РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Прием обратной связи. ПОПС - формула для постоянной обратной связи с учащимися

Четверткова О. Ю.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска

Учителю необходимо знать, насколько ученик усвоил материал. Это можно выяснить традиционными способами. Но с детьми сложно: они не всегда хотят высказываться, да и есть проблема с оформлением своих мыслей. Поэтому иногда можно использовать технологию ПОПС – постоянная обратная связь с учащимися, а это возможно на 3 этапе – «Рефлексии» (размышлении).

Кроме того, могут быть осуществлены: возврат к стадии вызова; возврат к ключевым словам; возврат к перевёрнутым логическим цепочкам; возврат к кластерам.

ПОПС-формула — интерактивный методический прием, инструмент индивидуального контроля качества усвоения знаний по всем гуманитарным дисциплинам, который направлен на рефлексию учащихся.

Приём был разработан Дэвидом Майккойд-Мэйсоном, специалистом в области юриспруденции из ЮАР. В английском варианте расшифровка аббревиатуры обозначает Position-Reason-Explanation or Example-Summary («позиция-причина-объяснение или пример-резюме»), то есть PRES-formula.

Один из проректоров Санкт-Петербургского Института права Аркадий Гутников предложил следующий перевод этого названия: П — позиция; О — объяснение; П — пример; С — следствие/суждение.

Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро. Последний фактор играет немаловажную роль для каждого учителя, чья работа ограничена строгими временными рамками урока.

Технологию можно использовать на занятиях любого типа: от вводных до контрольных. Её можно вводить на стадии:

  • проверки домашнего задания;
  • фронтального опроса на этапе повторения изученного;
  • подготовки к контрольной работе, написанию сочинения, эссе;
  • создания проекта по теме или целому блоку тем.

ПОПС-формула позволяет:

  • за короткое время опросить нескольких учащихся;
  • получить информацию о глубине понимания ребёнком темы;
  • узнать, какую нравственную оценку даёт ученик тому или иному событию, явлению.

Такая рефлексия, кроме всего прочего, помогает: формировать оценочное мышление у детей; учит ребят лаконично выражать свои мысли; структурировать идеи. Более того, школьники учатся работать самостоятельно, ощущая при этом свободу творчества, что важно для развития креативности школьников. Жан-Жак Руссо писал: «У ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим».

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

П – позиция.

Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О – обоснование, объяснение своей позиции.

Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П – примеры.

Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С – следствие (суждение или умозаключение).

Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».
Например, сказка В.Одоевского

Я СТИТАЮ, что Рукодельница - положительный герой сказки, потому что она трудолюбивая, добрая, почтительная, скромная. Например, она не отказывает никому в помощи (и печке, и яблоньке, и Морозу Ивановичу). Трудится не покладая рук, и скучать ей некогда, поэтому она нравится и нам, и автору.

Использование предложенного приёма помогает учителю:

  • повышать мотивацию обучения детей к предмету;
  • облегчить процесс усвоения материала учащихся;
  • вызвать живой интерес к предмету;
  • расширить общий кругозор детей;
  • развивает умение добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать её;
  • формирует умение кратко и чётко аргументировать свою точку зрения;
  • развивает умение слушать и слышать.

Используемые интернет ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2013/09/08/my-i-pops
  2. http://didaktor.ru/priyomy-obratnoj-svyazi-pops-formula

Используемая литература:

  1. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе.-М.:Глобус;Волгоград:Панорама,2009.
  2. Шелгина О.Б. Дифференцированное обучение учащихся начальной школы решению задач посредством модульной технологии // Начальная школа,2007.№7.С.42-4
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены