РАЗРАБОТКИ
|
Психолого-педагогические особенности использования современных ИКТ в начальной школеАвтор: Олейник Светлана Максимовна В настоящее время мы переживаем бурный рост информационных компьютерных технологий.[5] Они внедряются во все сферы человеческой жизни, как то религия, культура, образование, наука, предпринимательство, ведение домашнего хозяйства, и многое другое. Требованием времени является необходимость освоения современных информационных компьютерных технологий уже в школьном возрасте. Это ставит задачу перед педагогами разработать программу, позволяющую детям школьного возраста, наряду с другими необходимыми знаниями, умениями, навыками, осваивать использование современных информационных компьютерных технологий. Но не стоит забывать о том, что дети младшешкольного возраста находятся в постоянном развитии, как психическом так и физическом, поэтому необходимо разработать такой подход к обучению начальных классов с использованием ИКТ, который не нарушит развитие ребенка и не нанесет ему какой-либо вред. "Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Учение для него - значимая деятельность. " - пишет психолог Н. Ю. Кулагина[8]. Д. В. Савицкая в своей статье пишет: "К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства "Я должен" над мотивом "Я хочу". К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе"[9]. К. Мишкинис отмечает[6]: "В данном возрасте (6 - 8 лет и далее) основательно меняются все органы и ткани организма. . . Меняется и поведение. У ребенка развивается воля, деятельность обретает направленность и смысл, появляется привычка придерживаться правил и норм поведения. Развиваются чувства, эстетические переживания, интересы". Далее данную мысль развивает профессор В. Чернюс: "Ребенок 7-ми лет больше направлен в себя", "как бы отвернувшись" от окружающего мира. В каком то смысле он спокойнее, замкнут, любит одиночество. Он хочет иметь свою комнату, свой "угол" в который может удалиться или складывать свои игрушки. Дети рисуют. Любят не только сам процесс, но и результат работы. Начинают играть в игры по правилам. Много требуют от себя, поэтому им надо помочь остановиться. Иногда, что-либо начав, могут пожертвовать этому делу много времени и энергии и вдруг устав, остановиться. Для них бывают хорошие и плохие дни. Дети 8 - ми лет "встречают мир". Им все легко. Их надо охранять от попыток сделать слишком много и от высокой самокритики. Они стремятся к общению, им не только интересно, что люди делают, но и что они думают. В общении с матерью они требуют, чтобы отношения были глубокими, основаны на взаимопонимании. У восьмилеток изменчивое настроение: то очень хорошее, то очень плохое". Рассмотрев различные психологические теории литовский психолог Рита Жукаускене утверждает[7]: "7 - 8 -ми-летние дети мыслят используя логические операции конкретного операционного мышления. Лучше понимают связь между временем, пространством и расстоянием. Уменьшается эгоцентричность ребенка, он начинает все лучше понимать точку зрения других людей. У ребенка появляется чувство юмора (по теории Пиаже). После 1 - 2 лет обучения в школе, у ребенка улучшается память, речь, логика - все это результат обучения (по биохевиористической теории)". Таким образом, учащийся начальной школы представлянт собой личность в самом начале своего развития. Он начинает познавать мир, себя и окружающие явления. Развивается психически, интеллектуально и физически. Развитие ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для восприятия является учебный материал. Поэтому на современном этапе организации образовательного процесса педагог не может обойтись на уроке без ИКТ. Психологами доказано, что при проведении занятий с использованием новых информационных технологий активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию, улучшается психоэмоциональное состояние обучаемого, активизируются его положительные эмоции. Эффективность обучения повышается и за счет активизации самостоятельной работы учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, образного изложения материала.[10] Современные ИКТ предоставляют широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью: визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы. У младших школьников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание, ускоряет запоминание содержания. Возвращаясь к теме исследования нельзя не выделить необходимые факты санитарно-гигиенических норм для работы детей младшешкольного возраста за компьютерами [18]:
После установленной выше длительности работы на ВДТ и ПЭВМ должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления. Для организации здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве используется технология профессора В.Ф.Базарного, в основе которой лежит обучение в режиме моторной свободы. Дети меняют позы «стояние-сидение» через 15-20 минут. Режим динамических поз активизирует межсистемную координацию и мыслительную деятельность, способствует повышению эффективности произвольно-моторной деятельности детей, способствует снижению напряжённости, нервно-психической утомляемости учащихся. С целью «смягчения» неблагоприятных последствий воздействия на организм комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств применяется методика активизации гармонических колебаний в сенсо-моторной сфере с помощью идеальной схемы универсальных символов. Такие схемы-тренажёры размещены на стенах кабинетов. Упражнения выполняются 2-3 раза в день и способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии, улучшают общее чувство гармонии и ритма. Они вносят сенсорное разнообразие в традиционную учебно-познавательную среду, воздействуя на важные эмоционально-мотивационные факторы. Для профилактики и коррекции речевых и личностных нарушений в коррекционную работу включают образовательную кинесиологию («гимнастику мозга» по методике Пауля Дениссона). Гимнастика для мозга представляет собой серию быстрых, приятных, наполненных энергией действий, стимулирующих интеллектуальное развитие и моторику ребёнка, межполушарное взаимодействие. Занятия гармонизируют работу головного мозга. Для развития мелкой моторики используются пружинные и шариковые массажёры. Стимуляция массажёрами точек эффективно лечит многие заболевания, стимулирует работу всех внутренних органов. Массаж кистей, стоп (на специальных дорожках) и пальцев рук заменяет общий массаж тела, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действие. Для развитие основных свойств внимания и их произвольности используем тренировочные упражнения с таблицами Коноваленко С.В. - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на объект. Успешность познавательной деятельности в значительной степени зависит от сформированности произвольного внимания, требующего применения волевых усилий, с одной стороны. С другой стороны, произвольное внимание развивается в процессе обучения и специальных тренировок. Для развития произвольной стороны внимания, увеличения его объема, устойчивости, умения распределять и произвольно переключать его используются различные виды групповых и индивидуальных тренингов. Эти упражнения просты и не требует много времени, но при регулярной тренировке они помогут сделать ребенка собраннее, внимательнее, увеличат скорость мыслительных операций, помогут улучшить технику чтения, а также являются своеобразным тренажером для глазных мышц, что немаловажно в условиях высокой нагрузки на зрение. Исходя из всего вышеизложеноого, можно утверждать, что современные ИКТ положительно влияют на успеваемость и восприятие учеников начальной школы, но только при условии соблюдения санитарно-гигиенических норм и современных здоровьесберегающих технологий. Список используемой литературы.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Список учебных принадлежностей для учеников начальной школы Как помочь школьнику организовать дистанционное обучение? Преодоление трудностей в обучении детей через применение игровых технологий 5 полезных советов: как подготовить ребенка к школе 11 советов родителям, которые отдают детей на обучение в школу искусств |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены