Аннотация:
Урок способствует формированию понятийного поля «Характеристика экосистемы», способствует формированию экологической культуры учащихся (бережное отношение к природному объекту – пню), эстетическому воспитанию (поиск красоты и гармонии), способствует формированию ОУУН.
Изучение экосистемы пня на уроке даёт возможность составить план описания подобной экосистемы учащимся с высоким уровнем мотивации к изучению предмета биологии в полевых условиях, отработать навыки исследовательской работы, т.е. данный урок носит и прикладной характер. У данной темы «Экосистема пня» есть ещё и прекрасная возможность формирования нравственных качеств человека – уважительного отношения молодежи к старым людям. При составлении цепей питания учащиеся видят, что пастбищные цепи начинаются с древесины, коры пня. Детритные цепи тоже начинаются с древесины или коры пня, и даже паразитическая цепь: живое дерево → трутовик (опёнок). Получается, что пень служит многим видам в качестве основной пищи – своеобразная «монокультура».
Пень – пример неустойчивой экосистемы, хороший объект для определения экологических нишей организмов. Учащиеся обращаются к ассоциациям со словом «пень», художественным текстам. Переработка данных текстов помогла в определении биоты пня, но главный смысл её заключался в формировании образа пня. Работа с биологическими текстами заключалась в выделении главного, заполнении граф таблицы «Видовая структура пня».