РАЗРАБОТКИ
|
«Школьная» сказка. Остров мечты (педагогическая пьеса-сказка в стихах)Горбунова Наталья Ефимовна, учитель математики ГБОУ СОШ № 1245 г. Москвы. Остров мечты. «Школьная» сказка. Действующие лица: 1. Марь Иванна, педагог со стажем. Памяти Леонида Алексеевича Филатова посвящается. Пролог. Рассказчица: В некотором царстве, Известном государстве, Жили-были скромно В терему огромном Марь Иванна, педагог со стажем, Уроки давала высшим пилотажем; Петрович, супруг ейный, Компьютерщик был, говорят, идейный. Была там царица и были министры, Учителя были и методисты… Не будем вступленьем задерживать вас, Скорее начнем же правдивый рассказ! Сцена 1. Рассказчица: Очумело, как будильник, Зазвонил с утра мобильник. Марь Иванна трубку хвать, Чтоб на кухню убежать, А из трубки голос грозный, Не узнать его невозможно! Голос царицы по телефону: Царский вот тебе указ: В класс явиться сей же час! Нынче полон дом гостей – Послов-педагогов всех областей. Так что ты разбейся в кровь, А урок нам приготовь! Не смогешь – кого винить? – Я должна тебя казнить. Государственное дело, Ты улавливаешь нить?.. Мария Ивановна: Нешто я да не пойму При моем-то при уму? Чай, не лаптем щи хлебаю, Соображаю, что к чему. Получается, на мне Вся политика в стране: Коль урок не приготовлю – Непременно быть войне. Голос царицы: Ты давай-ка не остри, Собирайся, да смотри, Современный дай урок, Поразить гостей чтоб смог! ИКТ чтоб применила, Про наглядность не забыла. С толком, с юмором, с умом… В общем, знаешь, что почем! Коли поняла приказ – Исполняй-ка сей же час! Мария Ивановна: Не извольте сомневаться, Чай, оно не в первый раз! Мария Ивановна склоняется над тетрадкой. Входит Петрович. Рассказчица: Муж приплелся – кушать хочет, А жена вовсю хлопочет… Над тетрадкою она Мыслей творческих полна. Петрович: На тебя, моя душа, Век глядел бы не дыша, Только завтрак, сердце чует, Мне не светит ни шиша! Верно говорил тесть мой: «Ты смирись с такой женой - Умница, красавица, С любым классом справится! Ей работать целый день С утра до ночи не лень. До плиты ж не доползти – Это ты, милок, учти. Коль не хочешь на диете Просидеть недели три, Ты рецепты в Интернете Кулинарные смотри! Не найдешь – положишь в рот Лишь дежурный бутерброд». Мария Ивановна (не отрываясь от тетради): Не кручинься и не хнычь! Будет стол и будет дичь! В морозилке сам пошарь, Курицу найдешь – пожарь. Петрович: Алгоритм? Мария Ивановна (протягивает листок): Сюда смотри! Расписала: раз, два, три. Пункт четвертый – «посолить». Да, и не забудь помыть! А меня не отвлекай, Все в инструкции читай. Петрович вздыхает и уходит с инструкцией в руках. Сцена 2. Рассказчица: А царица с главным послом Сидят уже за круглым столом. Сзади – ты глянь-ка – советница-нянька. Сбоку – еще два заморских посла (Ох, нелегкая их принесла). Чуть дале – Министр образования, Готовый на все дать свои толкования, Всех «причесать под одну гребенку» Для пользы, якобы, абстрактному ребенку. Против первого посла, по-казенному мила, Яга Костьяновна, методист, По всем вопросам специалист. Первый посол: Вызывает антирес Ваш технический прогресс: Вы компьютер загружали, По лицензии аль без? Царица, Нянька и Яга (хором): Йес! Второй посол: Вызывает антирес Воспитательный процесс: Классные часы ведете По системе али без? Царица, Нянька и Яга (хором): Йес! Третий посол: Вызывает антирес И такой еще разрез: В школу ваши дети ходют С радостию али без? Царица, Нянька и Яга (хором): Йес! Царица: Всех проблем нам не решить! Давайте не будем спешить. Послушаем разные мнения, Вот и уйдут все сомнения. Министр наш подготовил речь… Говори, а не то голова с плеч! Министр: Буду краток, господа, Попрошу взглянуть сюда: Даже с изрядного расстояния Виден рост качества образования! И проценты говорят – Умных мы растим ребят! С благодарностью Яге (кивает в ее сторону) Мы теперь сдаем ЕГЭ. И все от счастья плачем – Не может быть иначе! Вам, коллеги, всем – почет, Если вовремя отчет. Не боюсь я громких фраз: Государство любит вас! Даже ценит, уважает, Чуть зарплату поднимает… Только будем же честны – Вы ему кругом должны! Распишите каждый час, Чтобы занят был у вас: Тут – совет, там – семинар, Пусть не точит нос комар. Как журналы все сдадите, Вот тогда и спать идите. Нянька тянет руку. Царица недовольно отмахивается от нее. Царица: Эй, кончайте там гудеть, Не до вечера ж сидеть. Руку, нянька, не тяни. Говори уже, рискни. Нянька: Наш министер нам не враг, Все как есть сказал без врак. Только я вот сумлеваюсь – Сам-то жить он хочет так? Чтобы отдыха не знать, Над конспектом засыпать, Тратить силы, портить нервы, Да копейки получать… Вот пускай бы и пошел Хоть один урок провел, А я постою у двери, Пока он тетради проверит. Не проверит – пусть тащит домой. Вот тогда запоет голубь мой! Царица: Сядь скорей да помолчи – Твое место у печи. От тебя – один бедлам, Стыдно мне, конфуз послам! Я давно антиресуюсь, Ты не засланная к нам? Решительным шагом входит Мария Ивановна с указкой и журналом. Мария Ивановна: Здрасьте вам, пожалуйте в класс На урок мой да классный час… Царица (подхватывает): Посмотрите, оцените, Да статью о нас черкните. Слов этак … двести, И порадуемся вместе! Все уходят. Сцена 3. Рассказчица: Пусть гости опыт перенимают, Методы наши на ус мотают… Глядите: уж час да другой проходят, А послы-то сидят и никак не выходят. Ан нет, вышел-таки один, Смурной да важный такой господин. Видать, позвонить ему надо срочно. Сейчас все узнаем конкретно и точно! Первый посол (говорит по сотовому телефону): Желаю здравствовать, это я, Готов все доложить, не тая. Разведку провел, как Вы велели, Для достижения нашей цели. Голос: Как там наши господа? Говори скорей сюда! Ладно ль в школе али худо? И нашел ли ты там чудо? Первый посол: Что ж, даю прямой ответ: Антиресно, спору нет. Детям здесь совсем не худо, Педагоги просто чудо. Среди них такие есть, Что не можно глаз отвесть! Так детишек обучают, Словно сердцем облучают. В классе тишина стоит: Слышно, как комар летит. Ну, а сами терпеливы И скромны, добры, красивы. А как речь-то говорят! Все покажут, объяснят… Молвить можно справедливо – Это диво так уж диво! Голос: Вот бы их сюда сманить, Да ведь всех надо кормить! Выбери пока одну, Привези в мою страну. Не смогешь уговорить, Опыт можешь провалить! Государственное дело, Ты улавливаешь нить?.. Рассказчица: Ну, тут посол и приуныл… Казачок-то он засланный был! Вздохнул, затылок почесал, План действий … быстро набросал. К Марь Иванне он резво подходит, Да в сторонку ее отводит. Ей же думается лишь об одном: Домой бы сейчас да забыться сном! Первый посол: Вы меня очаровали – Чудо как преподавали! И скажу Вам без прикрас: Я влюбился просто в Вас. Отчего же, дорогая, Вы усталая такая? Вы, небось, не спали ночь! Не могу ли я помочь? Мария Ивановна: Что ж, заметили Вы верно. Видно, выгляжу я скверно… Так устала, мочи нет, А еще ведь педсовет, Да гора тетрадей дома! Вам все это незнакомо? Я мечтаю лишь о том, Чтобы мне работать днем, Вечером идти домой Не с тяжелою сумой, Ночью же ложиться спать, А не тетрадки проверять! Первый посол (загадочно): Смотрю я, ты места себе не находишь, А нам по параметрам очень подходишь. Скажи-ка, красавица, не хочешь ли ты Со мною отправиться на Остров Мечты? Представь: там не будет детей шаловливых, Родителей, вредных и нерадивых, Не будет уроков, тетрадей совсем – Избавишься сразу от многих проблем! Профессию сменишь и, слез не тая, От радости крикнешь: «Ура! Теперь я Не буду училкой! Отныне вовек Я, как и все, БЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК!» Рассказчица: Марь Иванна пожала плечами, Озорными сверкнула очами, На дверь класса слегка покосилась, Выдохнула и … согласилась! Посол и Мария Ивановна уходят под руку. Сцена 4. Рассказчица: Снова утро наступило, Солнце Землю озарило. А мы с вами в этот раз Попадаем прямо в класс. А вот и ученики. Иван: Над докладом целый день Просидел я, словно пень. Ни одной сурьезной мысли, Все сплошная дребедень! Емеля: Не расстраивайся так, Ты Иван да не дурак! Сдуй доклад из Интернета, Будет точно «четвертак». Не ломайся и не трусь… Иван: А ты сам? Емеля: Да я ленюсь… Все-таки, учиться – скука. То ли дело моя щука! Вмиг по моему хотению Легко способствует учению. Как Емеля ей прикажет, Так она ему подскажет. Василиса Премудрая: Ты, Емеля, мягко стелешь, Да не сеешь и не жнешь! Языком ты много мелешь – Слушать стало невтерпеж. Емеля: Что-то в толк я не возьму: Ты, Премудрая, к чему Воспитанье учинила Не по нашему уму? Василиса: Вот Царевна Несмеяна, Я скажу вам без обмана, Недовольна всем всегда, Мыслей нет – одна вода! Над задачами ревет, Сочиненья вовсе рвет, Их в огонь потом бросает… Даже шпоры не спасают! Царевна: Ну, и вредные вы все, (Василисе) Даже ты во всей красе! Ни понять, ни пожалеть! Сердце надобно иметь! Иван: Хватит ссориться, друзья! Я скажу вам, не тая, (шепотом) Был давно уже звонок. Марь Иванны … нет ведь в срок! Емеля: Это ж надо, опоздала! А меня вчера ругала: Не хотел с печи слезать – Теорему доказать. Царевна (хнычет): Что теперь нам делать всем, Нас ведь бросили совсем! Я сейчас заплачу с горя… Василиса (с усмешкой): Будет слез здесь точно море! Иван: Вдруг сегодня повезет: Марь Иванна не придет?! Мы тогда рванем в кино! Вы со мною заодно? Ученики (хором): Да!!! Убегают. Сцена 5. Рассказчица: А царица тем временем злится, Просто места себе не находит: Марь Иванне не дозвониться, К телефону никто не подходит! Стала думу думать царица: К кому бы за помощью ей обратиться? Вспомнила на досуге о старой подруге – Яге Костяной ноге. Царица: Алло, Ягуся, это я! Здравствуй, милая моя! Помоги решить проблему – Марь Ивановны замену. Исчезла в неизвестном направлении, Не оставив даже заявления. Яга: Ты так больше не шути, Впору следствие вести! Может, Марь Иванну дети Умудрились довести? Царица: Обижаешь, наши дети – Лучше всех на белом свете! Яга: Может быть, проверить нужно, Коллектив не очень дружный? Царица: Нет, гарантию дам я: Мы тут все – одна семья! Яга: Может быть, ей денег мало? Чай, зарплаты не хватало? Царица: Наша Марь Ивановна - патриот: Работу любит и взяток не берет! Яга: Ну, тогда скажу по дружбе, Тут сработали спецслужбы! Что ж, контроль осуществлю И замену вам пришлю. Рассказчица: Бедные-бедные дети! Они-то за что в ответе? Яга Костьяновна не сплоховала, Марь Ивановне лихую замену наколдовала! Сцена 6. Рассказчица: Прозвенел с утра звонок, Начинается урок… Школьники сидят и ждут: «Ну, когда же к ним придут?» Вот минута, другая проходит… Кощей Бессмертнович в класс заходит! Зол на детей заранее, Сразу дает задание. Кощей: Вы - лентяи, дармоеды, Олухи и непоседы! Знайте, вам пощады нет, Вам за все держать ответ! За минуту этот стих Выучить от сих до сих! Кто не выучит совсем, Я того, ребятки, съем! То есть, я хотел сказать, Что готов вас наказать! Так что лучше уж молчите Да сидите и учите! Иван и Василиса углубляются в книгу. Царевна Несмеяна вытирает платочком слезы, а Емеля наклонился к ведерку, в котором у него щука, и что-то шепчет ей. Кощей резко оборачивается и выхватывает ведро. Ты меня не проведешь, «Кол» тебе, ядрена вошь! Двести раз пиши в тетрадь: «Я не буду больше врать». Смотрит грозно на плачущую Царевну. Ну, а ты почто ревешь? Скоро заживо сгниешь! На задачник и решай, Сто примеров сосчитай. Подходит к Ивану и Василисе. Что-то вы объединились… Иль в злом умысле сроднились? А ну, брысь-ка по углам, Да сидите тихо там! Иван и Василиса испуганно разбегаются в разные стороны. Звенит звонок. Пойду немного прогуляюсь, А с вами, деточки, я не прощаюсь! Уходит, прихватив ведро со щукой. Дети недоуменно глядят ему вслед. Иван: Это что за чудо-юдо Нам прислали и откуда? Если он опять прикатит, То меня Кондратий хватит! Царевна: Марь Иванна нас любила, И учила, и журила. Даже если наставляла, Никогда не оскорбляла! Василиса: Не умели мы ценить! Без толку себя винить… Лучше уж подумать вместе Что нам делать, как нам быть? Емеля: Да, пропала моя щука! Видно, будет мне наука… Что ж, пора с печи слезать, Марь Ивановну искать! Сцена 7. Рассказчица: Не долго думая, дети собрались… А где искать-то? Они растерялись. Вышли в коридор, а тут – глянь-ка: Спешит к ним на помощь добрая нянька. Нянька: Что-то вы невеселы, Головы повесили! Знаю вашу я кручину, Ваших горестей причину. Василиса: Будь нам другом, подскажи Да всю правду расскажи. Марь Иванну нам свою Где искать, в каком краю? Нянька: Уж открою я секрет, Дам на ваш вопрос ответ. Марь Иванна далеко, К ней добраться нелегко! За морями, за лесами, За высокими горами В окияне остров есть И чудес на нем – не счесть! Там научный институт Изучает легкий труд: Чтобы радость приносил И не тратил много сил. Людей выслушивают заранее И учитывают все пожелания. Программу потом составляют, В компьютер ее отправляют. Но ходют упорные слухи: Компьютеры мрут, словно мухи. Все профессии обкатали, А на учителях - дружно встали! Вот и выкрали Марь Иванну-то вашу, Чтобы, значит, расхлебать эту кашу! Пообещали, наверно, ей дать отдохнуть, А сами намерены в опыт втянуть! Емеля: Ну, уж нет! (стучит кулаком) Таков будет наш ответ! Как остров зовется, не знаешь ли ты? Нянька: Да так и зовется он – Остров Мечты! Дети убегают. Нянька машет им вслед. Сцена 8. Рассказчица: А Марь Иванна живет и не знает, Что за нею всерьез наблюдают. Домой она рано приходит И для отдыха время находит. Свежей выглядит и веселой, Мысли вовсе не заняты школой. Не тревожат уроки, звонки И прогульщики-ученики. Просто райская жизнь настала! Мария Ивановна (с сомнением в голосе): Я, наверно, счастливою стала?! Рассказчица: Но неделя, другая проходит… Марь Иванну тоска изводит. Мария Ивановна: Как там дети мои, как там класс? Кто меня заменяет сейчас? Какие дает детям знания? И пройдут ли они испытания? Голос: Не казнись, ведь ты хотела Отдохнуть …. Так в чем же дело? Говорила: труд - ударный И совсем не благодарный! А теперь что? Совесть мучит? Душеньку-то успокой! И пускай их дальше учит Лучше кто-нибудь другой! Рассказчица: Марь Иванна ужаснулась… Мария Ивановна: Как – другой? Рассказчица: И вдруг… проснулась! Мария Ивановна: Боже мой, так это сон! До чего же странный он… Рассказчица: Вмиг, поправив свои пряди, Собрала она тетради, Чашку кофе проглотив, Мужа быстро накормив, Вышла весело из дома, Где все просто и знакомо. Впереди был день чудесный, Трудный, но ведь интересный! Ученики (хором) «Здрасьте!» Рассказчица: … - рядом прозвучало, Сердце сразу застучало… Видит: у дороги в ряд Ее школьники стоят. Царевна: Мария Ивановна, мы понимаем и сами, Что мы – не сахар, что мы - шумный класс, Что очень трудно Вам порой бывает с нами, Но ведь еще трудней, наверное, без нас?! Емеля: Мы непоседливы, а иногда ленивы, Не слушаем простых и мудрых фраз, Спасибо Вам, что с нами терпеливы, Что верите, надеетесь на нас! Василиса: Мы понимаем, это все непросто - Жить в вихре ежедневной суеты. Но кто же знает, где он, этот Остров Такой чудесной, праведной Мечты?! Эпилог. Мария Ивановна: Прекрасный сон приснился мне вчера: Я не учитель, мне уже не надо Считать с тревогой дни до листопада И в школу каждый день идти с утра… Теперь я не учитель, я свободна От школьных нескончаемых проблем, И жизнь течет так чинно, благородно, Без нераскрытых тем и теорем. Представьте: эти вечные тетради Отныне предназначены не мне, А я могу мечтать о водной глади, О принце на серебряном коне. Могу сходить в бассейн я на досуге, Могу испечь пирог для всей семьи, И не о школе поболтать с подругой, А рассказать про радости свои. Чужие дети душу не тревожат, Нет череды уроков, перемен… Но почему-то я не становлюсь моложе, Мне не хватает милых школьных стен! Да, кажется, без них теперь скучаю, Без детских глаз, без шума, суеты… Ведь дети мне свои сердца вручают Словно букеты дивной красоты! Ужасный сон приснился мне вчера: Я не учитель, мне уже не надо Считать с волненьем дни до листопада И в школу каждый день идти с утра… КОНЕЦ
Всего комментариев: 6
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены