РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Система работы с учащимися по организации проектной исследовательской деятельности

Автор:
Тедеева Л.П.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №11 г.Владикавказ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Можно выделить два вида исследований: научное и учебное. В исследовании научном руководитель не знает или может только предположить, какой результат будет в конечном итоге получен. При проведении учебного исследования руководителю, как правило, известен результат, к которому может (должен) прийти исследователь-учащийся, ему знакомы практически все существующие концепции или теории, лежащие в основе проводимого исследования. Как нам кажется, задача руководителя учебного исследования не в том, чтобы вместе с другими участниками исследования найти решение проблемы, а в том, чтобы организовать самостоятельное продвижение учащихся к открытиям и новым знаниям.

В учебном исследовании руководителю часто не терпится подтолкнуть учеников на известный ему путь решения проблемы, не хватает сил спокойно наблюдать их творческие начинания. Несомненно, то, что руководитель темы видит далеко вперед и в ситуации максимального приближения своего подопечного к решению проблемы исследования не должен заранее озвучивать результат. Например: «Среди выдвинутых предложений уже есть правильное. Это …».

Таким образом, «смазывается» момент открытия учащимся нового знания, исчезает оценивание и осмысливание учащимся собственной работы. Следует уметь отстраняться от работы учеников и наблюдать за ней.

Кроме этого, руководитель учебного исследования должен владеть разными способами постановки задач, принятых в различных предметных областях, и уметь осознанно выбирать необходимый для конкретной ситуации: описание, гипотеза констатация и т.д.

Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.

Организуя научную работу учащихся, необходимо исходить из того, что они имеют возможность не только получать определенные знания по тому или иному предмету, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности.

Проектный продукт – это средство решения проблемы проекта; то, что учащиеся должны создать в результате своей работы. Продукт обеспечивает достижение поставленной цели, поэтому он является обязательной частью проекта. Он отличается от определённых видов самостоятельной творческой деятельности учащихся, таких как доклад, реферат, исследовательская работа, эксперимент и др.

Особенностью проекта является соблюдение определенной последовательности работы, соответствующей этапам поисковой исследовательской деятельности учащихся:

  • проблемная ситуация
  • определение темы
  • поиск способов решения проблемы
  • получение продукта (решение проблемы)

Прохождение всех этих этапов в ходе работы и является свидетельством выполнения проекта.

Таким образом, выполнение проекта – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на получение заранее запланированного продукта.

Проект может включать в себя элементы работы над докладом, рефератом, использование исследовательских методов. Но они используются только как способы, обеспечивающие получение результата, решение поставленной учащимися задачи.

Как определить завершённость проекта?

Работа над проектом считается завершённой, если соблюдены условия:

  • исходная проблема решена;
  • создан проектный продукт (как одно из средств решения проблемы);
  • представлен письменный отчёт о работе;
  • проведена публичная презентация продукта.

Что является признаками проекта?

Признаки проекта:

  • самостоятельность выполнения учащимися;
  • использование имеющихся у учащихся знаний по учебным предметам и жизненного опыта;
  • применение учащимися разнообразных видов деятельности;
  • возможность практического применения учащимися полученного продукта.

Что важно знать, начиная работу над проектом?

Проект – это большая самостоятельная работа учащихся. Естественно, в этой деятельности проявляется совместное сотрудничество с учителем – руководителем проекта. Работая над проектом, учащийся может задумать и осуществить эксперимент, поставить необычный опыт, построить модель объекта или процесса, провести анкетирование, опрос, взять интервью, создать уникальное творческое произведение и т.д.

Некоторые проекты невозможно осуществить одному, и потому в ходе работы необходимо научиться сотрудничать, работать в «команде». Следует отметить, что такие умения важны в современной жизни. Работа над проектом дает учащимся уникальный шанс усовершенствовать свои коммуникативные, информационные умения решать проблемы.

Из опыта работы можно сказать, что разработка проекта может занять разное время – от нескольких дней до нескольких месяцев. Это зависит от области, темы проекта, увлеченности и возможностей учащихся, работающих над проектом.

Для того, чтобы работа учащихся над проектом привела к положительным результатам, важно помнить:

  • тема проекта должна быть интересна для автора;
  • проект должен решать важную для автора проблему;
  • цель проекта должна быть для автора реально достижима;
  • содержание проекта должно отражать авторскую точку зрения на проблему;
  • в проекте должен проявиться творческий подход автора;
  • в результате работы должен появиться уникальный авторский продукт.

Решаем проблему

Учителю-руководителю задуманного проекта важно донести до учащегося мысль: работа над проектом – это шанс сделать свою учёбу интереснее, научиться тому, что позволит стать успешным человеком в жизни.

Современные исследователи утверждают, что вид проекта и форма его воплощения замысла зависит от желания и фантазии его автора. Вид проекта может определяться как предметной областью, так и целью работы, а вид проекта определит методы работы учащегося.

Виды проектов:

  • практико-ориентированный (цель – решение практических задач, поставленных учащимся);
  • информационный (цель – собрать и представить различную информацию о каком-либо объекте или явлении);
  • исследовательский (цель – доказать или опровергнуть какую-либо гипотезу);
  • творческий (цель - воплотить творческий подход автора в решение какой-либо проблемы, вызвать интерес окружающих);
  • игровой (цель – организовать в образовательном учреждении какое-либо интересное мероприятие).

Телекоммуникационный проект – это проект, выполняемый с использованием сети Интернет-сайтов.

Часто в одном проекте сочетаются элементы нескольких видов проектов. Следует отметить тот факт, что в последнее время в образовательных учреждениях популярны социальные проекты, которые привлекают внимание учащихся к какой-либо серьёзной общественной проблеме, а иногда и помогают в её решении (создание детских клубов, волонтёрская деятельность и т.д.). Важно усвоить понятие: этот вид деятельности очень сложен, необходима совместная работа, требующая усилий целой команды. Проектный продукт должен представлять интерес не только для одного человека, а для всей команды.

В связи с проявлением интереса обучающихся к проектной деятельности нами была создана программа учебного курса «Проектная деятельность» для учащихся 10-11 классов, в которой изучение предлагаемых тем соответствует необходимому минимуму базовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.

Учебный план

  1. Проблема, цель, тема проекта
  2. Способы решения проблем: - определение задач, планирование, сбор информации; - методы исследования, самооценка продукта
  3. Проектный продукт. Защита проекта
  4. Человек в мире информации. Способы представления информации 1
  5. Текст. Виды информации в тексте (явная и скрытая, главная и второстепенная)
  6. Общая характеристика и специфические черты научного стиля. Жанры устной и письменной научной речи.
  7. Работа с информацией научных текстов. Разные виды чтения.
  8. Работа с информацией научных текстов: слушаем, говорим, пишем, применяем.
  9. Коммуникативная деятельность. Регулирование конфликтов 
  10. Стратегии группового взаимодействия. Диалог
  11. Аргументация. Спор: дискуссия, полемика, дебаты

Полученный проектный продукт должен быть важен не только для исследователя, но и полезен и интересен другим людям.

Для преподавателя важно рассматривать образование с позиции деятельностного подхода, как важнейшего фактора становления и развития личности как индивидуальности. Центром педагогического внимания должна становиться индивидуальная неповторимость и самобытность личности, реализующаяся в полной мере в её ценностном смысловом отношении. Тогда и сама познавательная деятельность обучающегося приобретет истинно гуманитарный, личностный характер.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены