РАЗРАБОТКИ
|
Интеграция основного и дополнительного образования с точки зрения администратора и педагога.Интеграция основного и дополнительного образования с точки зрения администратора и педагога.
Антифеева О.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ СОШ № 323, учитель русского языка и литературы высшей категории.
Проблему интеграции общего и дополнительного образования каждое образовательное учреждение решает по-своему, исходя из материально-технических, кадровых потенциалов, приоритетных целей и задач. Однако общим является, безусловно, одно – анализ администрацией и педагогами результатов реализации Учебного плана, учебных программ, тематических планирований, контрольных срезов, уровня обученности и успеваемости обучающихся по предметам. Каждый учитель совместно с администрацией анализирует достигнутое с точки зрения возникавших в процессе усвоения учебных программ трудностей, интереса учащихся, вызванного тем или иным материалом, проблемой, перспектив изучения предмета. Определяя основные направления интеграции основного и дополнительного образования, педагог в соответствии с целесообразностью, возможностями Учебного плана, требованиями к оптимально допустимой учебной нагрузке обучающихся выбирает формы их взаимодействия: факультатив, элективный курс, проект, кружок. Затем начинается работа по определению тематики, созданию программ данных форм деятельности. Основополагающим во всём процессе является ученик, его интересы, требования к образованию, уровень обученности и воспитанности, траектория его развития. Поэтому немаловажную роль в процессе создания единого образовательного пространства играет работа с учащимися и родителями, проходящая в форме родительских собраний, на которых присутствуют все педагоги, администрация, школьный психолог, анкетирование с целью определения ожиданий родителей и учащихся от образовательного учреждения, психологических тренингов, тестирований, собеседований. По окончании исследования мнений социума относительно желательного образования и развития ребёнка, работы над составлением программ дополнительного образования в нашей школе в апреле месяце традиционно проходит их презентация учителями и педагогами дополнительного образования. В зависимости от реальной востребованности элективных курсов, факультативов, проектов и кружков проходит необходимая коррекционная работа по уточнению тематики, изменению программ, предварительному формированию групп обучающихся. Безусловно, некоторые последующие коррективы вносятся и в сентябре нового учебного года, однако основная работа проходит в апреле – июне текущего года. Условно интеграция основного и дополнительного образования может быть представлена очень несложной схемой: Основным в этой цепочке является, несомненно, урок: именно его цели и задачи как основного элемента образования должны определять направления внеурочной деятельности в рамках единого Учебного плана основного и дополнительного образования. В нашем образовательном учреждении приоритетными направлениями являются
По программе реализации профильного химико-биологического образования школа работает уже в течение 5 лет. Концепция профильного образования определяет стратегию изменений содержания и структуры общего образования. В условиях общеобразовательного учреждения полностью реализовать идею профильного образования представляется несколько затруднительным. Решением данной проблемы является открытие на базе общеобразовательной школы химико-биологических классов, реализующих лицейское образование в углублённом изучении химии и биологии, системе элективных курсов естественнонаучной направленности и установлении связей с вузами по профилю. Специфика химической науки предполагает также сопряженность с такими предметами, как математика, физика, в проектной деятельности – с информатикой и ИКТ. В связи с этим в Учебном плане школы предусматривается проведение дополнительных занятий и по данным дисциплинам. Новым этапом развития лицейского, химико-биологического образования стало подписание 24.04.2008 года образовательным учреждением договора о совместной деятельности с Московской государственной академией тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова о реализации 3-годичной образовательной профильной программы профессионального полного образования и неполного высшего образования естественнонаучного профиля, а также образовательной программы по направлению «Менеджмент». В образовательном учреждении организованы Школьное научное общество учащихся и научное общество ИНТЭЛ (Интеллектуальная элита), которое на протяжении 3 лет сотрудничает с Малой академией МГУ им. М.В.Ломоносова. В рамках Детской ядерной академии обучающиеся участвуют в дебатах по актуальным проблемам современной энергетики. Всё это определяет направленность проектной деятельности, в которой получает развитие научное творчество и познание мира нашими учащимися. И здесь находит своё отражение интеграции предметов естественнонаучного цикла в реализации интересов обучающихся по направлению «человек – природа». Объединяющей является проблема сохранения экологии и влияния на неё жизнедеятельности человека. Данная проблема представлена в тематике следующих элективных курсов, проектов: Класс Тематика Количество часов Благодаря наличию в школе мастерских наши обучающиеся приобретают практические навыки работы на различных станках, что позволяет развивать научно-техническое творчество в рамках урочной и внеурочной деятельности. Большой популярностью среди мальчиков пользуются кружки «Умелые руки», «Судомоделирование», среди девочек – «Флористика: философия цветочной композиции». Проектные работы наших учащихся достойно представлены на окружных и городских выставках и конкурсах. Для учителя-предметника интеграция основного и дополнительного образования прежде всего связана не с возможностью – хотя и это немаловажно – проведения дополнительных занятий с целью устранения пробелов в знаниях учащихся, а с формированием познавательного интереса к предмету. При этом тематика факультативных занятий, элективных курсов, проектной деятельности может быть связана со сложными в усвоении учебного материала темами («Решение конкурсных задач по химии», «Решение задач повышенной сложности по физике», «Трудные вопросы биологии», «Трудные вопросы русской орфографии», «Секреты русской пунктуации»), с проблемами, вызвавшими сначала любопытство, а затем живой интерес ребят, углублённым изучением отдельных тем. Любой из них может быть спланирован как проектно-исследовательская деятельность учащихся, конечным продуктом которой явится создание методических разработок, пополнение учебного материала, педагогической копилки учителя: слайды, альбомы, рефераты, презентации. Анализ литературного произведения в школе, несмотря на накопленный методический опыт, продолжает оставаться одной из самых сложных проблем. Программы элективных курсов по стилистике и сочинениям разных жанров позволяют познакомить учащихся с различными типами школьных творческих работ. Выявление жанровой особенности того или иного текста помогает учащимся овладеть различными способами изложения мысли. Подготовка к сочинению строится как работа над отдельными видами письменных работ, среди которых наиболее актуальными кажутся анализ эпизода, рецензирование, написание эссе. Умение написать именно эти виды творческих работ способствует эффективной подготовке выпускника школы к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в форме ЕГЭ, да и в традиционной форме. Подводя итоги, хочется сказать, что интеграция основного и дополнительного образования станет реальной и практически значимой, если в реализации данной задачи объединятся усилия администрации и педагогов, если интеграция будет подчинена общей концепции образовательной политики школы и учитывать интересы всех участников образовательного процесса.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены