РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль мотивации при изучении английского языка

Понятие мотивация определяют, как, побуждение к действию, как некий психофизический процесс, который управляет поведением человека, задает ее направленность, организацию, активность, и устойчивость, способность человека удовлетворить свои потребности через деятельность. И многие педагоги осознанно или не осознанно прививают ученикам любовь к предмету, тем самым повышая их мотивацию к учению.

Джереми Хармер в своей книге «Как учить английскому» не малое место отводит вопросу о мотивации. Хармер приводит в пример одно исследование университета Британии. Исследователи задались вопросом, почему одни ученики достигали высоких результатов в вопросе занятия музыкой, а другие нет? И по результатам эксперимента они выяснили, что разница в количестве часов уделяемое самостоятельной практики. О правиле десять тысяч часов также утверждал Мальком Гладуэлл. Для начала я пару слов скажу об этом деятеле.

Мальком является канадским журналистом, который занимался исследованиями в области социологии. Он стал известным благодаря следующим книгам: «Переломный момент» (англ. The Tipping Point, 2000), «Озарение» (англ. Blink, 2005), «Гении и аутсайдеры» (англ. Outliers: The Story of Success, 2008) и «Что видела собака» (англ. What the Dog Saw: And Other Adventures, 2009).

Итак, вернемся к правилу десяти тысяч часов. Гладуэлл утверждал, что гения от просто хорошего музыканта отделяет 10 000 часов за 10 лет. Он приводил в пример ряд исследований, имевших место быть в 1990 году. В этих исследованиях принимали участия музыканты. Исследователи хотели узнать почему одни достигали высот в своей сфере, а другие нет. С чем это связано? С природным талантом, с гениальным учителем или с трудом, вложенным в обучение? И по результатам исследований стало ясно, что талант и успех молодых пианистов и скрипачей был заложен в количестве часов, потраченных на самостоятельную практику. Что интересно, не был найден ни один человек, которого можно было бы отнести к группе гениальных музыкантов, который бы много не упражнялся. Т.е. эти исследования подтверждают то, что часто говорят учителя на своих уроках: «Гениальность это 99 % труда и 1% таланта»

Хармер не возражает против результатов исследования Британского университета, и я думаю, что она также согласился бы и с Глаудэллом. Но писатель задается вопросом: почему одни ученики готовы работать самостоятельно, а другие нет? Почему одни тратят много времени на подготовку и изучение иностранного языка, в то время как другие уделяют этому мало времени. В чем между ними разница? По словам Хармера дело в мотивации. Ученные выделяют много классификаций мотивации, но нас интересует мотивация в образовательном процессе в общем, и мотивация изучения английского языка в частности.

Хармер, в своей книге выделяет два вида мотивации по классификации Р.Гарднера и В.Ламберта:

  • Инструментальная мотивация;
  • Интегративная мотивация.

Инструментальная мотивация изучения английского языка обусловлена внешними факторами: необходимость языка для работы, общение с коллегами- иностранцами или возможность смотреть английское шоу.

Интегративная мотивация связана с внутренней потребностью человека. Это возможность приобщиться к культуре, соединиться с ней. Т.е. данное восприятие мотивирует гораздо сильнее чем учить язык из внешней необходимости.

Конечно необходимо комбинировать оба этих вида мотивации и понимать вообще значимость этого явления. Также рассматривая феномен мотивации стоит рассмотреть необходимо понимать почему происходит снижение ее уровня. Это может быть связано с личностью учителя, невозможность построить отношения с учениками, не владение современными методами преподавания, с непомерно большими или наоборот необоснованно маленькими нагрузками, а также непонимание особенностей развития ребенка и отбор адекватных средств мотивации в зависимость от возраста.

Особенности мотивации детей разного возраста

Изучение английского языка во многих школах начинается с первого или со второго класса.

В это время ребенок готов к общению и познанию нового мира. Его интересуют разные явления, в том числе те, которые выходят за рамки школьного курса. К положительным характеристикам мотивации можно отнести широту интересов, положительное отношение к школе, учителям, любознательность. Но также существуют и отрицательные стороны это феномена. Интересы младшего школьника не всегда действенны в связи с невозможностью долго сосредотачивать внимание на одном объекте, мотивация носит ситуативный характер, а также пока ребенку трудно понять, что ему нравиться в том или ином предмете.

Если проследить общую динамику мотивов учения от 1- 4 класс то можно определить следующее. Сначала школьник интересуется жизнью школы, а также новизной ощущений, затем возникает интерес к результатам своего обучения, а уже позднее к способам добывания знаний О.С. Гребеннюк и О.Т. Гребеннюк в своей книге «Основы педагогики индивидуальности» констатируют тот факт, что общая мотивация к обучению снижается к концу младшей школы.

Что же касается средней школы, то здесь уже несколько другие мотивы к учению.

В более старшем возрасте ребенок желает включаться в разные виды деятельности, появляется потребность в самовыражении, формируется навык самостоятельной оценки своих успехов и неудач. Стремление к совершенствованию в различных отраслях науки и жизни. Но тем не менее, в этом возрасте человек еще не может вполне адекватно анализировать себя и окружающих, эмоции обострены, часто ребенок демонстрирует нежелание прислушиваться к мнению других, интересы часто сменяют друг друга. Но уже в старшей школе ситуация несколько меняется. Старшеклассник уже имеет сформированные интересы, он готов заниматься самообразованием, но тем не менее он может заниматься чем-то одним в ущерб другому, ему уже пресытились однообразные задания, и одни и те же формы обучения, также старшеклассник относится негативно к контролю за обучением как со стороны родителей, так и со стороны учителей.
Благодаря этой информации мы видим, как по-разному мотивируются дети разных возрастов. И понимание этого дает возможность выбирать адекватные инструменты для мотивации детей, в зависимости от их возраста.

Способы повышения мотивации изучения английского языка у школьников

Очень большую роль в вопросе мотивации ученика играет личность учителя.

Внешний вид, манера говорить, позитивное отношение к своему предмету и ученикам. Если учитель настроен добродушно, помогает преодолеть трудности и формирует навык самостоятельного изучения иностранного языка, то мотивация студентов будет держаться на высоком уровне. Стоит заметить, что существуют разные методики обучения.

Одна из таких новых методик - это педагогика удивления.

Этот инструмент основан на когнитивной эмоции удивления и подразумевает 4 базовых элемента: удивления фактом, методом и собственными силами. Разработал его П.А, Степичев. По его словам, очень часто, учеников удивляет тот факт, что слово “Bounty”, (наименование известного кондитерского бренда), еще имеет значение «вознаграждение», “Milky Way” переводится как «млечный путь», а порошок “Vanish” оказывается глаголом «исчезать». Эти факты мотивируют обучающихся к дальнейшему самостоятельному поиску подобных слов и их переводу.

Еще один источник удивления — это удивление методом.

Чем необычней будет подан материал, тем интересней школьнику будет его учить! Сначала ребенок будет с удивлением смотреть на метод, а уже затем появиться интерес к теме объяснения. Автор методики в пример приводит прозрачную кружку на которой слова написаны таким образом, что при наливании в нее жидкости (лучше цветной) будут образовываться предложения разного типа. И таких методов объяснения можно придумать и использовать множество.

Третий вид — это удивление обучающегося своим силам и возможностям.

Необходимо формировать чувство успеха на уроке, давать посильные задачи, которые удивят и будут мотивировать детей на изучение английского языка.
Помимо этого, стоит отметить, тот факт, что очень хороший эффект оказывают уроки и внеклассные мероприятия по изучению языка. Например, мероприятие в рамках праздника Хэллоуин. Можно предложить ученикам изготовить самостоятельно фонарь Джека и устроить конкурс поделок. Также перед католическим Рождеством очень хорошее мероприятие это изучение католических гимнов и постановка рождественской пьесы.

Что касается самих уроков то, добродушный настрой учителя, создание ситуации успеха каждому ребенку поможет школьникам в изучении языка. Советский педагог Виктор Федорович Шаталов говорил: «ни дня без игры». Он призывал не забывать о серьезном превращая все в игру, но в то же время уделять место играм. Две – три минуты урока стоит уделить игре, и тогда дети будут с удовольствием идти на занятие в ожидании чего-то нового и интересного.

Список используемой литературы:

  1. Головацких Т.В. Мотивация и некоторые пути её повышения
  2. Литвинова С. Л. Использование ИКТ для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка
  3. Матковская И. Роль мотивации в изучении иностранного языка на разных этапах обучения. Учитель-№3, 2005.
  4. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности
  5. http://www.ychitel.com/journal/journ03-05/journ03-05P3.html
  6. https://ru.wikipedia.org/
  7. http://vikent.ru/enc/1307/
  8. http://na-journal.ru/2-2013-gumanitarnye-nauki/283-formirovanie-motivacii-izuchenija-inostrannogo-jazyka-u-studentov-nejazykovyh-specialnostej
  9. http://pedsovet.org/index.php
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены