РАЗРАБОТКИ
|
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе«Скажи мне – и я забуду, В современных условиях развития новых технологий необходимым и востребованным качеством личности является творчество, познавательная активность. Учителю необходимы такие методы, которые позволяли бы сформировать у ребенка умение правильно организовать свою работу - сначала учебную, а затем и любую другую. Это означает - самосовершенствоваться, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями. Выбрать такой метод обучения, который бы способствовал социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся начиналась как можно раньше, с начальной ступени обучения и носила творческий, поисковый характер. В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик может обрести интерес к учебе, если ему дать возможность самому что-нибудь «открыть». В начальных классах особенно важно привить интерес ребенка к учебной деятельности. Каждый урок должен быть праздником, маленьким представлением, доставляющим радость ученикам и учителю. Для развития творческой и активной личности большие возможности дает проектно-исследовательская деятельность. Учебный проект как метод обучения это – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта . Специфика проектной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, выбрать проблему, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. В каждом новом классе у меня всегда находятся и заинтересованные родители, и одаренные обучающиеся. Таким детям для полной нагрузки не хватает тех знаний и заданий, которые дают в школе. Необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Я, как учитель в методе проектов ценю сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся же в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. В своей практике я чаще использую исследовательские проекты для развития аналитических способностей, критического мышления, для освоения логических способов восприятия и обработки информации. Целью учащихся в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого учащиеся проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов Темы проектов могут быть разнообразные. Уже с 1 класса мои ученики совместно с родителями готовили проекты: «Книжка-раскладушка», «Любимое число», «Что дает лес», проект-экскурсия «Куда течет река», «Летательные аппараты», «Время», «Курить -здоровью вредить», защита которых проходила в рамках урока. Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самостоятельное открытие учеником даже малой частицы знания доставляет ему огромную радость, удовольствие, позволяет ощутить свои силы и возможности. Эти положительные эмоции школьник хранит в своей памяти и желает ощутить их снова. Так возникает интерес к познанию нового, мотивация к знаниям. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление, коммуникабельность. Применение компьютерных технологий позволяет детям создавать интересные и содержательные презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, выводы и результаты работы. Умение кратко и убедительно рассказать, о себе и своей работе востребовано в современном обществе. Мои ребята успешно выступали на школьных («Я познаю мир наук»), муниципальных («Грани творчества») и областных («Юный исследователь») (2011/2017 уч. г.) конференциях и конкурсах. Были представлены исследовательские проекты на темы: «Чтобы вечно помнить детство», «Село Новоникольское – капелька России», «Чего больше: музыки в математике или математики в музыке», «Коты – разумные существа», «Коса – девичья краса», «Условия появления и развития плесени», «Отчего прививка защитит меня». В сфере обучения и воспитания использование проектной деятельности решает сразу несколько задач:
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно верить, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. Девизом проектной деятельности в начальной школе могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Готхольда Эфраима Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, и наша задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь сделать им свои маленькие, а может и большие открытия. Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены