РАЗРАБОТКИ
|
«Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания».
МЫТИЩИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ШКОЛА МЫЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Материалы совещания. «Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания». Заместитель директора по ВР Учитель физики Смольянина Галина Николаевна Мытищи 2009 Цель: способствовать формированию у воспитателей установки на применение технологий педагогики поддержки в учебно-воспитательном процессе Задачи: 1. Проанализировать практику использования приемов и методов поддержки в воспитательном процессе детского дома. 2. Выявить формы и способы педагогической поддержки наиболее приемлемых для построения личностно-ориентированного воспитательного взаимодействия. 3. Наметить пути освоения воспитателями технологий педагогической поддержки. Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальностей ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности приходит практика гуманистического лично-ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка. Концепция педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С.Газмана. Ее реализация возможна в том случае, если основы профессиональной позиции воспитателя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия: а/ любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать; б/ приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать; в/ уважение достоинства и доверие, вера в миссию. Каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений; г/ ожидание успеха в решение проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; д/ признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»); е/ поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы; ж/ умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен; з/ собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку. Для выявления возможностей и проблем построения воспитательной деятельности в соответствии с перечисленными нормами были осуществлены диагностико-аналитические процедуры: - анкетирование воспитателей и воспитанников - изучение и анализ планов работы групп - посещение занятий в группах. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что большинство воспитателей испытывают потребность в обновлении и совершенствовании содержания и способов организации воспитательного процесса, проявляют желание строить педагогическое взаимодействие на основе гуманистических принципов. Итоги анкетирования воспитанников позволяют констатировать наличие у детей доверия к воспитателям, педагогам и желания обращаться к ним в трудной жизненной ситуации. При изучении и анализе планов работы воспитателей выяснилось, что педагоги планируют индивидуальную работу с воспитанниками, используют специальные формы, приемы и методы личностно-ориентированного взаимодействия, регулярно заполняют тетради наблюдений и карты развития, личные папки воспитанников. Посещение занятий показало, что для них характерно следующее: - разнообразие тематики, составляемой с учетом предложений и интересов детей; - рассмотрение вопросов, имеющих важное значение для стимулирования детей в работе по самосовершенствованию; - создание для воспитанников ситуации выбора и успеха; - использование приемов групповой и индивидуальной рефлексии; - доброжелательная атмосфера в группах, при самоподготовке и ее проведении. Однако, в деятельности воспитателей по обеспечению процесса развития индивидуальности ребенка существуют нерешенные проблемы: 1. наблюдается разнообразие приемов и методов поддержки ребенка и процесса его развития; 2. не всегда процесс воспитания связан с реализацией базовых потребностей детей; 3. при проведении занятий воспитатели не достаточно умело опираются на субъективный опыт детей; 4. не все воспитатели владеют технологией эффективной помощи ребенку в решении личностно-значимой проблемы. Важную роль в освоении новых подходов, форм, приемов и методов играет педагогическое проектирование. С помощью этого метода сначала создается целостный и детальный образ новшества, а лишь затем начинается работа по его освоению. На сегодняшнем совещании мы попытаемся использовать возможности проектирования для того, чтобы лучше понять и быстрее освоить технологию педагогической поддержки ребенка и процесса его развития. Педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно-ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема воспитанника. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий: - защиты; - помощи; - содействия; - взаимодействия. Работа воспитателей по группам. Памятка «Этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно-значимой для него проблемы» Этапы педагогической поддержки Содержание деятельности Приемы и методы организации деятельности 1. Сигнальный 1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для него проблемы: - неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость); - обращение родителей к педагогу или администрации тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе; - попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи. 2. Обработка учителем получаемой информации и формирование предположения о содержании и причинах формирования проблемы 3. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения 4. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др. 2. Контактно-созидательный 1. Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению 2. Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров 3. Поиск и установление первоначального контакта с учеником 3. Диагностический 1. Организация доверительной беседы с учащимися 2. Диагностика («раскодирование) проблемы ребенка 3. Определение причин возникновения проблемы 4. Проектный 1. Учащийся при помощи учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод ее в конструктивное русло 2. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы 3. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы 5. Деятельностный 1. Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы 2. Педагогическая поддержка усилий ребенка 6. Результативно-аналитический 1. Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности 2. Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения 3. Осмысление ребенком нового жизненного опыта, накопленного в процессе решения проблемы.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены