РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Гран патриотизма: увековечивание подвига тружеников тыла»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Поповка
саратовского района Саратовской области»

«Гран патриотизма: увековечивание подвига тружеников тыла»

Доклад учителя истории и обществознания
Буяковой Валентины Фридриховны

2010 год
«Гран патриотизма: увековечивание подвига тружеников тыла»

Проблема патриотического воспитания в настоящее время является чрезвычайно актуальной, и не случайно для её решения в нашей стране была принята в феврале 2001 года Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», целью которой является «развитие системы патриотического воспитания граждан, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества». В своём выступлении я хочу остановиться на том, как эта программа реализуется на базе нашей школы. Мы помним подвиги Гастелло, Матросова и многих других героев, отдавших свою жизнь за Родину. Но героизм проявлялся не только на линии фронта, нельзя забывать и о тех, кто был в тылу. Патриотизм выразился, прежде всего, в массовом стремлении советских людей пойти добровольцами в ряды Красной Армии, оказать прямую поддержку нашим вооруженным силам. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы» стал всенародным.
Воспитание патриотизма современных школьников – это воспитание историей Отечества. Особенно ярко любовь к Родине, самоотверженная преданность ей проявлялась в тяжёлых испытаниях борьбы за её независимость. Современное молодое поколение должно особенно знать о всенародном подвиге в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. В работе со школьниками мы уделяем большое внимание изучению всех героических страниц нашей истории. При этом подход, безусловно, должен быть объективным. Внимание сосредотачиваем на примерах мужества, стойкости, героизма.
Воспитание на местном материале позволяет сильнее почувствовать реальность существования этих героев войны. Они ходили по улицам, по которым ходит современное поколение, учились в нашей школе, но когда над собственным народом нависла угроза, они проявили героизм, преданность Родине, многие из них навсегда вписали свои имена в историю страны, своей малой Родины.
В школе создан краеведческий уголок, на базе которого работает кружок «Юный краевед», целью которого является совершенствование и развитие патриотического воспитания учащихся, привитие стойкого интереса к истории края, района и родного села. Разработана программа кружка, которая включает в себя экскурсии, уроки Памяти, утренники, викторины и конкурсы, музейные занятия. Занятия кружка проводятся как на базе краеведческого уголка, где учащимися создаются экспозиции «Наш край в годы ВОВ», «Наши земляки – герои Советского Союза», «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд» так и у памятника погибшим односельчанам, который был построен на средства, собранные жителями села Поповка и открыт 9 мая 1990 года. Так же ежегодно учащиеся школы выезжают на экскурсию к месту гибели Марины Расковой, где участвуют в благоустройстве территории вокруг памятника, торжественном митинге. Программой предусмотрены практические задания, которые дети выполняют как на занятиях кружка, так и дома с родителями: конкурс сочинений «Судьба страны в судьбе семьи», конкурс презентаций «Герой в моей семье». Также предусмотрены уроки Мужества: «У стен недрогнувшей Москвы» (о саратовцах – защитниках Москвы), «Славные дочери Отчизны» (о труженицах тыла, о боевом пути Коневой В.А., Курсковой Н.И.), уроки Памяти: «Дети Войны» (о судьбе несовершеннолетних узников концлагерей), конкурс проектов «Достоин лишь награды тот, кто, как зеницу ока, Отчизну бережёт» (приняли участие не только члены кружка, но и учащиеся 2 – 11 класса).
В воспитании патриотизма на традициях местного краеведческого материала обращаемся к фондам краеведческого уголка (руководитель Буякова В.Ф.), где собраны уникальные документы, экспонаты, фотографии, книги, предметы быта. Обучающиеся с интересом узнают, что наши односельчане дошли до Берлина (Бобылёв И.Т.), брали Кёнисберг, Будапешт (Натейкин Б.В.), имеют высокие боевые награды. Имена погибших односельчан выбиты на обелиске в центре села, и стало святой традицией прийти к нему 9 мая и поклонится погибшим.
Музейный краеведческий материал используется при организации встреч с ветеранами тыла. Так 7 мая 2010 года была проведена конкурсная программа «Это нужно не мёртвым, это нужно живым» с участием ветеранов Вов и тружеников тыла Приказчиковой В.Б., Буяковой Н.М., Коско Е.П., натейкиной А.Е. Эта встреча и подобные ей даёт возможность к трудовому подвигу живых, сохранить для истории крупицы ратного труда, из которых сложилась Великая Победа.
Следует также отметить, что в школе живёт добрая, проверенная временем традиция – не оставлять без внимания тех, кто защищал своё Отечество на фронте, работал в тылу. Шефская помощь ветеранам войны организуется учащимися с 1 по 11 класс. За каждым классом закреплён ветеран, знакомство происходит в День пожилого человека (это учащиеся младших классов). Дети приходят к пожилым людям с подарками, сувенирами, поздравлениями, приглашают их в школу на различные культурно – массовые мероприятия. Ветераны охотно откликаются на эти приглашения, ведь это возможность пообщаться и между собой, молодым поколением, вспомнить свою тревожную молодость. Торжественные встречи и праздничные концерты организуются в школе в «День Защитников Отечества», к которому приурочена, по традиции, военно-спортивная игра на местности «Зарница».
Одним из важных направлений работы по воспитанию патриотизма является проведение тематических классных часов, на которые приглашаются ветераны фронта и тыла, посещение областного музея краеведения, Саратовского государственного музея боевой славы на Соколовой горе.
Необходимо иметь ввиду, что любая работа, в том числе и воспитательная, может принести положительные результаты, если содержит в себе элементы творчества и совместной заинтересованности учителей и обучающихся. Это мы и стремимся постоянно достигать в своей работе. Патриотическое воспитание – одно из самых интересных, важных, перспективных направлений воспитательного процесса. И чем меньше остаётся живых свидетелей войны, тем большая значимость того, что мы делаем и будем делать впредь на этом поприще.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены