РАЗРАБОТКИ
|
Формирование классного коллективаБелозёрова Наталья Александровна Ребёнок идёт в школу. ЧТО ОЖИДАЕТ ЕГО? Станет ли для ребёнка новая школа вторым домом? Найдёт ли он в ней понимание, заботу и защиту, испытает ли он радость общения со сверстниками? И хочется верить, что всё будет хорошо и это будет хорошая школа. А хорошая школа - это не только чётко организованная система уроков. Не может гарантировать правильное нравственное развитие детей школа, которая не живет после уроков! Хорошая школа- это обязательно ЦЕЛЫЙ МИР общения, споров, переживаний и откровений, совместного накопления нравственного опыта, т. е. это ЦЕНТР организованного общения школьников. Дети воспитываются в деятельности. И не важно какая это будет деятельность, какой её вид, как важно КАКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ будет она пропитана и наполнена, какие нравственные отношения будут повторяться, воспроизводиться и закрепляться в опыте, привычках и характере детей. Воспитание требует особой организации жизни и деятельности учеников, своеобразной организации всей системы отношений с окружающим миром и , в часности, между детьми и педагогами, другими работниками школы, родителями и вообще всеми, с кем им приходится сталкиваться. Налаживание условий жизнедеятельности и общения – это задача становления детского коллектива в школе. Общеизвестно, что группа, в которой достаточно долго находится человек, оказывает на него своё влияние. Тем более коллектив. Детский коллектив – это мощное средство и усилитель педагогического воздействия. Однако не всякая детская группа становится коллективом, но позиция классного руководителя как воспитателя должна заключаться в том, что такая возможность всегда существует, и это создаёт дополнительные ресурсы для воспитания личности. Каждый коллектив несёт в себе, с одной стороны признаки организации, а с другой стороны признаки психологической группы. Рассматривая школьный класс как возможный коллектив, можно выделить несколько стадий его развития. На первой стадии развития коллектива эмоционально – психологические отношения опережают в своём развитии деловые. Каждый ребёнок в этот период старается найти друзей, микрогруппу, в которой бы его приняли; стремится занять в ней достойное положение. Микрогруппы формируются чаще всего на основе общих интересов. В классе в это время много и одиноких школьников. На этой стадии развития коллектива происходит и в основном завершается узнавание друг друга и микрогруппы. На второй стадии развития коллектива всё большее значение приобретают общественно значимые цели и мотивы деятельности. Коллектив сориентирован на полезную для себя и общества разнообразную деятельность. В это время особенно необходим ощутимый результат, признание успехов. Как правило, среди ребят уж сформирован актив, хотя дети испытывают ещё трудности при организации самоуправления. Круг общения ребят расширяется, в него входят другие детские коллективы, а «предметом» общения становится классная жизнь. Конфликты, возникающие в этот период, в основном связаны с несовпадением ценностных ориентиров и форм поведения как членов коллектива, так и объединяющих их групп. На третьей стадии развития самой важной становится деятельность коллектива на пользу другим людям. Устанавливается гуманистический характер отношений, когда каждый становится ценностью для всех. Появляется больше возможностей для самовыражения и самоутверждения, проявления творческих задатков. Школьники ради успеха способны стать выше своих симпатий и антипатий. Дружеские микрогруппы объединяются в общешкольный коллектив. Конфликты возникают всё реже, ребята сами их преодолевают. Атмосфера коллектива становится оптимистичной и доброжелательной. Коллективы классов взаимодействуют и все вместе составляют общешкольный коллектив. Ребята чувствуют себя защищёнными и это чувство сразу возникает у новичков. Хорошо известно, какую важную роль играет чувственное, эмоциональное восприятие коллектива его членами. Бесспорно, что воспитание эффективно тогда, когда оно незаметно для детей. Поэтому воспитательные воздействия педагога должны быть исключительно осторожными и иметь толковую современную методику, соответствующую целям и принципам воспитания. Проблемы формирования классного коллектива сложны. Вряд ли стоит ждать быстрых прорывов в решение проблем создания детских коллективов. Считаю, что можно говорить о сложившейся традиции проведения классных часов, утренников и других интересных дел. Детский массовый праздник – одна из самых распространенных форм работы классного руководителя. Праздник нужен как вид творчества, как одна из форм духовного самовыражения. Воспитательная роль праздника состоит в его « мудрости» - « чтобы развивая – поучать». Праздник – это своеобразная форма духовного обогащения ребенка. Он призван служить познанию юными гражданами мира и развивать их мировоззрение, укреплять в них высокие нравственные принципы и прививать им тонкие эстетические вкусы. В качестве примера приведу празднование Дня Матери в нашем классе. Подготовку к этой дате мы начали заблаговременно. Совместно с детьми продумали, как мы будем к нему готовиться, что предстоит сделать. Так в процессе подготовки был поведён конкурс рисунков « Моя любимая мама»; изготовлены сувениры и открытки; дети принимали непосредственное участие в оформлении стенгазеты с фотографиями мам, были выучены стихи и песни о маме. Мною был разработан сценарий праздника. Дети пригласили мам. Сам праздник проходил в очень тёплой атмосфере. Все пили чай, поводили совместные конкурсы, танцевали. Ребята были гостеприимны, радушны. Чувствовалась их гордость. Они были хозяевами в своём классе. Но сам праздник – не самоцель .Процесс его подготовки, ожидание, предвкушение успеха, волнение, само действо оставляют в душе ребёнка яркий и добрый след. В заключение мне хочется привести слова А. С. Макаренко. На вопрос, встающий перед педагогами: КАК ВОСПИТЫВАТЬ, КАКОГО ЧЕЛОВЕКА, Макаренко отвечал, что воспитывать нужно человека СЧАСТЛИВОГО. А такого человека можно и нужно воспитывать в КОЛЛЕКТИВЕ.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены