РАЗРАБОТКИ
|
Методическая система обучения математике«МОЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ» Рождественская Ольга Алексеевна, учитель математики, МБОУ СОШ №3 г. Челябинск. Аннотация Методическая система обучения в прошлые годы являла собой структуру, компонентами, которой являлись цели обучения, со-держание обучения, формы и средства обучения. Сегодня в центре внимания – ученик, его саморазвитие. Поэтому ныне к исходным положениям, определяющим специфику методической системы, следует отнести и структуру личности, закономерности её развития. В докладе представлен опыт создания методической системы на основе использования личностно - ориентированной технологии обучения математике. Для построения собственной методической системы выбрана идея использования обучающих самостоятельных работ на уроках математики с целью развития познавательной активности учащихся. Для успешного усвоения курса математики необходима добровольная, заинтересованная, активная самостоятельная учебная работа учащихся на всех этапах урока. Под обучающей самостоятельной работой можно понимать организованную учителем индивидуальную деятельность учащихся, направленную на поиск знаний, их осмысливание, закрепление, формирование и развитие предметных компетенций. Обучающая самостоятельная работа представляет собой с одной стороны, индивидуальное учебное задание, то есть то, что должен выполнить отдельный ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником индивидуального задания, которое, в конечном счете, приводит школьника: -к получению совершенно нового, ранее не известного ему знания, -к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний, -к ликвидации непонимания какого-либо материала. То есть обучающая работа – средство индивидуального обучения школьников. Изучив исследования учёных, в своей педагогической деятельности я стала использовать три типа обучающих самостоятельных работ. 1. Обучающие работы, используемые при объяснении. • Работы, содержащие новую информацию с объясни-тельным текстом. - По учебнику. - По дидактической карточке. • Работы, где новая информация сообщается серией упражнений. - По дидактической карточке 2. Обучающие работы, используемые при закреплении. • Работы, направленные на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся. - По образцу. - По инструкции. • Работы, направленные на расширение и углубление уже полученных знаний. -Из различных источников информации. 3. Обучающие работы, используемые при домашних заданиях. • Работа, направленная на изучение дополнительной литературы или Интернет-ресурса. • Работа, направленная на подбор или составление новых упражнений. Примерная структура урока, на котором планируется проведение обучающей самостоятельной работы. 1. Вступительная беседа(5-10 мин). Во время беседы даются краткие указания к выполнению и оформлению работы. При необходимости повторяется материал, знание которого нужно для усвоения новой информации. 2. Выполнение обучающей работы (15-20 мин). Во время выполнения работы учениками учитель имеет хорошую возможность для осуществления индивидуального подхода как к слабоуспевающим школьникам, так и к ученикам с высокой степенью обученности. 3. Заключительная беседа (10-15 мин). Здесь требуется сделать необходимые выводы из проделанной работы и дать домашнее задание. В результате проделанной работы совсем не обязательно, чтобы каждый ученик был оценён в баллах. Но было бы хорошо, если б учитель(или консультант) дал словесную оценку тем учащимся, которые добились положительных результатов. Это способствует вырабатыванию у учащихся психологической установки на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний. Краткая характеристика видов обучающих работ, используемые мною. -Работы, содержащие новую информацию с объяснительным текстом. Объяснительный текст самостоятельной работы раскрывает новое для учащихся понятие, правило, математический факт. Текст заканчивается разъясняющими примерами. После разбора таких примеров ученику предлагаются упражнения по изученной теме. Выполнение упражнений должно способствовать сознательному усвоению изучаемой теории. Объяснительный текст можно предлагать как из учебника, так и из дидактической карточки. -Работы, где новая информация сообщается серией упражнений. В таких работах отсутствует объяснительный текст, она начинается системой заданий, которые подбираются так, чтобы в процессе их выполнения ученики подмечали новое правило, новое свойство, усматривали необходимость введения нового понятия. -Работы, направленные на ликвидацию пробелов в знаниях. Такие работы содержат задания, в результате самостоятельного выполнения которых ученик видит те моменты, которые ему не понятны. В этом случае ему предоставляется возможность обратиться за по-мощью к образцу (где показано решение подобного задания), к инструкции (где указывается порядок осуществления действий, алгоритм) или к консультанту. -Работы, направленные на углубление и расширение знаний. При составлении работ такого вида следует учитывать индивидуальные способности учащихся.Темп работы у учеников различен, поэто-му тем, кто обладает хорошими математическими способностями можно сократить число упражнений, которые требуют воспроизведе-ния знаний. За счёт этого следует увеличить число заданий, решение которых требует глубоких размышлений (такие упражнения я называю «красивые задания»). -Работы, направленные на изучение дополнительной литературы. Это работы, прививающие культуру чтения, умения работать с литературой и другими источниками информации. Учитель должен управ-лять действиями учеников: рекомендовать, что читать, с какой целью, на какие вопросы ответить в результате прочтения информации. Чи-тать с целью пересказа не следует. -Работы, направленные на подбор или составление новых упражне-ний. Такие работы предполагают выполнять «дополнительный заказ» учи-теля – подобрать к изучаемой теме набор задач (нестандартно ре-шаемых, занимательных, самим составить задачи). Методическая система апробирована мною с 5 по 9 класс МБОУ СОШ №3 г. Челябинска и активно применяется мной седьмой год. Полученные результаты указывают на эффективность методической системы в отношении усвоения учащимися предмета математики, общее повышение качества обучения, результативное участие обу-чающихся в олимпиадах, конкурсах. ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ 1. С.И. Демидова, Л.О. Денищева. Самостоятельная деятель-ность учащихся при обучении математики. Москва. «Просве-щение», 1985 2. Н. П. Ирошников. Организация обучения математике в 4-5 классах сельской школы. Москва. «Просвещение», 1977 3. Образовательный сайт Сильченковой Т. Н. Что такое мето-дическая система обучения? http://www.silchenkova.ru/metod_sist_obych/index.html 4. Электронный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» Выпуск 2006. www.omsk.edu
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены