РАЗРАБОТКИ
|
Размышления о "чувстве слова"Автор статьи Выборнова Анна Михайловна учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ № 9" с. Подлужное, Изобильненский р., Ставропольский к. Действительно, что это такое? Педагоги отвечают, что без чувства слова человек, даже знаток орфографических правил, никогда не станет грамотным. Чувство слова - это, во-первых, знание языковых законов и системных связей, благодаря которым человек не умеет делать ошибки, пишет и говорит правильно. Вспоминается пушкинское: "Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки..." Обычно говорят : "Он Пушкин, ему можно", В лицее его звали Французом потому, что по-французски он заговорил раньше, чем по-русски, и даже первые стихи его были на французском языке! Невозможность представить французской речи без ошибки для пушкина объясняется не только контаминацией, влиянием форм - в данном случае русских и французских, но прежде всего тем же чувством слова, прямо-таки заставляющим нас делать ошибки там, где сами правила противоречат грамматическим моделям. Прислушаемся: многие говорят "звОнит" - не грамматическая, но все же ошибка. Между тем влияние данного процесса переноса ударения на основу очевидно: гОнит, стОнет, тОнет, клОнит и т.д. То же проявляется и на письме... Даже при знании многочисленных моделей русского языка, их взаимовлияния без чувства слова выбрать необходимую ох как непросто! Чувство слова... оно формируется активной работой над книгой, над речью, над эстрадными миниатюрами, над политическими выступлениями, над текстом лекции в институте. Но развивается оно и в процессе создания школьного сочинения. Приступая к написанию, всегда необходимо помнить о том, что в разных ситуациях одно и то же слово может звучать по-разному, что слово - не только феномен, отличающий человека от животного мира, но и сила, данная ему, и важно умело ею воспользоваться. Слово полклвлдца определяет участь срадений народов. Слово оратора начинало и кончало столкновения между государствами. Слово может ранить, и не метафорически... Горький, писавший "Жизнь Матвея Кожемякина", так ясно увидел внутренним взорм рану героя, что сам рухнул без сознания, а тонкая струйка крови сочилась из груди писателя, образуя темное пятно на рубашке... Гоголь писал смешные рассказы, чтобы развеселить себя, когда случалась депрессия. А байрон за четыре ночи написал поэму "Абидосская невеста", чтобы отогнать душившие гео слезы. Написал - и понял, что настроение изменилось, что горечь и приступы самобичевания передались бумаге, на которой темнели строки законченной поэмы... Для Тараса Шевченко самым страшным наказанием оказался запрет "писаьт и рисовать", наложенний на него Николаем 1. Власть человека над языком,умение выразить тончайшие колебания души и самые заветные мысли - это и есть "чувство слова". Язык управляет миром. Язык управляет человеком. Но управляет он им не как тиран, а предлагает систему суждений и ориентиров в мире, исполненном непознанных вещей, не сделанных открытий, не созданных образов. Слво- -само образ. И, если с ним что-то ассоциируется, слово создает эту ассоциацию, которая вступает в права абсолютного и безоговорочного владения личностью. Умение создавать каламбуры, как и умение сочинять стихи "на спор", а то и перед зрительным залом, не медля ни минуты, безусловное проявление "чувства слова". Н. Богословкий - не только известный композитор, но и обладавший этим чувством мастер остроумных розыгрышей, содержавших шутку, а иногда и насмешку. Вот фразы Богословского, доказывающие его удивительное чувстов слова, умение видеть за обычными звуками, за обычной "мелочишкой суффиксов и флексий" то, что скрыто от поверхностного взгляда: Притворная дама; Чистой воды коньяк!; Забравшись в чужой космический корабль, инопланетяне чувствоавали себя не в своей тарелке; Правительство объявило голодовку многим гражданам; Хирургия бывает сердечной, а бывает бессердечной; Выдающаяся певица. Вернее, выдающаяся прдюсером за таковую. И становится очевидным, что чувство слова - одно из важнейших и очень редких качесвт человека, который умеет создавать, который видит то, что скрыто от остальных, который может метко и остроумно ответить или удивить собеседника яркой мыслью или неповторимой строкой. Умение грамотно писать... Умение быть творцом... Остроумие... Возможность относиться к слову так, как дети, - уважительно, удивительно и восхищенно... Все это и составляеи "чувство слова", делающее человека интересным и желанным, мудрым и романтичным...
Всего комментариев: 1
1
Ирина_Евгеньевна • 19:42, 14.05.2010
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Типичные ошибки при обучении детей рисованию Рекомендации для педагогов, родителей по готовности будущих первоклассников к обучению в школе Боевая готовность: как ребенку быстро адаптироваться к учебному процессу Родители, будьте осторожны! Психоактивные вещества. Памятки - помощники в выполнении домашнего задания по математике |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены