиться объяснять что именно в данной задаче (в тексте учебника, в упражнении и т.д.) он не понимает, то можно считать, что он почти научился учиться. Такой умелый ученик – просто мечта учителя и репетитора. К сожалению, довольно часто можно услышать следующий разговор репетитора с учеником (цитата из диктофонной записи):
…
– Почему ты не решил эту задачу?
– Я не знаю, как ее решать. (Самый частый правдивый ответ.)
– А ты пробовал?
– Да.
– Как ты пробовал ее решать?
– Ну, я ее прочитал.
– И…?
– И понял, что не решу.
– Почему?
– Потому что ничего не понятно. (Еще один стандартный глупый ответ.)
– Совсем ничего? А на каком языке написано условие задачи?
– Ну ладно вам. Я же раньше не решал таких задач. (!)
– А ты можешь решать только такие задачи, которые тебе раньше показывали, как решать?
– Конечно.
– Значит, я тебе должен показать, как решать несколько тысяч разных задач? (Показываю четырехзначные номера последних задач в толстом солидном задачнике.)
– Нет, наверное, столько не успеем.
– Да, уж. Поэтому придется научиться решать и незнакомые задачи.
…
Далее последовал диалог, целью которого была постановка диагноза – что именно послужило непреодолимым препятствием при попытке решить задачу. В результате довольно длительной беседы удалось выяснить, что, во-первых, в условиях задачи ученику встретился непонятный термин (не знает некоторых важных определений научных понятий); во-вторых, ему было неясно, как использовать одно из числовых значений данной величины; в-третьих, при попытке решения задачи была использована формула, применять которую нельзя при условиях, описанных в задаче. Идеальный ученик в такой ситуации должен был бы самостоятельно задать следующие вопросы:
1. В условиях задачи я не понимаю, что означает выражение … … ?
2. Я не знаю, как использовать числовое значение … … ?
3. Я сомневаюсь, можно ли в задаче пользоваться формулой … … ?
Когда так конкретно спрашивают, то учить – одно удовольствие. В этом случае можно научить быстро и очень многому. На начальной же стадии обучения репетитор часто оказывается в положении врача-педиатра, который у грудного ребенка не может спросить, что у него болит и по косвенным признакам пытается поставить точный диагноз. Поэтому репетитору (с помощью родителей?) нужно, прежде всего, научить ученика задавать вопросы к нерешенным задачам. А потом и самостоятельно искать ответы на них. Переход к такому методу обучения, когда инициатива (вопросы) идет от ученика, труден. Помочь в этом может только терпение, настойчивость и разнообразие методов. Например, после того, как покажешь и объяснишь решение нерешенной дома задачи, следует спросить: «Итак, что же помешало тебе решить задачу самостоятельно? Попробуй теперь сформулировать тот вопрос, который ты должен был бы мне задать, пробуя решить эту задачу».
Памятку с примерами вопросов-«непоняток» можно переписать (распечатать) и положить под стекло, чтобы при решении задач она была первое время всегда под рукой. Это облегчит ребенку самоанализ и подготовку к занятиям с репетитором, да и к школьным урокам тоже. Постепенно такой способ подготовки станет привычным и памятка с вопросами будет не нужна. Спрашивайте у своего ребенка, сколько задач он не смог решить, составил ли он к таким задачам вопросы, пытался ли он искать сам ответы на них. По возможности помогайте ему это делать. Постепенно ваш ребенок из «ученика-грудничка», которому «ничего не понятно», должен стать ребенком-почемучкой, т.е. должен научиться умело задавать вопросы, а потом дорасти и до переходного ученического возраста – самостоятельно находить ответы на свои вопросы.
Овладев такой методикой получения новых знаний («проблема – самоанализ – вопрос – поиск ответа»), можно изучать нужные учебные предметы гораздо эффективнее, быстрее достигая необходимого уровня знаний и умений при меньших затратах учебного времени. Схема такого овладения любым предметом проста. Начав изучать основы теории, нужно пытаться выполнять задания из любого (лучше из рекомендованного) задачника. При выполнении заданий (решении задач) будут возникать конкретные вопросы, ответы на которые нужно искать в учебниках или у преподавателей. При таком способе обучения лучший учебник – это задачник. Вот тогда-то ученик (студент) и начинает активно учитьСЯ (учить себя), быстро становясь хорошим специалистом. (Хороший специалист, встретившись с незнакомой задачей должен, исходя из общих методов, собственного и чужого опыта, найти ее правильное решение). Традиционный же пассивный метод обучения (рассказали, показали, заставили кое-что кое-как выучить) мучителен, малоэффективен и медлителен, что в нашем быстро меняющемся мире недопустимо.
Здесь также уместно вспомнить поговорку о том, что хороший ученик научится и у плохого учителя. Вот и старайтесь вместе с репетитором делать из своего ребенка настырного ученика, умеющего и любящего задавать вопросы. А многие родители уже готовых, замечательных дошкольников-почемучек успешно отучают задавать вопросы своими страшными ответами типа: «отвяжись, надоел», «вырастешь - узнаешь» и т.п. Нет бы, сказать: «О, какой умный вопрос ты задал. Давай-ка поищем ответ вместе». Учите свое чадо получать образование, а не ждать, когда образование ему дадут (можно и не дождаться). Документ об окончании ВУЗа получить легче, чем стать хорошим специалистом. Умение задавать вопросы поможет выпускнику быстро получить послевузовское образование на рабочем месте.
Кроме вышеперечисленных способов помощи, родители могут помочь своему ребенку, требуя от него аккуратности и четкости записей при решении задач, при выполнении упражнений, при изучении теории. То есть, вы можете помочь своему ребенку создать архив, который ему обязательно понадобиться для повторения изученного учебного материала непосредственно перед экзаменом. Архив должен быть организован так, чтобы можно было быстро найти условие и решение любой решенной ранее задачи или ответ на разобранный ранее вопрос. Темы, вопросы, задачи, упражнения, ответы, решения по мере накопления должны быть аккуратно оформлены, систематизированы и расположены в удобном для работы порядке. Небрежность и неорганизованность в этом деле дорого обойдутся потерей самого важного времени перед экзаменом.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примеры возможных ученических проблем при решении задач по естественнонаучным дисциплинам:
В условии задачи не понимаю смысл слова (термина) … … . (выражения … … , предложения … … , словосочетания … … , рисунка … …)
Не понимаю, о каком явлении идет речь в задаче?
Не могу выбрать подходящую модель для решения этой задачи.
Не могу сделать рисунок (или график), схематически показывающий объекты или процессы, о которых идет речь в задаче.
Не понимаю, что нужно найти в задаче?
(Какую величину, или несколько величин, или отношение величин, или разность величин?)
Как (какой буквой) обозначить то, что нужно найти в задаче?
Для чего в условии сказано, что … … ?
Не знаю, от чего зависит … … ? (Или может зависеть?)
Для решения задачи нужно знать величину … … , а я не знаю, как найти ее значение, откуда ее можно выразить?
Не знаю (не уверен), можно ли пренебречь в данной задаче … … (например: размерами тела, формой тела, влиянием другого тела и т.д.)
Не могу найти (подобрать) такую формулу, в которую входят все или хотя бы несколько величин, данных или искомых в задаче.
Не могу выразить из формулы (из уравнения, или из системы уравнений) искомую величину … … .
Не сходится размерность полученной формулы … … . (или уравнения)
Полученное в ответе значение слишком большое (или слишком маленькое, или отрицательное (что для данной величины невозможно), или явно не соответствует ожидаемому результату) и я не понимаю, почему?
………………
………………
[i]