РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие функциональной грамотности на уроках географии

Функциональная грамотность — это интегративное качество личности, предполагающее наличие опыта и универсальных навыков, способность развиваться и, самое главное, способность использовать свои знания на практике. Основы закладываются в школе, и потом человек применяет, проявляет ее на протяжении всей жизни.

Поэтому создаются такие тесты как PISA, нацеленные на проверку практических навыков детей и подростков. По сути, актуальные российские требования к подготовке выпускников во многом пересекается с международными рекомендациями в этом вопросе, и схожесть только масштабируется для повышения конкурентоспособности российских школ и вузов на мировом рынке. Российская академия образования постоянно проводит сравнительный анализ: какие изменения происходят в системе международной оценки и как это соотносится с требованиями ФГОС.

Вот что можно обозначить на сегодняшний день:

Расширяются объекты оценки. В мировых исследованиях говорится об универсальных практических умениях и навыках XXI века, у нас ФГОС ориентирует на 3 вида результатов: не только на предметные, но также на метапредметные и личностные. Изменяется инструментарий оценки.
Во многих странах, в том числе в России, вводятся компьютерные тесты и симуляции, оценки стратегии поведения.

Изменяется подход к учету результатов. Зарубежные и отечественные эксперты склоняются к тому, что результаты должны представляться как комплексные профили с распределением достижений в общей структуре.

Разрабатываются разноуровневые рекомендации для учеников. В мире взят курс на дифференциацию и индивидуализацию с учетом уровня подготовки детей, их особенностей, окружающих условий.

В российской системе оценивания качества обучения сложился целый комплекс процедур на разных уровнях: государственная итоговая аттестация (ЕГЭ, ОГЭ), выборочные исследования (международные мониторинги, национальные исследования, исследования компетенций учителей), школьное оценивание (ВПР).

Успехи российских школьников в международных рейтингах PIRLS — исследование качества чтения и понимания текста среди четвероклассников (выпускников начальной школы). Здесь Россия занимает лидирующие позиции: второе место из 45 в 2011-м году и первое (!) из 50 в 2016-м. TIMSS — исследование качества школьного обучения в сферах математики и естественных наук (выборка: 4 и 8 классы). В 2015 году российские четвероклассники заняли 7 место из 49 по математике и 4 из 47 по естествознанию. Восьмиклассники — 6 из 39 по математике и 7 из 39 по естествознанию. Необходимо учесть, что в естественно-научном мониторинге, куда входит и география (20%), четвероклассники продемонстрировали одинаково высокие достижения и в теоретических знаниях, и в практике — а вот восьмиклассники сумели показать хороший результат за счет чистых знаний, но немного «просели» в применении теории и в рассуждениях. PISA — программа по оценке образовательных достижений учащихся пятнадцатилетнего возраста. Здесь российские школьники пока что показывали хороший результат только в финансовой грамотности: в 2015 году – 4 место. В том же году они заняли лишь 30-34 место по естественно-научным навыкам, 20-30 – по математическим, 19-30 – по читательским. Что касается коммуникативного направления мониторинга, посвященного умению совместно решать проблемы, то тут 36,5% российских учащихся не достигли базового порогового уровня.

Для овладения новыми профессиями нужны будут системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление проектами, бережливое производство, клиентоориентированность, мультиязычность и мультикультурность, работа с людьми, работа в условиях неопределенности, навыки художественного
творчества.

Таким образом, основными базовыми компетенциями успешной профессиональной деятельности будут креативность, коммуникации, критическое мышление, командная работа. Для формирования и нужна функциональная грамотность.

Чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям.

Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее.

Для широкой публики функциональную грамотность объясняют это очень просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу.

То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать.

Боксеру ставят удар, певцу – голос. Наша задача – развивать логическое мышление.

В чем сущность понятия «функциональная грамотность»?

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Леонтьев А.А.

Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество, социализации личности в современном мире.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественнонаучно грамотный̆ человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций:

  • научно объяснять явления,
  • оценивать и планировать научные исследования,
  • научно интерпретировать данные и доказательства.

Задача формирования естественнонаучной грамотности и достижения образовательных результатов ФГОС предъявляет определенные требования к содержанию учебной деятельности на уроке.

Выделяют следующие уровни естественнонаучной грамотности:

При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. Наиболее часто используемые:

  • комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное
  • составление простой таблицы на основе параграфа учебника
  • составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений
  • высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы
  • составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание - написание текста по указанной схеме
  • составление развернутых планов и конспектов параграфов
  • создание схематичного рисунка по тексту
  • нахождение географических ошибок в предложенном тексте
  • заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу
  • составление кроссвордов
  • чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса.

На формирование знания учебного материала использую следующие задания:

  1. Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.)
  2. Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)
  3. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них
  4. Найдите в тексте возможные ошибки
  5. Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии.

Пример. Определите, истинно или ложно данное утверждение:

  1. Коренные жители Ю. Америки – индейцы.
  2. В Ю. Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой.
  3. Большинство населения Ю. Америки говорит на английском языке.
  4. На территории Ю. Америки много стран, как и в Африке.
  5. Потомки от браков европейцев и индейцев – мулаты.

На формирование понимания изучаемого материала целесообразно давать следующие задания:

  1. Приведите примеры и контрпримеры к понятию, явлению, правилу.
  2. Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого – либо задания.
  3. Прочитайте словами данную символическую информацию (чертеж, схему, таблицу, рисунок).
  4. Перекодируйте известную словесную информацию (определение, понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д.
  5. Составьте вопросы по данному материалу, теме.
  6. Ответьте на вопросы, отражающие причинно – следственные связи: «Зачем», «Почему» и т.д.

Пример. Прочитайте суждения:

1. - Самая высокие горные вершины расположены в Азии.
Гора Джомолунгма – самая высокая вершина мира.

2. Сформулируйте новое умозаключение на основе этих суждений.

На формирование умений и навыков применяю такие задания:
1. По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания.
2. Выделите для себя из текста полезные новые знания.
3. Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность.
4. Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему …», «Как …», «Каким образом …».
Пример. Найти ошибку в тексте
Текст. В саваннах Африки.
«Африканская саванна отличается более буйной растительностью, чем экваториальные леса. Среди густой травянистой растительности возвышаются баобабы. В высокой траве пасутся стада антилоп, зебр, слонов окапи. Животные африканских саванн могут долго обходиться без воды. В поисках водоема они преодолевают большие расстояния. Около водопоя можно встретить удивительную антилопу гну, ростом всего 30 см. Огромная горилла привела своих детёнышей к воде и грозно смотрит на слонов, зебр, страусов и
носорогов. Длинноногая птица-секретарь расправляется со змеей. Лисичка фенёк осторожно крадется в тени зонтичной акации. Но вдруг налетел страшный самум, несущий смерть всему живому».

На развитие внимания предлагаю задания
1. Продолжите предложенный текст.
2. Задайте вопросы по данному тексту.
3. Найдите ошибку в тексте, определении, схеме, таблице.
4. Дан перечень некоторых объектов, понятий и т.д., расположите их в определенном порядке.

На развитие мировоззрения можно использовать задания:
1. Приведите примеры объектов, процессов реальной действительности, описываемых данным свойством, явлением и т.д.
2. Составьте содержательную прикладную задачу на применение изученного материала.

Пример.
1. Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте.
2. Подумайте, как человек может использовать в своей практической деятельности знания о влиянии света, воды и температуры на живые организмы.

Для того чтобы естественнонаучную грамотность успешно сформировать нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся осознавали его ход и активно в нем участвовали. Но не всякая деятельность на уроке интересует учащихся: привлекают ребят поиск, исследования.

Интерес развивается активно, если удовлетворяется естественное стремление ученика самому «открывать» новое и вырабатывать собственное суждение. Переход от наблюдения к предсказанию результатов эксперимента, осуществляемому на основе теоретического анализа – эту работу можно проводить при выполнении исследовательских заданий на повторение и закрепление материала. Описание многих удивительных явлений природы может также послужить основой для создания ситуации неожиданности. Кроме того, можно использовать ситуацию опровержения, которая создается в тех случаях, когда учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, проекта, опровергнуть антинаучный вывод и др.

Самостоятельный эксперимент учащихся на уроках способствует усвоению, закреплению материала, развивает их творческие способности. Это осуществляется в форме практической работы.Одним из основных средств формирования естественнонаучной грамотности является выделение общей для всех естественнонаучных предметов номенклатуры учебных заданий, которые непосредственно направлены на формирование компетентностей естественнонаучной грамотности.

1. Используя физическую и климатическую карты, приведите примеры территорий с благоприятным и неблагоприятным для ведения сельского хозяйства климатом (на любом материке, кроме Антарктиды).

2. Представьте себе, что Вы – существо с неограниченными возможностями влияния на природу Земли, в том числе на климатообразующие факторы. Где на планете Вы хотели бы изменить климатические условия? Что бы вы предприняли, чтобы этого добиться?

3. Предположите, как изменения климата в районе Ваших экспериментов скажутся на климате прилегающих территорий. А на климате планеты?

Подобные задания на применение полученных в курсе географии знаний есть и в КИМах ГИА:

а) Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 или 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.

Задания ВПР 6 класс
Разница во времени между городами Нижним Новгородом и Иркутском составляет +5 часов. На рисунках представлены показания часов в этих городах в тот момент, когда в Нижнем Новгороде полдень. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах.

Ирина живёт в Нижнем Новгороде. Урок по какому предмету у Ирины в школе в указанное Вами время? Используйте для ответа приведённое расписание уроков. Урок по какому предмету в это же время у её сверстницы Анны, которая живёт в Иркутске, если у неё такое же расписание уроков, что и у Ирины.

Задания ВПР 7 класс.
1.

а) Какой природный процесс отображён на схеме?
Рассмотрите схему природного процесса и выполните задания.

б) Установите последовательность этапов отображённого на схеме процесса в летний период. Запишите в ответе порядковые номера этапов.

ЭТАПЫ:
1) Влажный воздух с океана перемещается в сторону суши.
2) Суша прогревается сильнее, и тёплый воздух поднимается вверх.
3) Над поверхностью океана скапливается тяжёлый холодный воздух.
4) Над океаном формируется область повышенного давления.
5) Над сушей формируется область пониженного давления.

в) Каковы последствия процесса, изображённого на схеме, в летний период?
2. Ристо и Чоу познакомились на чемпионате мира по футболу. Ристо живёт в столице Финляндии, а Чоу — в столице Китая. Подростки общаются через Интернет, и при общении им приходится учитывать разницу во времени между их городами.

Примеры заданий, проверяющих читательскую грамотность школьников:

1. Антарктическая кругосветная экспедиция

В декабре 2016 г. из порта г. Кейптаун в большое плавание отправилась команда Антарктической кругосветной экспедиции, которая завершилась в марте 2017 г. Это масштабный исследовательский проект Швейцарского полярного института и Российского географического общества (РГО). Экспедиция прошла по намеченному маршруту на российском научно – исследовательском судне «Академик Трешников», оснащенном современными научными лабораториями, вспомогательными плавсредствами и даже тремя вертолетами. На борту судна находились 50 студентов из университетов разных стран мира, которые принимали участие в проекте «Морской университет РГО». В его рамках в течение 25 дней молодые специалисты под руководством опытных ученых проводили океанографические и гидрометеорологические исследования в пределах антарктического и субантарктического климатических поясов.

а) С территории какого государства отправилась в большое плавание команда Антарктической кругосветной экспедиции?
б) Какие типы воздушных масс формируют климат акватории, в пределах которой происходили исследования, указанные в тексте? (Запишите развернутый ответ)
в) Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции. (Запишите развернутый ответ)

2. Определите регион России по его краткому описанию.

Эта область расположена в Европейской части страны и граничит с зарубежными странами. Бóльшая часть ее территории расположена за полярным кругом. Большое значение имеет наличие на ее территории железных руд и руд цветных металлов. На территории области работает крупная АЭС.

Решающую роль в самостоятельном учении играет книга, учебник.

Ушинский говорил, что «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело». Суть чтения научной
литературы состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем

Различают разные виды текстов.

По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют:

1. Чтение поисково-просмотровое в результате, которого читатель получает самое общее представление о содержательно-смысловом плане текста: о чем идет в нем речь. В естественном процессе коммуникации этот вид чтения выполняет важную роль: из большой массы информации (текста параграфа) выбрать именно ту, которая необходима, и исключить необязательное и второстепенное.

Поисковое чтение проверяю с помощью следующих заданий:

  • перечислить основные факты;
  • поставить вопросы к наиболее существенной информации;
  • составить оценку/рецензию на весь текст или его фрагмент;
  • сравнить два текста на аналогичную тему;
  • сделать выборочный пересказ.

2. Ознакомительное чтение, целью которого является извлечение основной информации. Ознакомительное чтение контролирую с помощью следующих упражнений: прогнозировать содержание по заголовку и иллюстрациям;

  • ставить вопросы к основной информации и отвечать на них;
  • выбирать заголовок, адекватный содержанию текста;
  • делить текст на смысловые части и озаглавливать.

3. Изучающее или смысловое. Оно представляет собой внимательное вычитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста. Изучающее чтение практикую обычно на небольших по объему текстах определенной степени трудности, так как его главная цель – качественная сторона чтения, полнота и точность понимания: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Задания на функциональное чтение
1. Знание. - Найти и подчеркнуть слова, фразы, термины. Сортировка по группам. Назвать, составить список.
2. Понимание. - Описание, объяснение. Выделение признаков. Иная формулировка.
3. Применение. – Решение. Подборка примеров. Формулировка вопросов.
4. Анализ. - Разбивка текста на части, ключевые слова, заголовки. Сравнение и сопоставление объектов. Проверка, мысленная экспертиза.
5. Синтез. - Создание схемы, плана, инструкции, сценария. Разработка дизайна, сайта. Создание плаката, комикса. Видеоролика.
6. Оценка. - Стиль, форму, подачу материала. Информация как факт или мнение. Достоверность информации.

В географии важна работа с картой. Так как любой человек должен уметь использовать карту в практических целях. Методика формирования умений работать с картами различного содержания включает:

  • во-первых, глубокое овладение учащимися картографическим методом исследования, для чего необходимо предусмотреть выполнение школьниками таких заданий, которые помогали бы им осознать те действия, с помощью которых они находят решение.
  • Во-вторых, необходимо организовать практическую работу с картографическими изображениями.

Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования. В географии главный метод исследования – картографический. Задания ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:

  • умения читать карту
  • владеть приемом наложения карт
  • развитого пространственного представления картографической информации.
  • К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания:задания на определение географического объекта по его координатам и обратная – нахождение географических координат объекта
  • задание, требующее владения приемом наложения карт
  • задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты.

В последние годы в практике преподавания географии в школе широко применяется прием моделирования новых карт. Этот прием позволяет учащимся глубже усвоить причинно-следственную зависимость изучаемых явлений природы. Так, при изучении особенностей климата Северной Америки, учащиеся, используя прием моделирования, создают под руководством учителя новую для них карту, на которой отражена зависимость климата Северной Америки от климатообразующих факторов. На основе созданной, на контурной карте модели учащиеся могут объяснить особенности климата любой территории материка, раскрыть причинно-следственную связь между всеми элементами, характеризующими климат.

Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.

К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие:

  • определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы
  • работа с климатограммами
  • выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы
  • работа со статистической матрицей данных (в 10 – 11 классе углубленного уровня изучения географии.

Что уже делается учителями географии и что еще можно сделать для повышения функциональной грамотности на этих уроках?

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены