РАЗРАБОТКИ
|
Статья по окружающему миру
Каждый человек хочет быть успешным, ребёнок тем более. Возрастной особенностью детей младшего школьного возраста является общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности, поэтому необходимо вооружить его теми знаниями и умениями, которые облегчат ему учебный труд. В современной педагогике мы говорим об общеучебных умениях и навыках, метапредметных (надпредметных) умениях или об универсальных учебных действиях, что по сути является синонимами.
Среди выделямых психологами и педагогами общеучебных умений в данной статье я рассматриваю два: информационные и коммуникативные, так как считаю их очень важными для успешного учения ребёнка, и к тому же тесно связанными между собой. Стандарты 2004 года их даже не разделяли, а рассматривали, как информационно-коммуникативную деятельность. Кратко охарактеризуем эти два умения. Информационные: Следует специально оговорить принципиальное положение: я не связываю понятие «информационные умения» исключительно с использованием современных компьютерных технологий. Мир информации чрезвычайно широк и многообразен. Представление его в различных информационных источниках не изменяет суть проблемы научения ребенка приемам ориентировки в мире информации. Вот ряд информационных умений из нового стандарта. Обучающиеся должны осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Использовать знаково-символические средства (модели, схемы). Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Выделять существенную информацию из текстов разных видов. Логично было бы добавить ещё умение составлять план и формулировать вопросы. Существует много различных классификаций коммуникативных умений по разным признакам. Мне кажется более чёткой и понятной классификация Г. М. Андреевой. Каждая группа умений соответствует одной из трех сторон общения (коммуникационной, перцептивной и интерактивной). Группа умений соответствующая коммуникационной стороне общения: умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания. Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию. Третья группа — интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, сформулировать требование, общаться в конфликтных ситуациях. Таким образом, под коммуникативными умениями можно понимать владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и в профессиональной деятельности. В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создавать ситуации удивления, вопроса, предположения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний и дополнительной информации. Например, на страницах учебников по «Окружающему миру» можно встретить такие задания, как «подготовь рассказ...», «объясни...» , «докажи...» и т. д. По сути такие задания имеют чисто коммуникативную природу, так как рассказ всегда адресован кому-то, а объяснение теряет смысл вне ситуации общения и взаимодействия, а для подготовки к выступлению необходимо отобрать и переработать необходимую для этого информацию. Целью моей работы было создание для детей условий наиболее эффективного формирования информационно-коммуникативных умений на уроках «Окружающего мира». Для реализации этой цели я выбрала следующий ряд умений: 1. Извлекать необходимую информацию из видеофильма, физической карты, текста, иллюстраций, схем, таблиц. 2.Устно сообщать информацию. (Докладывать по заданной теме.) 3.Задавать воросы разного типа. 4. Работать в малой группе. Работа в малой группе, на мой взгляд, позволяет ребёнку быстрее преобрести опыт учебного сотрудничества, обогатить опыт межличностного общения. Умения извлекать и сообщать информацию являются самыми важными среди информационных умений, так как они ставят ребёнка в условия необходимости отбора и перекодировки полученной из разных источников учебной информации. Умение задавать вопросы и отвечать на них тесно связывают информационные и коммуникативные умения между собой и помогают детям на уроке повторить изученный материал. К этим умениям прибавляются умения оценки и самооценки, без которых невозможно обойтись в любой успешной (продуктивной) деятельности. Результаты анкетирования 12 учителей нашей школы показали, что для формирования инфрмационных умений большинство из них прежде всего используют работу с текстом, а как одну из ведущих форм для развития информационно-коммуникативных умений ставят на первое место работу в малой группе. Все вышеперечисленные умения я пыталась развивать на уроках «Окружающего мира» в рамках темы «Природные зоны России» (программа «Школа России»). По этой программе на изучение природных зон отводится 8 уроков, т.е за один урок мы с детьми должны разобрать особенности одной зоны, кроме лесной, на которую отводится два урока. Учитывая какой объём информации должны переработать дети и сколько новых понятий усвоить — это не простая задача, как для детей, так и для учителя. Поэтому я стала думать, как рациональнее и продуктивнее можно использовать время урока. Класс заранее был разделён на пять групп по пять человек. ( Географы, ботаники, зоологи, экологи и почемучки.) Мною был назначен капитан каждой группы, так как не все дети ещё умеют соотносить своё желание быть капитаном со своими знаниями и возможностями. В начале первого урока в теме был проведён инструктаж о правилах работы в группе ( Убедись, что в разговоре участвует каждый; внимательно слушай собеседника; говори только по делу и т. д.). На каждом уроке я руководила работой всей группы в целом: предъявляла ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивала результаты труда всей группы. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществлялось самими детьми внутри группы. В конце урока группа обсуждала свою работу и работу соседней группы, сама ставила отметку по трёхбальной системе своим «соседям» справа (Мы использовали карточки трёх цветов: жёлтый , зелёный, красный). Хочу отметить, что до начала этой работы дети уже имели небольшой опыт группового сотрудничества (дежурство по классу), если бы такого опыта у них не было, понадобилось бы значительно больше времени для развития заявленных умений. Критерием успешности работы группы для нас служили результаты деятельности ( доклад, вопросы, ответы на вопросы) и сам процесс, когда дети получают удовольствие от совместной работы. Так как ребята сначала плохо понимали , как им спланировать свою работу и выбрать нужную информацию, то дети в каждой группе имели памятку для работы ( Прочитай текст , посмотри видеофильм; подчеркни, запиши, то что требуется в задании; перечитай; обсуди с членами группы; запишите инфомацию в таблицу; вместе с членами группы подберите необходимые иллюстрации и выберите докладчика). Постепенно дети сами начали планировать свою деятельность, выработали собственный стиль деятельности на уроке. В рамках данной темы всем детям была предоставлена возможность выступить перед одноклассниками. Информацию дети заносили в заранее подготовленную дома таблицу по мере выступления групп. Я помогала выступающим группам уточняя, конкретизируя, иногда иллюстрируя, освещаемую ими информацию. Пример: Зона Арктических пустынь. Географическое положение. Климатические условия Растительный мир Животный мир Деятельность людей. Экологические проблемы. Одна из групп получает на уроке задание придумать и записать по три вопроса для каждой команды, начинающихся словами «кто» или «что», «как», «почему», «зачем» и т.д. Для этого они сами должны владеть информацией, т.е прочитать текст учебника, рассмотреть карту, внимательно посмотреть видеофильм. Сначала дети использовали вопросы из учебника, учились преобразовывать повествовательные предложения в вопросительные, затем постепенно начали придумывать вопросы сами, обсуждая варианты в группе и одбирая наиболее интересные, по их общему мнению. Каждая группа попробовала себя на уроке в роли «почемучек». В конце изучения всего раздела «Природа России» мы провели урок- конференцию, на котором каждая группа представляла свою природную зону. При подготовке к выступлению перед одноклассниками каждая группа должна была повторить и обобщить уже имеющуюся информацию, подобрать интересные факты, иллюстрации к своему выступлению, договорится, кто и что будет говорить. Я сразу предупредила ребят, что на первых уроках может немного не хватить времени. Так и получилось, но дети отнеслись к этому с пониманием. Начиная с третьего урока мы начали укладываться во времени. Сложным для детей оказалось сориентироваться в болшом количестве информации и выбрать главное за ограниченный промежуток времени, но эксперимент оказался достаточно успешным. После проведения серии уроков было проведено повторное анкетирование детей, которое показало, что дети стали больше использовать возможности компьютера (Не только как игрушку, но и как источник информации.), возросло желание детей работать в группе, появилось умение самостоятельно отбирать необходимую информацию. Дети в своих анкетах отметили, что научились выбирать и записывать информацию во время просмотра учебного фильма. Положительным моментом стало и то, что дети получили более широкое представление о возможностях использования справочной литературы. 3.11.2011 г.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены