Аннотация:
Изучение романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» всегда вызывает большой интерес у старшеклассников. На уроках литературы, посвященных этому произведению, часто возникают дискуссии, связанные с неоднозначностью трактовок образов, идей, проблем романа.Именно живое, заинтересованное обсуждение учениками вопросов философской проблематики «Мастера и Маргариты» привело меня к мысли обратиться к тексту романа на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ, части С (сочинение-рассуждение).
Второй аспект такого нетрадиционного подхода к анализу художественного произведения связан с более широкими возможностями учителя, опирающегося в своей работе по обучению написания сочинения-рассуждения не на фрагмент, а на произведение в целом. Понятие «проблема текста» становится наиболее актуальным в современном преподавании русского языка и литературы в связи с введением ЕГЭ. Определение проблемы текста иногда вызывает затруднение у некоторых учащихся, они не разграничивают проблему с темой и идеей текста, не понимают точку зрения автора.
Работа с целым художественным произведением дает возможность полнее осветить круг проблем, определить авторскую позицию, которая не всегда бывает ярко выражена, тем более во фрагменте произведения. Благодаря возможности опираться на всю ткань повествования учимся находить ее в портретных характеристиках, лирических отступлениях, подтексте.
Но самым важным этапом работы, на мой взгляд, является выражение личной позиции ученика, потому что это свидетельствует о его духовной зрелости, гражданской позиции, уровне мировоззрения.
Уроки русского языка, посвященные философской проблематике романа Булгакова «Мастер и Маргарита», обладают высоким духовно-нравственным потенциалом и имеют большое воспитательное значение. Роман посвящен вечным проблемам, сегодня столь же актуальным, как и много веков назад. Это проблемы добра и зла в мире и человеке, нравственного выбора, верности и предательства, внутренней свободы и несвободы человека, милосердия и всепрощения, творчества и роли искусства в жизни общества, поиска истины. Все это действительно важно для старшеклассников, стоящих на пороге взрослой самостоятельной жизни.