Аннотация:
Предлагается цикл научных исследований, посвященных качественному проведению лабораторных работ в курсе физики средней школы с обсчетом погрешностей эксперимента и математической обработкой результатов опытов. Цель работы – разработка методов, позволяющих в условиях школьного оборудования добиться максимально возможной точности измерения, расширить диапазон задач, решаемых в рамках каждой лабораторной работы, а также сопоставление различных методик измерений. В первой работе подробно анализируются причины и виды погрешностей, а также формулы их расчета. Рассчитаны погрешности измерения ускорения свободного падения для различных длин маятника и разных по точности приборов фиксации времени. Изучена зависимость периода колебаний маятника от амплитуды колебаний. Во второй работе описаны различные методики измерения коэффициента трения и жесткости пружины. Произведено сравнение методик и указаны возможные способы устранения различий. Третья работа посвящена электрическому току. Произведена качественная оценка времени измерения силы тока, учитывающая нагрев проводников. Даны рекомендации по контролю длительности измерений в зависимости от величины силы тока. Рассмотрены различные факторы, влияющие на точность полученных результатов в лабораторных работах 10 класса «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» и «Измерение удельного сопротивления проводника». Предложены методики проведения работ с наименьшей погрешностью.