РАЗРАБОТКИ
|
Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классовКУЛИНЕНКО Н.И., «Если ты не можешь быть широкой дорогой, Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Я думаю, что если хорошо поискать, то в любом ребёнке можно найти черты одарённости (Ну не мог его Бог так уж обидеть и ничего не дать!) И наша задача, задача педагога - найти эти ростки одарённости и максимально их развивать. Ведь у кого-то дар Божий виден сразу, с таким ребёнком работать легко: нужно только направлять его деятельность. А у другого ребёнка, эта его невидимая глазу одарённость так и остаётся в зачатке, потому что никто не увидел или не пожелал увидеть этот несмелый росток талантливости. На уроках русского языка, при изучении различных правил, одни дети понимают с первого раза, им не нужно повторять, дважды объяснять. А другим хоть сотню раз объясни, никакого результата не добьёшься, возникают трудности в обучении. Безударная гласная – это одна из орфограмм, в которой дети и взрослые всегда допускают ошибки. Грамотность - важная составляющая каждого человека. Очень часто мы, не зная правила, интуитивно пишем те или иные слова. Детская речь, как тонкий механизм, страдает и полнится всевозможными нарушениями, о которых и думать не думали прошлые поколения, во всяком случае, в таком массовом объеме. Интуитивное языковое чутьё в первую очередь страдает от сверхбыстрого образа жизни. Если нарушения устной речи благополучно преодолеваются логопедами, то школьник с трудностями чтения и письма обречен на ярлык "вечного двоечника" по русскому языку. Как проходит урок русского языка обычно? Ученики учат правило, выполняют упражнения для закрепления и всё…. Дети, даже вызубрившие правило назубок, не в состоянии использовать выученное из-за того, что не сформировался автоматизм, и навык правильного написания слов на данное правило. Учитель отрабатывает и отрабатывает данное правило, но даже в этом случае не получает желаемого результата. Лексическое значение большинства корней узнаваемо с первого взгляда. Взрослым человеком – да. Но ребенку надо бы потрогать их собственными руками. Мне кажется, я нашла способы для решения этой проблемы и в этом мне помогла книжка «Грамматическая аптечка», М. Ганькиной. Ребенку недостаточно даже такого мощного инструмента, как проверочное слово. Во-первых, надо уметь им пользоваться. А то бывает, что слово БЕДА проверяют словом ПОБЕДА, ТРЯСТИСЬ словом ТРЕСК. Слишком много должны знать и уметь дети, чтобы не делать ошибки в данной орфограмме. Слишком много в их речи должно быть сформировано еще до школы по умолчанию, чтобы правильно писать безударные гласные! Мы начинаем эту работу в 3 классе, заводим общую тетрадь под названием «Корнярий». Я собрала коллекцию наиболее употребляемых корней (таблица ниже). В конце недели, в субботу, раздаю по 3-4 корня на неделю вперед. Ребенок рисует рисунок, подходящий для лексического значения этого корня и подбирает однокоренные слова. В следующую субботу они поочередно зачитывают свои слова-родственники, обмениваясь друг с другом найденными словами. Так или иначе, корень становится, узнаваем всюду, даже в слове, которое раньше не попадалось на глаза. И не приходится лихорадочно подыскивать проверочное слово. Коллекционер обязан следовать особым правилам:
Например: корень ЗИМ Ребенок рисует зиму, избушка лесника, медведь в берлоге…..Записывает слова: у берлоги- ЗИМОВАТЬ (глагол),у избушки- ЗИМОВЬЕ, ЗИМА(существительное),под снежинками ЗИМНИЕ. КОРМ Нарисован ребенок, который сыплет корм в кормушку. Пшено- КОРМ, КОРМУШКА (существительное), возле ребенка КОРМИТ, КОРМЛЕНИЕ (глагол), НАКОРМЛЕННЫЙ (прилагательное) и т.д. Эта тетрадь стала настолько любима у моих учащихся, что они листают свои тетради, как фото- альбомы, хвалятся результатами. И результат налицо, в этой трудной орфограмме, даже слабые ученики допускают минимальное количество ошибок. Вся эта проверочная работа занимает не больше 3 минут. Кроме этого, как минимум раз в неделю, мы проводим орфографические минутки. На экране интерактивной доски появляются столбики слов с пропущенной буквой. Я читаю слово, а дети хором проговаривают проверочное. Это упражнение так же помогает узнавать родственников слова в лицо. Даже на уроках математики, если при записывании ответа в задаче встречается слово с безударной гласной в корне, ребенок автоматически говорит ЦВЕТОВ – ЦВЕТ,а не ЦВИТ, ВЕДРО-ВЁДРА, а не ВИДРА. Обязательно проговаривая слова с неправильной буквой. Одарённые дети от корня ДАР: ДАРИТЬ, ПОДАРОК, ПОДАРЕННЫЕ мне - учителю, родителям, бабушкам и дедушкам, всем нам- обществу. Несомненно, одаренные дети есть. Но также нужно развивать таланты и с детьми, у которых есть "задатки". В этом, прежде всего, должны быть заинтересованы родители и, конечно же, сами дети. А нам, учителям, остается лишь развивать умение к тому или иному предмету. На мой взгляд, не нужно создавать супер - условия для таких детей, талантливые дети - все, которые работают над собой, работают с учителем и сверстниками, окружающими его (у которых в той или иной мере развито чувство обучения, таланта и успеха). Поэтому нужно работать с детьми, работать детям над собой, давать возможность каждому ребенку развиваться!
Набор однокоренных слов. Цель словаря: 1. Повышать грамотность учащихся при изучении орфограммы безударная гласная в корне слова. Задачи:
Всего комментариев: 3
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены