РАЗРАБОТКИ
|
"Компетентный учитель - компетентный ученик"МБОУ Ичалковская средняя общеобразовательная школа Учитель истории и обществознания Ганюшин Михаил Евгеньевич Нижегородская область, Перевозский район, с. Ичалки "Компетентный учитель - компетентный ученик" После завершения института я начал работать в сельской средней общеобразовательной школе. Мне предстояло на практике применить знания и умения, полученные за годы учёбы. По мере преподавания происходило переосмысление многих вопросов. В современном мире ежедневно растет поток информации, а это накладывает своеобразный отпечаток на работу образовательных учреждений, на деятельность учителя. Все мы знаем, что за последние годы всё выше поднимается планка требований, предъявляемых обществом к личности учителя. Изменения, происходящие в стране, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, формы и методы работы, но и мы сами, родители, и, конечно же, наши ученики. Если раньше задача учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам знания, проверить степень их усвоения, оценить качество знаний, то сейчас необходимо, чтобы учащиеся научились самостоятельно формулировать вопросы в процессе изучения материала, были более активными в жизни школы и общества, проявляли свои творческие способности. Определённое своеобразие заключалось и в том, что работать я начал именно в сельской школе. Безусловно, сельские дети отличаются от городских – они более непосредственны, больше связаны с природой (поэтому в чём-то даже консервативны), и в тоже время они встроены в общие процессы, характерные для молодёжи в целом, например, та же компьютеризация, интернет, социальные сети и т.д. Если ты хочешь, чтобы к тебе относились с доверием, то необходимо быть в курсе устремлений учащихся, пусть и на минимальном уровне. Поэтому современный педагог должен быть компетентным учителем, а от этого зависит компетентность ученика. Я думаю, что компетентный учитель – это педагог, который сочетает в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств. Педагоги, учившие меня в школе, мои сегодняшние коллеги – это учителя, способные создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «Чему учить школьников?». Он соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Бывает непросто посмотреть на какую-либо проблему или явление глазами ученика, но это необходимое качество для достижения успешного обучения и воспитания. Компетентный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Отрадно осознавать, что огромное количество учащихся закончивших нашу школу нашли своё место в жизни, а в конечном счёте, и самих себя. И заслуга в этом всех учителей работавших и работающих в нашей школе. Верно и то, что компетентный учитель - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств. Это стремление к новому творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого потенциала. Определенно, учителя нашей школы обладают данными качествами, позволяющими обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся. Об этом говорят и серебряные медалисты и успешное участие в олимпиадах и спортивные достижения. Но не надо забывать и о другой стороне педагогического процесса. Его результативность также зависит от мотивации учащихся на обучение и осмысленного получения новых знаний, навыков, умений с последующим переводом их в практическую деятельность. Для этого ценна система отслеживания постоянного измерения качества, самоанализ деятельности на всех уровнях - ученик; учитель; класс; школа. Такая система у нас есть, например школьные методические объединения, взаимопосещение уроков и многое другое. Хочется отметить, что профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление. Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную и индивидуальную: 1. Специальная профкомпетентность включает не только знания, но и умение применить их на практике. 2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества. 3. К личностной профкомпетентности относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему. 4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации. В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности А.К.Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Например, почти все учителя школы освоили компьютер и очень успешно и эффективно применяют на своих уроках компьютерные технологии. Что же даёт компетентностный подход? – Учителю: согласованность поставленных им целей обучения и собственных целей ученика; облегчение труда за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности ученика; не в теории, а на практике обеспечение единства УВП. – Ученику: повышение степени мотивации учения; подготовку к сознательному и ответственному обучению в вузе, колледже; повышение доли индивидуального самообразования и инициативности, творческий подход к делу. Таким образом, компетентность учителя - это синтез профессионализма, творчества и искусства. И на сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение. Всё это важно особенно сегодня, когда правительство говорит о снижении качества подготовки специалистов. А мы для себя должны поставить задачу преемственности: "Компетентный учитель - компетентный ученик" и решить её совместно с нашими учащимися, поскольку главным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей, умений.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены