РАЗРАБОТКИ
|
Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка
Сегодня на первый план выдвигается развивающая функция начального образования, становление и развитие личности ребенка. Развить у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию – одна из актуальных задач современной российской школы. Ее решение невозможно без развития у каждого учащегося познавательного интереса.
На современном этапе развития начальной школы существует потребность учителей в поиске оптимальных условий развития познавательных интересов младших школьников. Процесс развития познавательного интереса младших школьников будет успешным, если в процессе обучения русскому языку целенаправленно создавать следующие условия: создание ситуаций решения познавательных задач; ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся; создание благоприятной эмоциональной атмосферы в процессе обучения. В течение учебного года мною целенаправленно создавались вышеперечисленные условия с целью развития познавательного интереса четвероклассников. В начале учебного года был выявлен уровень сформированности познавательных интересов. Для этого я использовала методику А.А. Горчинской «Познавательная активность младшего школьника». Данная методика позволяет выявить степень выраженности познавательной активности младших школьников. Технология проведения такова, что каждому учащемуся был предложен бланк с пятью вопросами и зачитана инструкция: «Внимательно прочитайте каждый вопрос. Выберите вариант ответа, обведите. Не забудьте подписать анкеты». На выполнение задания ушло 5 минут. Далее были созданы необходимые условия для развития познавательных интересов младших школьников. Дальнейшая работа имела цель – активизировать познавательный интерес учащихся и повысить уровень развития познавательного интереса с помощью создания следующих условий: создание ситуаций решения познавательных задач; ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся; создание благоприятной эмоциональной атмосферы в процессе обучения. На базе экспериментального 4 «А» класса в течение третьей четверти была проведена работа по развитию познавательного интереса младших школьников. На уроках я применяла игры, творческие задания. Включение игр в учебный процесс создавало у детей радостное рабочее настроение, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе. Для создания благоприятной эмоциональной атмосферы и ситуаций решения познавательных задач использовались следующие игры и игровые упражнения: 1. «Козья игра». 2. «Шифровальщики». 3. «Угадай-ка». 4. «Все наоборот». 5.«То же самое». Дети очень любят отгадывать загадки, но в четвертом классе с увлечением решают шарады, метаграммы, анаграммы, логографы. Описанные игры проводятся регулярно и очень нравятся ученикам. Они дают положительный результат и помогают обеспечить сразу три условия: - создают ситуации решения познавательных задач; - обучение ведется на оптимальном уровне развития учащихся; - помогают создать благоприятную эмоциональную атмосферу на уроке. Кроме дидактических игр на уроках русского языка я использовала задания творческого характера: 1.Озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами. 2. Исправьте предложения. 3. Восстановите последовательность предложений русской народной сказки "Заячьи следы". 4. Спишите предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу прилагательные: тяжелый, легкий, жаркий, горячий, холодный. 5. Устранить нарушение стиля: 6. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы; объясните написание. 7. Напишите диктуемый текст, вставляя, где нужно, прилагательные. На одном из уроков было предложено такое задание: Составьте план рассказа, озаглавьте рассказ, напишите изложение от I-ого лица (от имени охотника). Детям даётся задание изложить содержание текста от имени охотника и озаглавить текст. Дети с заданием справились. Заглавие дано близкое к авторскому: "Лесной музыкант", "Медведь-музыкант", значит, дети поняли основную мысль текста, отношение автора к герою. Изложение во всех работах велось от имени охотника. Текст излагался по плану, не были упущены никакие важные моменты. Весь класс справился с заданием. Также примером творческой работы служит написание сочинения-миниатюры на тему "Волшебная поляна" по мотивам волшебных сказок. Задание: текст должен быть насыщен прилагательными, чтобы сделать описание более ярким, интересным. При этом должен сохраняться язык и стиль волшебный сказки. В целом класс с заданием справился. Описание получилось красочным, прилагательные употреблялись уместно, без излишеств. Сохранён стиль волшебной сказки. Приведём пример. Так описала поляну ученица: «Долго ли, коротко ли вышел Иван Царевич на волшебную поляну. А там такая красота, что глаз не отвести! Травушка золотая, берёзка такая ласковая, что уходить не хочется, цветочки точно зорьки красные. А солнышко ласково сладкую речь говорит. Пенёчек там небольшой стоит. Около пенёчка уселись звери самые разные: медведь жёлтый, белка голубая, лиса фиолетовая и заяц зелёный». Описанные задания способствуют развитию познавательного интереса, поскольку они помогают создать ситуации решения познавательных задач, а также с их помощью процесс обучения ведется на оптимальном уровне развития школьников. Данные упражнения проводятся регулярно и дают положительный результат. Процесс выполнения работ творческого характера, а также проведение игровых упражнений всемерно содействует развитию познавательных сил и способностей учащихся, непрерывному их совершенствованию. Рациональное использование школьниками усваиваемого учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих эмоциональные переживания. Всё это, по мнению Г.И.Щукиной, содействует успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных возможностей, что в свою очередь приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом. В конце учебного года была выявлена динамика развития познавательного интереса четвероклассников. В мае 2010г года было проведено изложение по методике А.К.Дусавицкого «Непроизвольное запоминание», направленное на выявление динамики развития творческих способностей четвероклассников. Данная методика представляет собой текст рассказа, сконструированный из разных по содержанию частей. Первая часть остросюжетная, развлекательного типа, вторая полностью лишена внешней занимательности, в ней речь идет о том, как в лингвистике изучают происхождение слов. Эксперимент рассчитан на непроизвольное запоминание. При чтении текста цель перед всеми детьми ставится одна и та же, поэтому разное запоминание может здесь зависеть только от того, интересен тот или иной отрывок рассказа ребенку или нет. Сравнивая полученные данные с результатами учащихся в начале года, я отметила существенную разницу в пользу экспериментального класса: познавательный интерес присутствует у 62% (13 чел.) экспериментального класса, что на 10% выше, чем в начале года (11 чел.), а интерес-занимательность имеют только 19% учащихся класса (4 чел.), что показывает более высокий уровень развития познавательного интереса.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены