РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитать Человека.

Воспитать Человека.

За последнее время отсутствие стабильности в экономической и социальной сферах жизни способствовало появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное воздействие на духовную сферу жизни общества. Смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Как воспрепятствовать тому, чтобы поколение наших детей не стало «потерянным» поколением? Можно ли сделать школу островком нравственности доброты, любви, порядочности в том неспокойном мире, который окружает нас? На эти вопросы необходимо найти ответ уже сегодня.

Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания молодежи, в частности старшеклассника – выпускника,  связана со следующими факторами:

  • Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  • Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
  • Овладение подростком нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют  школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
  • Перемены, происходящие в обществе, все глубже затрагивают не только сознание и психологию людей, но и положение человека в нем.        

Социальное становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для нашего государства. В новой редакции "Закона об образовании" среди принципов образования на первом месте стоит "приоритет общечеловеческих нравственных ценностей", а среди его целей названо "формирование духовно-нравственной личности".       

Приобщение молодежи к основным  ценностям, нормам, традициям, сложившимся в разных сферах жизни общества, рассматривается как приоритетное направление воспитания, поскольку от позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований.

И сегодня, как никогда, перед общеобразовательной школой должна ставиться задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности ученика.

Но, пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и общественной работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для учеников убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми.   "Если учителя будут относиться к ученикам с любовью, - отмечал Я.А. Коменский, - тогда они завоюют их сердца".      

Какой же должна быть «педагогическая любовь»?

Л.И. Маленкова предложила своеобразную "технологию" для развития и поддержания этого чувства.

  1. Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.
  2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами", со всеми его особенностями.
  3. Возможно, более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
  4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).
  5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.
  6. Не упустить момент словесного или поведенческо - эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
  7. Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.

Необходимо особо остановиться на такой сущностной характеристике педагога, как духовность.

И если современный учитель будет придерживаться этих нехитрых правил и помнить, что, несмотря на новые современные технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по-прежнему стоит Человек. Все в новом веке будет зависеть от него, сейчас еще ребенка, но уже человека XXI века. А вследствие этого во многом от работы учителя, воспитателя зависит,  кто завтра возглавит государство, будет стоять у истоков науки, выведет культуру на его истинное место в обществе.

Ты прекрасен человек!
Знай, что несмотря на свои недостатки, ты прекрасен,
Потому что ты — человек…
Потому что ты живешь на свете…
Потому что ты неповторим…
Потому что ты стараешься…
Потому что ты хочешь рискнуть…
Потому что ты преодолеваешь неудачи и учишься на ошибках…
Потому что ты готов помочь кому-то…
Потому что ты можешь заметить то, чего никто не видит…
Потому что ты — это ты, со всеми твоими достоинствами, недостатками, надеждами и безграничными возможностями.

Всего комментариев: 1
avatar
1 zhanis • 21:10, 22.02.2010

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА НРАВСТВЕННОСТИ.
Каждый год, когда нарядные первоклассники с букетами ярких цветов начинают свое путешествие в «страну знаний», задумываемся ли мы, взрослые, что будут представлять собой эти дети, когда им вручат документ об окончании средней школы. Ведь им выпало жить в такое время, когда многие средства массовой информации вовлечены в широкую пропаганду блуда и разврата, насилия и противоестественных пороков, кошмара «массовой культуры», подвергающей христианские идеалы чистоты и целомудрия кощунственному осмеянию.
Каждый раз, когда мы видим сексуально раскованных или пьющих девочек и мальчиков, спрашиваем ли мы себя: какие у них будут дети? И будут ли вообще? Кто будет воспитывать этих детей, которые наверняка станут тяжким бременем для всего общества: больницы? органы соцобеспечения? милиция, тюрьмы?
Можем ли мы сформировать в наших детях тот иммунитет, который сделал бы их невосприимчивыми к безнравственности, заполнившей нашу жизнь до краев?
В настоящее время надежды на возрождение традиционных духовно-нравственных ценностей связаны именно с курсом «Основы православной культуры» (ОПК).
В нашей школе уже несколько лет преподается этот предмет.
Что это такое? Основы православной культуры - предмет, на котором дети изучают основы русской культуры, которая (цитируя слова президента Центра религиоведческих исследований Александра Дворкина) “так уж получилась, тесно связана с Православием”. Это не религиозный предмет. Детей не заставляем учить молитвы или участвовать в совершении обрядов. Цель предмета одна: нравственное воспитание через глубокое изучение православного искусства. Такой путь воспитания – через обращение, прежде всего, не к уму, а к сердцу – отвечает самой сути русского Православия.
Как это изучается? В настоящее время появилось достаточное количество учебной и познавательной литературы, допущенных Министерством образования РФ в качестве учебных пособий. На уроках мы изучаем священные тексты, изображения, даже обряды. И все для того, чтобы объяснить значение символов Православия языком современной культуры.
В настоящее время поддерживать интерес детей к предмету помогает использование компьютерных технологий. Отсутствие необходимого материала восполняется созданием мультимедийных презентаций. Достаточно широкие возможности при организации уроков ОПК предоставляет Internet.
Вместе с воспитанниками воскресной школы мы встречаем Рождество, тщательно готовимся, чтобы поделиться Пасхальной радостью с пожилыми людьми, проживающими в реабилитационном отделении ЦСОН. Мы ездили в паломническую поездку в храмы Саратова. Такие практические уроки приносят душе ребенка немалую пользу.
Зачем это нужно? А затем, чтобы не слыть, а быть образованным человеком. Затем, чтобы наши близкие да и кто-то из нас самих не оказались бы однажды очарованы новомодными учениями и течениями, обещающими блага на этом и «том» свете без особых усилий, без духовного возрастания, без Бога, без Православия. Затем, чтобы не оставаться «Иванами, не помнящими родства», не быть иностранцами в своей собственной стране.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены