РАЗРАБОТКИ
|
Образовательный проект «Я – исследователь» как механизм становления ключевых профессиональных компетенций педагоговАвтор: Михеева Светлана Васильевна В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (от 26 августа 2001г. №630) отмечается, что изменения в образовании предполагают ориентацию не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Большинство первоклассников приходят в класс как в новый мир, в котором им откроется множество интересных вещей. К сожалению, далеко не все учителя справляются с решением этой задачи. Любознательность, отличающая первоклассников, исчезает к третьему классу начальной школы. Положительные изменения в системе современного образования во многом будут зависеть от того, сумеют ли педагоги по-новому организовать весь образовательный процесс в школе. В свою очередь это связано с организацией усвоения школьниками знаний и умений в форме проектной деятельности. Таким образом, выявлены основные противоречия, сложившиеся в области теоретического обеспечения учебно-воспитательного процесса в начальной школе по включению учащихся в учебно-исследовательскую деятельность:
Другими словами, проблема педагогического сопровождения проектно-исследовательской деятельности младших школьников оказывается весьма актуальной, но не всегда успешно решаемой. В рамках указанной проблемы было проведено исследование, целью которого стало формирование профессиональной компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов. Задачи:
Проектная деятельность школьников – форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения. Основным содержанием проектной деятельности является: диалогический характер общения учителя и ученика, структурные и функциональные связи основных элементов проектной деятельности, внешние и внутренние условия ее протекания. Педагогическая эффективность метода учебного проекта может быть представлена следующим образом: 1. Реализует деятельностный подход в обучении
5.Способствует развитию внутренней мотивации к учению Очевидно, что сопровождение педагогом детского исследования предполагает иную позицию педагога (не руководителя, а координатора, исследователя), использование иных методов взаимодействия с детьми (диалог, сотворчество, открытие). Педагогам необходимо научиться оперировать понятиями, категориями научного исследования; применять способы, приемы, методы практической конст¬руктивной деятельности и общения, приучая себя к постоянному пере¬смотру и совершенствованию педагогики общения. Результатом такой формы общения становится «не сумма знаний, навыков и умений…, а способность к самоформированию. Человек выступает как субъект собственной деятельности, собственного формирования и развития» . Опрос 150 педагогов образовательных учреждений Северной территории Свердловской области на основе анкет, разработанных А.В. Леонтовичем , показал следующее:
Необходимость инновационных изменений в образовании и полученные в ходе исследования данные стали основанием для разработки образовательного проекта «Я – исследователь». Цель проекта – развитие интеллектуально-творческого потенциала личности педагогов путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей. Задачи проекта:
Грани деятельности в рамках проекта:
При разработке программы мы исходили из того, что овладеть искусством руководства можно только примерив на себе весь управленческий цикл. Принимать решения в состоянии только тот, кто неоднократно пропустил через себя весь алгоритм принятия решения, не допустив при этом отступлений от этого алгоритма, кто не раз брал на себя реальную ответственность за дело и кому это бремя решения привычно. Чужой опыт инновационной (управленческой, любой другой) деятельности ничего не даст, если не попробовать внедрить что-то новое самому. Причем, внедрить именно с нулевого цикла, с зарождения своей, пусть, скажем, неказистой и маленькой, но – своей идеи). Ведущими средствами является использование: 1. Продуктивных педагогических технологий:
2. Рефлексии и анализа опыта – своего и коллег – в процессе обучения. 3. Других активных методов и средств обучения:
Основным условием формирования профессиональной компетентности в руководстве детским исследованием является выбор руководителем системного семинара экспериенциального (experience – англ., в переводе опыт) метода преподавания. Экспериенциальное преподавание – это обучение в процессе практики, точнее рефлексии либо над своими действиями и поступками, либо над действиями и поступками окружающих людей ). Организация занятий с группой в режиме диалога и обсуждения – неотъемлемая составляющая экспериенциального обучения. Модель преподавания представлена на схеме В данной модели обучающий эффект достигается не только и не столько по причине усвоения теоретической информации или же результатов обработки информации, работы над заданиями, сколько в процессе обсуждения, интеракции, когда на эмоциональной волне участники высказывают различные суждения. По мнению М.В. Каминской педагогический диалог «есть особый жанр диалогической речи, в результате которого историческое наследование знания случается как событие» . Важно, чтобы каждый участник отражал наблюдения, вел записи. С этой целью на каждое занятие проблемно-практической группы или семинар нами разрабатываются рабочие тетради на печатной основе. Разработка материалов тетради происходит по следующей схеме:
В процессе взаимодействия участников семинара происходит становление исследовательской позиции педагогов. А. С. Обухов рассматривает ее как значимое личностное основание, исходя их которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но обладает потребностью искать и находить ранее им неизведанное . С нашей точки зрения, в решении проблемы подготовки педагогов к организации проектно-исследовательской деятельности в школе необходимо подходить через инициирование сотворческих отношений, понимаемых нами как отношения взаимной поддержки, усиления и развития. В качестве перспективы дальнейшего исследования считаем важным рассмотреть способы фиксации результатов воплощения замысла участниками программы в реальной педагогической практике. Список литературы
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Развитие познавательного интереса у детей в логопедической группе детского сада Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников Вовлечение семьи в процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста по средствами игр. |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены