РАЗРАБОТКИ
|
Совершенствование методов обучения на основе ИКТАпеченко Татьяна Леонидовна Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. Данная тема является более чем актуальной, потому как внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, СМИ, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения. На современном этапе образовательного процесса преподаватель должен:
Подготовка преподавателя должна учитывать текущее состояние концепции обучения любого предмета как общеобразовательного так и профессионального циклов, учебно - методического и программного обеспечения курса обучения в целом, а также перспектив его развития. В настоящее время преподаватели могут выполнять в компьютерном классе следующие функции:
Давайте вспомним, что же такое метод с педагогической точки зрения. - Что такое метод? - Методы обучения? - А какие же методы обучения мы совершенствуем через применение ИКТ? Применение ИКТ на уроках производственного и теоретического обучений отличают от традиционных следующими характерными чертами:
Обучение учащихся работе с компьютером обычно проходит при повышенном эмоциональном состоящим учащихся. Объясняется это тем, что учащийся очень скоро обнаруживает состояние власти над «умной машиной». Это придаёт ему уверенность в работе. На уроках возникают такие формы обучения и контроля знаний, при которых учащиеся выполняют роль помощников учителя. Такая система отношений сплачивает коллектив в достижении общей учебной цели и выступает как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Важный обучающий метод, который может быть успешно реализован – это повторение учащимися действий педагога. Возможности локальной сети, наличие демонстрационного экрана позволяют во многих случаях эффективно использовать идею повторения действий педагога в обучении, причём преподаватель получает возможность одновременно работать со всеми учащимися при кажущемся сохранении принципа индивидуальности. Для реализации этого метода использую программу NetOp Teacher, которая позволяет преподавателю контролировать работу каждого учащегося отдельно и помогать ему при выполнении задания через центральную машину. Также можно проводить уроки с проецированием учебного материала на экраны учебных машин, где учащиеся наблюдают за действиями педагога. Еще один не менее важным методом является наличие лекционного материала, т.к. он имеет два смысла: это и форма, и метод. Лекция всегда фронтальна. Она может поддерживаться компьютером как средством наглядности и демонстрации и проводиться в компьютерном классе и управление выполняет преподаватель. При наличии у учащихся подготовленных на компьютере конспектов усиливается самоуправление познавательной деятельностью, снимается боязнь не записать нечто важное. Оптимальная форма конспекта: слева тезисно уже набрано главное, справа оставлено место для комментариев учащегося. Это может привести к индивидуализации деятельности, развертыванию у учащихся мыслительных операций. С другой стороны, «гарантированный» конспект позволяет слушать «в пол - уха». Здесь все решает мотивация, интерес к делу. При подготовке и проведении данного типа занятий необходимо выдержать следующие требования:
Выполнение самостоятельных работ, как безмашинного варианта, так и машинного варианта. На лабораторно-практических занятиях проводится:
Для этого используются упражнения по образцу, упражнения в практическом применении формируемых умений и навыков, самостоятельное выполнение упражнений. Лабораторная практическая работа является основной формой работы в компьютерном классе. Нередко происходит быстрое «растекание» начавшейся фронтальной деятельности даже при общем исходном задании. Здесь решающую помощь учителю оказывает дидактический материал (инструкционная карта по выполнению лабораторно-практической работе). Выполнение лабораторно-практической работы идет строго после объяснения задания, т.к. началу работы может предшествовать беглый контроль готовности. Все учащиеся одновременно работают на компьютерах с программными средствами. Дидактическое назначение этих средств может быть различным:
В одних случаях действия учащихся могут быть синхронными, но и не исключаются ситуации, когда различные учащиеся занимаются в различном темпе или даже с разными программными средствами. Роль учителя - наблюдение за работой учащихся (в том числе и через локальную сеть); а также оказание им оперативной помощи. Учащиеся могут работать по двое или по одному за машиной, в зависимости от сложности работы и оснащенности компьютерами. При длительной работе вдвоем возможно устойчивое распределение ролей «исполнитель-наблюдатель» с разными результатами обучения. По мере роста уверенности и компетентности учащихся, при достаточном количестве компьютеров, следует переходить к индивидуальной работе. Замечено, что обучаемые вначале группируются сами и лишь постепенно расходятся по отдельным компьютерам. Последними отделяются самые слабые и те, кто пропустил занятия. Но стоит появиться достаточно трудной проблеме, снова возникают пары, группировки. Индивидуальный практикум – более высокая форма работы по сравнению с фронтальными лабораторными. Ее характерные черты: разнотипность заданий по уровню сложности; большая самостоятельность; большая опора на учебники, справочный материал; более сложные вопросы к учителю. Учащиеся получают индивидуальные задания от учителя для самостоятельной работы (в течение 1-2 уроков, включая выполнение части задания вне уроков, в частности дома). Как правило, такое задание выдаётся для отработки знаний и умений по целому разделу (теме) курса. Учащиеся сами решают, когда им воспользоваться компьютером, а когда надо поработать с книгой или сделать необходимые записи в тетради. В ходе практикума преподаватель наблюдает за деятельностью учащихся, оказывает им помощь, в случае возникновения характерных ошибок приглашает всех учащихся к обсуждению. Зачетные занятия проводятся с целью получения информации об уровне знаний, умений и навыков каждого учащегося по изучаемому материалу; систематизации знаний по теме (по темам); выделения опорных знаний и ведущих понятий темы. Для этого применяются машинный и безмашинный варианты контроля знаний, умений и навыков. В качестве машинного варианта контроля знаний применяются тесты в программах Assist2, TestMan, UTC-Tester. Совершенствование методов обучения на основе ИКТ в учебном процессе обеспечивает прочное и сознательное овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации. На этой основе раскрывается значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем - профессиональной деятельности. Педагогические функции образовательной области, связанной с ИКТ, определяются спецификой ее вклада в решение основных задач общего образования человека.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены