РАЗРАБОТКИ
|
Педагогическая статья "Школьник и школьный театр"Автор: Лобова Ирина Викторовна Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. «Заговори, чтобы я тебя увидел» - сказал Сократ. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Обучение старшеклассников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка. Самая важная причина отсутствия у детей хорошей речи – дети не читают книг. Чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели отличаются от нечитателей в своем интеллектуальном развитии. Они способны мыслить, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Следовательно, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Помимо духовного просвещения есть еще и абсолютно прагматическая необходимость в чтении книг. У «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во-первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно. Ошибки в словоупотреблении и в управлении режут слух начитанного человека. Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках. Уже бесспорен тот факт, что в современном мире умение красиво говорить может повлиять на карьеру и судьбу человека в целом. Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко и разнообразно. Наоборот, существует тенденция, что речь становится все более скудной и однообразной. Поэтому, понимая всю важность проблемы, я строю свою систему работы, используя и уроки, как учитель русского языка и литературы, и внеурочные мероприятия как завуч по ВР, и занятия театральной студии, руководителем которой являюсь. Во все времена и у всех народов учеников воспитывала та школьная социальная среда, которая организуется для каждого отдельного ребенка, – так считал классик педагогической психологии Л. С. Выготский. Учитель является организатором воспитывающей среды и управляет не только познавательными процессами своего ученика, но и основными рычагами социальной ситуации его развития. В основе воспитания – целенаправленная и преднамеренная выработка новых форм поведения и деятельности ученика, определяющая планомерную организацию его поэтапного развития. Это - работа над проектами, в ходе которых требуется брать интервью у людей различного уровня (от родителей, учителей, одноклассников, незнакомых пожилых людей до официальных лиц поселка), получать информацию, проводить исследования. В ходе проектов происходит взаимодействие с разными людьми, выясняется мнение. И заметили такую закономерность: люди охотно рассказывают о себе, если выбрать интересующую их тему, говорить на понятном для них языке, показать заинтересованность в разговоре. И делаем важное для себя открытие – нам интересно слушать пожилых людей. Их речь характерна тем, что на простой вопрос они отвечают не короткой фразой, как подростки, а пространным рассказом о событии, о времени, когда это произошло, демонстрируя хорошую память на людей и факты их биографии, даже, если речь идет об очень давних событиях. Это - инсценирование литературных произведений, школьных сценок, написание сценариев для вечеров и праздников, выступления в качестве ведущих мероприятий разной тематики (использование разной лексики) – краеведческой конференции, выпускного вечера, осеннего капустника, торжественной линейки, круглого стола, дискуссии, КВНа. И выступления перед разной аудиторией: в школе для разного возраста детей, поездки в пансионат для престарелых в с. Садовом, с. Мосоловка с поздравлениями ко Дню победы, к Дню пожилых людей, перед родителями. Это - написание статей в газету о различных событиях, как в школьную, так и районную, информации для школьного сайта, публикации в научном сборнике «Культура речи», куда направили свои статьи ученики 7 класса. Такая работа - важная необходимость. Это помогает сформировать у школьников коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя, быть успешными в социальной среде. Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания и практики порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации и культуросозидательной деятельности. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театральная деятельность, органично включенная в образовательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей человека. Театральная педагогика существует очень давно, со времен античности. В нашей школе «театр больше, чем театр». Конечно, существует театр-студия «Вдохновение». Спектакли этого объединения успешно выступают на школьной и районной сцене и ежегодно получают награды – театральную «Золотую маску» на традиционных муниципальных фестивалях школьных театров. Показ даже одного и того же спектакля перед разной аудиторией – очень нелегкое испытание для юных актеров. И очень хорошая практика для развития речи. Появляются новые интонации, мимика, жесты, пробуются разные средства убедительности. Очень хорошо и эффективно применять театральную игру на уроке, особенно на уроке литературы. Очень эффективны в моей практике деловые игры – научную конференцию на уроке, где есть роли докладчиков и роли оппонентов, критиков, жюри. Можно сделать доклад в разном стиле – научном, деловом, публицистическом. Делаю это уже три года в одном классе, сейчас они перешли в 8. Сильные ученики этого класса выступают в роли жюри на зачетных мероприятиях в 5 классе, где оценивают выступления. Они же выступают в роли оппонентов и для старшеклассников, готовящихся к научной конференции на муниципальном и региональном уровнях. Их вопросы очень помогли 10-класснику, который затем занял 2 место в региональной конференции в секции «Филология». Они же успешно пробуют себя в ролях на разной сцене, причем иногда это происходит в один день. Начинается новый учебный год. Мы вновь войдем в класс и заговорим. Желаю всем, чтобы наши дети нас услышали, поняли и заговорили лучше нас. Успехов всем!
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены