РАЗРАБОТКИ
|
Организация психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе
Организация психолого-педагогического сопровождения
первоклассников в период адаптации к школе
( по результатам исследования готовности первоклассников к обучению в школе, проведенного в 2010 году учреждением Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения»
в 1 «Б» классе МОУ СОШ № 20 города Твери.)
Н.А.Дарий
учитель начальных классов
учитель высшей категории
Почётный работник общего образования
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Твери
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения существенно меняет подходы к учебно-воспитательному процессу в начальной школе. Идея здоровьесбережения учащихся проходит красной нитью национального проекта «Образование». Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением им новой социальной роли «ученик».
Не секрет, что проблема адаптации к новым условиям жизнедеятельности возникает у любого человека: особенно при смене места работы, места проживания, а у детей в адаптационный период она может проявиться в нарушении сна, аппетита, настроения, в повышении температуры тела, даже могут затормозиться приобретённые ранее навыки.
Сроки и характер адаптационного периода зависят от нескольких факторов:
1. Возраст.
2. Состояние здоровья.
3. Уровень развития.
4. Индивидуальные особенности.
5. Уровень натренированности адаптационных механизмов.
6. Опыт общения со взрослыми и сверстниками.
Какие могут быть причины тяжёлой адаптации к школе?
Психологи и ученые указывают следующие:
1. Не сформирована позитивная установка на посещение школы.
2. Не сформированы навыки самообслуживания.
3. Отсутствуют навыки общения с ровесниками.
4. Домашний режим существенно отличается от школьного режима.
5. Наличие признаков нарушения психоневрологической сферы.
На период адаптации первоклассников к школе я своей целью ставлю разработку системы организационных и коррекционных мероприятий. Намечаю следующие направления работы:
1. Психолого-педагогическая диагностика.
2. Развивающая психологическая и педагогическая работа в течение учебного
года.
3. Косультативная работа психолога с педагогами и родителями.
4. Организация учебной деятельности, основанная на игровой и
здоровьесберегающей технологий обучения.
5. Психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям,
испытывающим трудности.
Первичная адаптация учащихся к школе.
С первых дней пребывания детей в классе начинается основная работа, направленная на быстрейшее привыкание их к школе, приспособление к ней
как к среде своего развития и жизнедеятельности. Через две недели проводится анкетирование родителей «Хорошо ли вашему ребенку в школе?», а по его результатам – родительское собрание на тему «Трудности адаптации первоклассников к школе». Вместе с родителями обсуждаются физиологические и психологические условия адаптации первоклассников к школе. Я поняла, что среди них я найду единицы своих помощников, а основной части родителей требуется помощь самим. И это данность нашего времени. Я немного растерялась: такую адову работу предстоит проделать! Хватит ли опыта, сил, здоровья – наконец? Помощь пришла оттуда, откуда не ждала. Учреждение Российской академии наук «Институт содержания и методов обучения» включил Тверскую область в проведение мониторинга готовности первоклассников к обучению в школе. В нём приняли участие сельские и городские школы нашего региона – 179 классов. Нашу школу № 20 было доверено представлять мне вместе с 1 «Б» классом, коллегами и родителями. Обследование учащихся проводилось в конце сентября по методике А.Л. Венгера, доктора психологических наук, профессором. Анкеты разработаны сотрудниками Института содержания и методов обучения О.В.Даниленко, И.В.Ермаковой, Г.С.Ковалёвой и были представлены в виде анкет для родителей, учителя и учащихся. Дети выполняли четыре тестовых задания: « Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», « Первая буква». Обработка данных анкетирования должна была показать уровень готовности ребёнка к обучению в познавательной сфере, выявить индивидуально-личностные особенности ребёнка, показать семью как ресурс адаптации учащегося, а также состояние физического и психического здоровья ребёнка. По результатам обследования совместно с психологом составили примерные диагностические карты первоклассников.
Мы смогли определить 3 группы детей:
1 –лёгкой адаптации
2 – средней тяжести
3 – тяжёлой адаптации.
Первая группа детей, по нашим прогнозам, должна была адаптироваться к концу первой четверти. Их 9 человек из 23-х – 38%.
Вторая группа детей пройдёт длительный период адаптации; несоответствие их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Они испытывают разного рода трудности в усвоении учебной программы. При соответствующей коррекционной работе с детьми и активной поддержке родителей, к концу первого полугодия, максимум – к февралю-месяцу, реакции этих детей станут адекватными школьным требованиям. Таких детей было 11 из 23-х, т.е. 43%.
В третью группу мы выделили троих учеников (это 19% от общего числа), у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: кроме того, что они не усваивали учебную программу, у них отмечались негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций.
Среди этих детей были те, кто нуждался в специальном лечении - дети с нарушением психоневрологической сферы.
Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребенка к его успехам и неудачам, где ведущая роль принадлежит учителю.
Профессия предъявляет к учителю достаточно высокие требования. Ведь от степени его профессионализма зависит не только успешная адаптация ребёнка при поступлении в первый класс, или переходу в среднее школьное звено, но и эффективное обучение в школе, а также физическое и психическое здоровье учащихся.
С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера учитель может помочь ребенку в успешной его адаптации.
Игра – важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных, без перегрузок, условий жизнедеятельности.
Приемы здоровьесберегающих технологий тоже могут содействовать снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания и повышению работоспособности.
В течение первых недель обучения я разучила с детьми несколько комплексов гимнастики:
- для сосудов головного мозга;
- для глаз;
- для шеи;
- для мышц живота и позвоночника;
- для плеч и локтевого сустава;
- для рук и грудной клетки.
Детям нравилось выполнять эти упражнения: они весело, с юмором комментировали свои движения, радуясь поводу расслабиться. А русские народные игры для детей – это настоящая кладовая сокровищ! Бери любую для развития «комплекса произвольности»! Эти игры пробуждают активность ребенка, его сообразительность, ловкость, быстроту реакции, дисциплинируют, сплачивают играющих. И знают их все: «Сова», «Паровозики», «Путаница», «Ручеек», «Золотые ворота», «Каравай», «Зайчик», «Два - третий лишний», «Кошки-мышки», «Круговая лапта» и другие. Эти игры на переменах в классе, после уроков во дворе школы помогли нам ближе узнать друг друга, наладить дружеское общение, устранить некоторую закомплексованность у робких и стеснительных детей (еще встречаются такие!).
Психологическая развивающая работа на этапе первичной адаптации первоклассников к школе.
Возможны две формы организации развивающей работы. Психологи ориентируются, в основном, на групповую, как наиболее эффективную. Но не все дети могут быть сразу включены в группу, не пройдя этап индивидуальной подготовки или в мини-группе. В любом случае, численность развивающей группы не должна превышать 5-6 человек. (3) У нас в школе из-за нехватки помещения и такая группа, кажется, велика, поэтому на занятия психолог брала по 2-3 ребенка, не более. Занятия проводились в основном, со 2-ой группой детей (средней тяжести адаптации).
Начались занятия в конце октября. Вначале проводились часто, пока дети не накопили опыт группового общения, а затем – реже, один или два раза в неделю – и так до конца учебного года. Каждое занятие имело стандартную форму, длилось минут 30-35.(3)
Эта работа, несомненно, дала свои результаты: память, внимание, мышление и воображение получили заметное развитие.
Одновременно велась работа и педагога с родителями в форме индивидуальных бесед, групповых занятий, тематических родительских собраний: «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром»; «Родителям о внимании и внимательности»; «Режим дня в жизни школьника».
Большую помощь в подготовке бесед с родителями оказали статьи профессора А.Л. Сиротюк. Я предложила родителям « Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка». В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания должен преобладать поведенческий аспект:
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку.
2. Изменения психолог8ического микроклимата в семье.
3. Организация режима дня и места для занятий.
4. Специальная поведенческая программа.
Нужно помнить, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Успешная реабилитация возможна, если она проводится в возрасте 5-10 лет.(1)
В плане воспитательной работы совместно с родительским активом намечались мероприятия на сплачивание классного коллектива. «Посвящение в первоклассники» в начале второй четверти (закончилась адаптация детей 1-ой группы), экскурсии, викторины, праздники, конкурсы, «Дни именинника», поездки в театры, интересные встречи.
Такая работа проводилась вплоть до мая-месяца.
Школьные трудности периода адаптации.
Во втором полугодии первого класса в рамках плана работы по психолого-педагогическому сопровождению разворачивается работа, направленная на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении или самочувствии. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то это все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья детей.(3)
К этому времени уже были известны результаты первичного обследования первоклассников из Института содержания и методов обучения и рекомендации по их интерпретации.
Проанализировав все 23 профиля, провела беседу с родителями и педагогами. Наметили пути дальнейшего решения проблем совместно с психологом.
Таким образом, наглядно изучив результаты обследования, и проведя обстоятельную подготовительную беседу с родителями, предложила им обратиться за консультацией к нейропсихологу, профессору Алле Леонидовне Сиротюк. Когда родители согласились, позвонила Алле Леонидовне и попросила помочь. Она откликнулась. Из троих учеников профессорский Центр коррекции посетили двое учеников с родителями. Один их них продолжает учиться у меня и до сих пор получает коррекционную помощь и лечение в Центре. И мы радуемся вместе с родителями тому, что прослеживается положительная динамика в развитии ребёнка. Двое учеников были переведены родителями в школу своего микрорайона.
Динамика образовательных достижений и личностного развития первоклассника.
Мониторинг образовательных достижений учащихся начальной школы (1-ый класс) проводился в конце учебного года (в мае 2011 года).
В ходе мониторинга проводились итоговые работы по математике, русскому языку и чтению, исследовались индивидуально-личностные особенности ребенка и особенности образовательной сферы в семье. Полученные результаты сравнивались с данными первого этапа мониторинга, который осуществлялся в начале года.(5)
22 сентября в библиотеке им. Горького проводилось пленарное совещание по теме «Рекомендации по интерпретации результатов обследования учащихся 1-го класса в конце учебного года (2011г.). Педагогам обследуемых первоклассников были вручены два комплекта профилей на каждого ученика: «Результаты обследования учащегося 1-го класса в начале и в конце учебного года» и «Динамика образовательных достижений и личностного развития первоклассника».
Они представлены в профиль 04 и таблице № 1-5, для начала учебного года соответственно:
На начало учебного года:
Профиль 04. на начало учебного года.
Показатели познавательной сферы ребенка в зоне среднего уровня, хотя успешность выполнения первого и второго теста - ниже среднего уровня по классу, поэтому общая успешность в 4-х тестах ниже среднего по классу, оставаясь в зоне среднего уровня. У этого ребенка будут значительные проблемы в усвоении математики, несмотря на то, что навыки чтения, письма и счета совпадают со средним уровнем класса.
Мотивация на обучение в школе - среднего уровня, но ниже показателя по классу в целом. Ребенок лучше других усвоил нормы поведения в школе. Общее эмоциональное отношение к школьной жизни на хорошем среднем уровне, а вот успешность функционирования в роли ученика – на низком.
Родители считают, что ребенок был подготовлен к школе удовлетворительно. На профиле видно совпадение с уровнем класса, а вот установка родителей по отношению к школьному обучению - ниже среднего по классу, да и условия ребенка для обучения в семье низкие, это тревожный сигнал. Учителю предстоит выяснить существующие в семье проблемы, скорей всего это связано с занятостью родителей, с нехваткой времени для оказания помощи ребенку в обучении, с плохими жилищными условиями.
Ребенок адаптировался к школе на хорошем среднем уровне, но далось ему это тяжелее, чем другим детям в классе, мешают индивидуальные особенности здоровья - они ниже среднего по классу.
Уровень готовности глазами учителя ниже среднего по классу, но выше, чем считают родители. Возрастное соответствие массы тела и роста ниже нормы. Физкультурная группа- основная, группа здоровья – вторая.
Профиль класса на начало учебного года1-23
Познавательная сфера
Таблица 1
Высокий уровень (кол-во учеников/% ) Средний уровень (кол-во учеников/%) Низкий
уровень (кол-во учеников/%)
Тест «Рисунок человека» 10\43 10/43 3/14
Тест «Графический диктант» 22/96 1/4.0
Тест «Образец и правило» 7/30 15/66 1/4.0
Тест «Первая буква» 22/96 1/4.0
Общая успешность в четырех тестах 2/10 20/86 1/4.0
Навыки чтения, письма, счета 4/17 19/83
Индивидуально-личностные особенности ребенка.
Таблица 2
Высокий уровень (кол-во учеников/% ) Средний уровень (кол-во учеников/%) Низкий
уровень (кол-во учеников/%)
Мотивация 20/86 3/14
Усвоение норм поведения в школе 22/95 1/5
Успешность функционирования в роли ученика
1/5
19/82
3/13
Взаимодействие со сверстниками 20/86 3/14
Эмоциональное благополучие 21/90 2/10
Нетревожность 7/30 14/60 2/10
Семья как ресурс адаптации.
Таблица 3
Высокий уровень (кол-во учеников/%) Средний уровень (кол-во учеников/%) Низкий уровень (кол-во учеников/%)
Установки родителей по отношению к школьному обучению
7/30
14/60
2/10
Условия дома для обучения 21/90 2/10
Помощь ребенку в обучении 22/95 1/5
Подготовка к школе в семье 4/17 15/66 4/17
Индивидуальные особенности здоровья.
Таблица 4
Высокий уровень (кол-во учеников/%) Средний уровень (кол-во учеников/%) Низкий уровень (кол-во учеников/%)
Индивидуальные особенности здоровья
3/14
16/69
4/17
Возрастное соответствие массы тела и роста* 1 (выше нормы) 18 (норма) 4 (ниже нормы)
Физкультурная группа 18 (основная группа) 5 (вспомогательная)
Группа здоровья 2 (1-ая группа) 18 (2-ая группа) 3 (3-я группа)
Уровень адаптации.
Таблица 5
Высокий уровень (кол-во учеников/%) Средний уровень (кол-во учеников/%) Низкий уровень (кол-во учеников/%)
Уровень готовности ребенка к школе глазами учителя
4/17
17/73
2/10
Уровень готовности ребенка к школе глазами родителей
9/39
2/10
12/51
Цена адаптации ребенка к школе 5/22 15/66 3/12
Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка
23/100
«Результаты обследования учащегося 1-го класса в конце учебного года» и «Динамика образовательных достижений и личностного развития первоклассника».:
Они представлены в профиль 1-21 таблице № 6-9, для конца учебного года соответственно:
В конце учебного года:
Профили 04
На данном профиле четко видно, что ребенок на первом этапе обследования имел приближенные к среднему результаты в познавательной сфере, за исключением одного. В конце учебного года этот ученик демонстрирует показатели выше средних по классу, но по первому пункту (математика) ниже среднего по классу, хоть немного и приблизился к нему.
Базовая часть программы усвоена на высоком уровне.
Хорошо видно, что мотивация на учебу была на среднем уровне, а в конце учебного года повысилась, это я считаю своей заслугой. Ребенок хорошо усвоил нормы поведения в школе, стал критичнее относиться к себе в конце учебного года, считает себя более успешным в роли ученика, чем прежде.
В общении со сверстниками недостаточно реализован хороший потенциал, поэтому эмоциональное благополучие на прежнем уровне, а нетревожность снизилась. Анализируя ситуацию, можно узнать, что в классе есть дети с лидерской установкой, и ребенок не смог завоевать желаемого положения в коллективе.
Таким образом, несмотря на положительную динамику в познавательной сфере, у ребенка есть проблемы в эмоциональной и коммуникативной сферах. Родители не связывают это с ухудшением здоровья, считая, что адаптационных проблем нет.
Необходимо, чтобы родители больше внимания уделяли ребенку не только по поводу учебы: совместные прогулки, поиск совместных приятных дел. Требуется и помощь учителя в налаживании взаимоотношений со сверстниками (6).
В начале года я считала подготовленность этого ребенка к обучению в первом классе на среднем уровне, а к обучению во втором - на высоком уровне.
Профиль класса 1-21 в конце учебного года..
Познавательная сфера:
Усвоена базовая часть программы:
- по русскому языку – 16 учеников – 76%;
- по математике – 20 учеников- 95%;
- по чтению – 19 учеников – 90%.
Не усвоена базовая часть программы:
- по русскому языку – 5 учеников – 24%;
- по математике – 1ученик- 4.3%;
- по чтению – 2 ученика – 8.6%.
Учащихся, усвоивших базовую программу по трем дисциплинам – 13,
это 62% от общего количества учащихся.
Индивидуально-личностные особенности ребенка.
Таблица 6
Высокий уровень (кол-во учеников /%) Средний уровень (кол-во учеников /%) Низкий
уровень (кол-во учеников /%)
Самооценка 3/15 14/65 4/20
Отношение к школьной жизни 4/20 15/70 2/10
Мотивация 20/95 1/5
Усвоение норм поведения в школе 19/90 2/10
Успешность функционирования в роли ученика 3/15 14/65 4/20
Взаимодействие со сверстниками 2/10 12/55 7/35
Эмоциональное благополучие 16/75 5/25
Нетревожность 3/15 10/50 8/35
Семья как ресурс адаптации.
Таблица 7
Высокий уровень (кол-во учеников/%) Средний уровень (кол-во учеников/%) Низкий уровень (кол-во учеников/%)
Установки родителей по отношению к школьному обучению 3/15 18/85
Условия дома для обучения 10/50 8/40 3/10
Помощь ребенку в обучении 21/100
Индивидуальные особенности здоровья.
Таблица 8
Высокий уровень (кол-во учеников/%) Средний уровень (кол-во учеников/%) Низкий уровень (кол-во учеников/%)
Легкость адаптации 3/15 17/80 1/5
Нагрузки ребенка 5/25 14/65 2/10
Индивидуальные особенности здоровья 4/20 13/6 4/20
Возрастное соответствие массы тела и роста* 1 (выше нормы) 16 (норма) 4 (ниже нормы)
Физкультурная группа 17 (основная группа) 4 (вспомогательная)
Группа здоровья 2 (1-ая группа) 16 (2-ая группа) 3 (3-я группа)
Уровень адаптации.
Таблица 9
Высокий уровень (кол-во учеников/%) Средний уровень (кол-во учеников/%) Низкий уровень (кол-во учеников/%)
Уровень адаптации глазами учителя 5/25 14/65 2/10
Уровень адаптации глазами родителей 6/30 14/65 1/5
Уровень готовности ребенка к обучению во 2-м классе глазами учителя 5/30 13/60 3/10
Таким образом, несмотря на положительную динамику в познавательной сфере, у ребенка есть проблемы в эмоциональной и коммуникативной сферах. Родители не связывают это с ухудшением здоровья, считая, что адаптационных проблем нет.
Необходимо, чтобы родители больше внимания уделяли ребенку не только по поводу учебы: совместные прогулки, поиск совместных приятных дел. Требуется и помощь учителя в налаживании взаимоотношений со сверстниками (6).
В начале года я считала подготовленность этого ребенка к обучению в первом классе на среднем уровне, а к обучению во втором - на высоком уровне.
Обозначилась проблемная зона «Самооценка» у 19% учащихся.
Предстоит большая работа по решению этой проблемы с привлечением родителей. Как правило, корни этой проблемы надо искать в семейном воспитании ребенка.
Сопоставление профилей позволяет увидеть динамику процесса адаптации каждого ребенка, увидеть тенденции его личностного развития, существующие проблемные зоны. Форма представления результатов позволяет провести сопоставление индивидуальной динамики с общими тенденциями в классе, школе, регионе и сосредоточить внимание родителей на помощи детям в проблемных зонах. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать поддержку детей более эффективной.
Сопоставление профилей дает возможность увидеть адаптацию ученика в полном объеме и является важным аргументом для планирования дальнейшей работы с ребенком, классом и семьей.
Результаты таких массовых исследований весьма точны при положительных результатах, и всегда требуют большой деликатности от педагога и всевозможных уточнений при низких.(5)
Все изложенное выше показывает, что одним из перспективных путей создания методик обучения в школе является социально-психологическое направление.
Выводы:
При правильной организации адаптационного периода школьной жизни, у большинства первоклассников процесс адаптации завершается к началу второго полугодия.
Движение в учебном материале медленное и по объему не значительное. Ученики как бы накапливают средства для резкого рывка в предметном содержании.
Таким образом, при правильной организации психолого-педагогического сопровождения учащихся, в период адаптации к школе, достигаются следующие результаты:
1. Сложились доверительные отношения учителя с детьми и родителями.
2. У детей в классе - отношения сотрудничества.
3. Уже к концу адаптационного периода в детях можно обнаружить желание строить свою деятельность с учетом действий партнеров.
4. Дети стали инициативнее.
5. Ученики овладевают средствами (знаки, жесты) для обеспечения поведения и взаимодействия в рамках принятых норм.
6. В области оценки контроля действий умеют оценивать свою работу по заданным критериям учителя, соотносить свою оценку с оценкой учителя.
Использованная литература.
1. А.Л. Сиротюк. «Нейропсихологическое и психофизическое сопровождение обучения». Москва, 2003 г.
2. А.Л. Сиротюк. « Коррекция развития интеллекта дошкольников»
Москва, 2002 г.
3. М.Р. Битянова. «Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка». Москва. Образовательный центр «Педагогический поиск».
4. Результаты готовности первоклассников к обучению в школе, полученные в ходе мониторинга, проведённого в 2010-2011 году учреждением Российской академии образования « Институт содержания и методов обучения» в 1Б классе МОУ СОШ №20 г.Твери.
5. О.В. Даниленко, И.В. Ермакова, Г.С. Ковалёва, Н.В. Нурминская,
М.В. Серков, « Рекомендации по интерпретации результатов обследования учащихся 1 ого класса в конце учебного года (2011год).
Российская академия образования « Институт содержания и методов обучения». Отдел оценки качества образования. Москва, 2011год.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены