РАЗРАБОТКИ
|
Решение задач на проценты при подготовке к ОГЭ И ЕГЭ по математикеРешение задач по математике на применение основных понятий о процентах. Задачи на проценты учат решать с 5 класса. Решение задач этого типа тесно связано с тремя алгоритмами:
На уроках с учениками разбирают, что сотая часть метра - это сантиметр, сотая часть рубля – копейка, сотая часть центнера - килограмм. Люди давно заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Потому для них было придумано специальное название – процент. Значит одна копейка – один процент от одного рубля, а один сантиметр – один процент от одного метра. Один процент – это одна сотая доля числа. Математическими знаками один процент записывается так: 1%. Определение одного процента можно записать равенством: 1 % = 0,01 • а 5%=0,05, 23%=0,23, 130%=1,3 и т. д. Как найти 1% от числа? Раз 1% это одна сотая часть, надо число разделить на 100. Деление на 100 можно заменить умножением на 0,01. Поэтому, чтобы найти 1% от данного числа, нужно умножить его на 0,01. А если нужно найти 5% от числа, то умножаем данное число на 0,05 и т.д. Пример. Найти: 25% от 120. Решение:
Ответ: 30. Правило 1. Чтобы найти данное число процентов от числа, нужно проценты записать десятичной дробью, а затем число умножить на эту десятичную дробь. Пример. Токарь вытачивал за час 40 деталей. Применив резец из более прочной стали, он стал вытачивать на 10 деталей в час больше. На сколько процентов повысилась производительность труда токаря? Решение: Чтобы решить эту задачу, надо узнать, сколько, процентов составляют 10 деталей от 40. Для этого найдем сначала, какую часть составляет число 10 от числа 40. Мы знаем, что нужно разделить 10 на 40. Получится 0,25. А теперь запишем в процентах – 25%. Ответ: производительность труда токаря повысилась на 25%. Правило 2. Чтобы найти, сколько процентов одно число составляет от другого, нужно разделить первое число на второе и полученную дробь записать в виде процентов. Пример. При плановом задании 60 автомобилей в день завод выпустил 66 автомобилей. На сколько процентов завод выполнил план? Решение: 66 : 60 = 1,1 - такую часть составляют изготовленные автомобили от количества автомобилей по плану. Запишем в процентах =110%. Ответ: 110%. Пример. Бронза является сплавом олова и меди. Сколько процентов сплава составляет медь в куске бронзы, состоящем из 6 кг олова и 34 кг меди? Решение:
Ответ: 85%. Пример. Слонёнок за весну похудел на 20%, потом поправился за лето на 30%, за осень опять похудел на 20% и за зиму прибавил в весе на 10%. Остался ли за этот год его вес прежним? Если изменился, то на сколько процентов и в какую сторону? Решение:
Ответ: похудел на 8,48%. Пример. Оставили на хранение 20 кг крыжовника, ягоды которого содержат 99% воды. Содержание воды в ягодах уменьшилось до 98%. Сколько крыжовника получится в результате? Решение:
Ответ: 10 кг. Пример. Что произойдет с ценой товара, если сначала ее повысить на 25%, а потом понизить на 25%? Решение: Пусть цена товара х руб., тогда после повышения товар стоит 125% прежней цены, т.е. 1,25х, а после понижения на 25% , его стоимость составляет 75% или 0, 75 от повышенной цены, т.е. 0,75 •1,25х= 0,9375х, тогда цена товара понизилась на 6, 25 %, т.к. х - 0,9375х = 0,0625х; Ответ: первоначальная цена товара снизилась на 6,25%. Правило 3. Чтобы найти процентное отношение двух чисел А и В, надо отношение этих чисел умножить на 100%, то есть вычислить (А : В) • 100%. Пример. Найти число, если 15% его равны 30. Решение:
Или х - данное число; Ответ: 200. Пример. Из хлопка-сырца получается 24% волокна. Сколько надо взять хлопка-сырца, чтобы получить 480кг волокна? Решение: Запишем 24% десятичной дробью 0,24 и получим задачу о нахождении числа по известной ему части (дроби). Ответ: 2 т. Пример. Сколько кг белых грибов надо собрать для получения 1 кг сушеных, если при обработке свежих грибов остается 50% их массы, а при сушке остается 10% массы обработанных грибов? Решение: 1 кг сушеных грибов – это 10% или 0, 01 часть обработанных, т.е. Ответ: 20 кг. Пример. Свежие грибы содержали по массе 90% воды, а сухие 12%. Сколько получится сухих грибов из 22 кг свежих? Решение:
Ответ: 2,5 кг. Правило 4. Чтобы найти число по данным его процентам, надо выразить проценты в виде дроби, а затем значение процентов разделить на эту дробь. В задачах на банковские расчёты обычно встречаются простые и сложные проценты. В чём же состоит разница простого и сложного процентного роста? При простом росте процент каждый раз исчисляется, исходя из начального значения, а при сложном росте он исчисляется из предыдущего значения. При простом росте 100% – начальная сумма, а при сложном 100% каждый раз новые и равны предыдущему значению. Пример. Банк платит доход в размере 4% в месяц от величины вклада. На счет положили 300 тысяч рублей, доход начисляют каждый месяц. Вычислите величину вклада через 3 месяца. Решение:
Или можно пункты 2-4 заменить одним, повторив с детьми понятие степени: 300•1,043 =337,4592(тыс. р) = 337 459,2 (р) – величина вклада через 3 месяца. Ответ: 337 459,2 рубля Пример. Вася прочитал в газете, что за последние 3 месяца цены на продукты питания росли в среднем на 10% за каждый месяц. На сколько процентов выросли цены за 3 месяца? Пример. Деньги, вложенные в акции известной фирмы, приносят ежегодно 20% дохода. Через сколько лет вложенная сумма удвоится? Далее в 6 классе решают подобного типа задачи уже с применением пропорции. На эту базу знаний и опираются, готовя учеников к итоговым экзаменам в 9 и 11 классах.
Рассмотрим подобного плана задачи на конкретных примерах. Пример. (Вариант 1 № 16. ОГЭ-2016. Математика. Тип. тест. задания_ред. Ященко_2016 -80с) Спортивный магазин проводит акцию. Любой джемпер стоит 400 рублей. При покупке двух джемперов – скидка на второй джемпер 75%. Сколько рублей придется заплатить за покупку двух джемперов в период акции? Решение: Согласно условию задачи получается, что первый джемпер покупается за 100 % его исходной стоимости, а второй за 100 – 75 = 25 (%), т.е. всего покупатель должен заплатить 100 + 25 = 125 (%) от исходной стоимости. Далее можно рассмотреть решение тремя способами. 1 способ. 400 рублей принимаем за 100 %. Тогда в 1% содержится 400 : 100 = 4 (руб.), а в 125 % 2 способ. Процент от числа находится умножением числа на дробь, соответствующую проценту или умножением числа на данный процент и делением на 100. 3 способ. Применение свойства пропорции: Ответ: 500 рублей. Пример. (Вариант 4 № 16. ОГЭ-2016. Математика. Тип. тест. задания_ред. Ященко_2016 -80с) Средний вес мальчиков того же возраста, что и Гоша, равен 57 кг. Вес Гоши составляет 150 % среднего веса. Сколько килограммов весит Гоша? Решение: Аналогично примеру, рассмотренному выше можно составить пропорцию: 57 кг – 100 % Ответ: 85,5 кг. Пример. (Вариант 7 № 16. ОГЭ-2016. Математика. Тип. тест. задания_ред. Ященко_2016 - 80с) После уценки телевизора его новая цена составила 0,52 старой. На сколько процентов уменьшилась цена в результате уценки? Решение: 1 способ. Найдем сначала долю уменьшения цены. Если исходную цену принять за 1, то 1 – 0,52 = 0,48 составляет доля уменьшения цены. Тогда получаем, 0,48 • 100 % = 48 %. Т.е. на 48 % уменьшилась цена в результате уценки. 2 способ. Если исходную стоимость принять за А, то после уценки новая цена телевизора будет равняться 0,52А, т.е. она уменьшится на А – 0,52А = 0,48А. Составим пропорцию: Ответ: на 48 % уменьшилась цена в результате уценки. Пример. (Вариант 9 № 16. ОГЭ-2016. Математика. Тип. тест. задания_ред. Ященко_2016 - 80с) Товар на распродаже уценили на 15%, при этом он стал стоить 680 рублей. Сколько рублей стоил товар до распродажи? Решение: До понижения цены товар стоил 100%. Цена на товар после распродажи уменьшилась на 15%, т.е. стала 100 – 15 = 85 (%), в рублях эта величина равна 680 рублей. 1 способ. 680 : 85 = 8 (руб.) – в 1% 2 способ. Это задача на нахождение числа по его проценту, решается делением числа на соответствующий ему процент и путем обращения полученной дроби в проценты, умножением на 100, или действием деления на дробь, полученную при переводе из процентов. 3 способ. С помощью пропорции: Ответ: 800 рублей стоил товар до распродажи.
Решение задач на смеси и сплавы, с использованием понятий «процентное содержание», «концентрация», «% -й раствор». Самые простые задачи этого типа приведены ниже. Пример. Сколько кг соли в 10 кг соленой воды, если процентное содержание соли 15%. Решение: 10 • 0,15 = 1,5 (кг) соли. Ответ: 1,5 кг. Решение: Процентное содержание вещества в сплаве - это часть, которую составляет вес данного вещества от веса всего сплава.
Ответ: 40%, 60%. Рассмотрим, например, раствор кислоты в воде. Пусть в сосуде содержится 10 литров раствора, который состоит из 3 литров кислоты и 7 литров воды. Тогда относительное (по отношению ко всему объему) содержание кислоты в растворе равно . Это число и определяет концентрацию кислоты в растворе. Иногда говорят о процентном содержании кислоты в растворе. В приведенном примере процентное содержание будет таково: . Как видно, переход от концентрации к процентному содержанию и наоборот весьма прост. Итак, пусть смесь массы М содержит некоторое вещество массой m. Тогда:
Из последней формулы следует, что при известных величинах концентрации вещества и общей массы смеси (сплава) масса данного вещества определяется по формуле m=c×M. Задачи на смеси (сплавы) можно разделить на два вида:
При решении таких задач необходимо установить контроль за количеством данного вещества и его концентрацией при каждом отливе, а также при каждом добавлении смеси. В результате такого контроля получаем разрешающее уравнение. Рассмотрим конкретные задачи. Если концентрация вещества в соединении по массе составляет P%, то это означает, что масса этого вещества составляет P% от массы всего соединения. Пример. Концентрация серебра в сплаве 300 г составляет 87%. Это означает, что чистого серебра в сплаве 261 г. Решение: 300 • 0,87 = 261 (г). В этом примере концентрация вещества выражена в процентах. Отношения объема чистого компонента в растворе ко всему объему смеси называется объемной концентрацией этого компонента. Сумма концентраций всех компонентов, составляющих смесь, равна 1. Если известно процентное содержание вещества, то его концентрация находится по формуле: Пример. (Вариант 8 № 22. ОГЭ-2016. Математика. Тип. тест. задания_ред. Ященко_2016 - 80с) Свежие фрукты содержат 75% воды, а высушенные – 25%. Сколько требуется свежих фруктов для приготовления 45 кг высушенных фруктов? Решение: Если в свежих фруктах содержится 75% воды, то сухого вещества будет 100 – 75 = 25 (%), а высушенные – 25%, то сухого вещества в них будет 100 – 25 = 75 (%). При оформлении решения задачи, можно использовать таблицу: Общая масса, кг | Концентрация сухого вещества | Масса сухого вещества Свежие фрукты х 25% = 0,25 0,25 • х Высушенные фрукты 45 75% = 0,75 0,75 • 45 = 33,75 Т.к. масса сухого вещества для свежих и высушенных фруктов не меняется, то получим уравнение: 0,25 • х = 33,75; Ответ: 135 кг. Пример. (Вариант 8 №11. ЕГЭ-2016. Математика. Типов. тест. зад. ред Ященко 2016 -56с) Смешав 70 % -й и 60 % -й растворы кислоты и добавив 2 кг чистой воды, получили 50 % -й раствор кислоты. Если бы вместо 2 кг воды добавили 2 кг 90 % -го раствора той же кислоты, то получили бы 70 % -й раствор кислоты. Сколько килограммов 70 % -го раствора использовали для получения смеси? Решение: Общая масса, кг | Концентрация сухого вещества | Масса сухого вещества Используя последний столбик из таблицы составим 2 уравнения: 0,7 • х + 0,6 • у = 0,5 • ( х + у + 2 ) и 0,7 • х + 0,6 • у + 1,8 = 0,7 • ( х + у + 2). Объединив их в систему, и решив ее, получим, что х = 3 кг. Ответ: 3 килограмма 70 % -го раствора использовали для получения смеси. Пример. (Вариант 2 №11. ЕГЭ-2016. Математика. Типов. тест. зад. ред Ященко 2016 -56с) Три килограмма черешни стоят столько же, сколько пять килограммов вишни, а три килограмма вишни – столько же, сколько два килограмма клубники. На сколько процентов килограмм клубники дешевле килограмма черешни? Решение: Из первого предложения задачи получаем следующие равенства: 3ч = 5в, Таким образом можно составить пропорцию: Значит, на 100 – 90 = 10 (%) – килограмм клубники дешевле килограмма черешни. Ответ: на 10 процентов килограмм клубники дешевле килограмма черешни.
Решение задач на «сложные» проценты, с использованием понятия коэффициента увеличения (уменьшения). Чтобы увеличить положительное число А на р процентов, следует умножить число А на коэффициент увеличения К = (1 + 0,01р). Чтобы уменьшить положительное число А на р процентов, следует умножить число А на коэффициент уменьшения К = (1 – 0,01р). Пример. (Вариант 29 № 22. ОГЭ-2015. Математика. Тип. экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. Ященко, 2015 - 224с) Цена товара была дважды снижена на одно и то же число процентов. На сколько процентов снижалась цена товара каждый раз, если его первоначальная стоимость 5000 рублей, а окончательная 4050 рублей? Решение: 1 способ. Т.к. цена товара снижалась на одно и то же число %, обозначим число % за х. Пусть в первый и второй раз цена товара была понижена на х %, тогда после первого понижения цена товара стала (100 – х ) %. Составим пропорцию Составим новую пропорцию уже по новой цене: Получим уравнение 0,5 • (100 – х)2 = 4050. Решив его, получим, что х = 10 % . 2 способ. Т.к. цена товара снижалась на одно и то же число %, обозначим число % за х, х % = 0,01 х. Используя понятие коэффициента уменьшения, сразу получаем уравнение: Решив его, получим, что х = 10 %. Ответ: на 10 % снижалась цена товара каждый раз. Пример. (Вариант 30 № 22. ОГЭ-2015. Математика. Тип. экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. Ященко, 2015 - 224с) Цена товара была дважды повышена на одно и то же число процентов. На сколько процентов повышалась цена товара каждый раз, если его первоначальная стоимость 3000 рублей, а окончательная 3630 рублей? Решение: Т.к. цена товара повышалась на одно и то же число %, обозначим число % за х, х % = 0,01 х. Используя понятие коэффициента увеличения, сразу получаем уравнение: Решив его, получим, что х = 10 %. Ответ: на 10 % повышалась цена товара каждый раз. Пример. (Вариант 4 №11. ЕГЭ-2016. Математика. Типов. тест. зад. ред Ященко 2016 -56с) В четверг акции компании подорожали на некоторое число процентов, а в пятницу подешевели на то же самое число процентов. В результате они стали стоить на 9% дешевле, чем при открытии торгов в четверг. На сколько процентов подорожали акции компании в четверг? Решение: Пусть акции компании дорожали и дешевели на х %, х % = 0,01 х, а исходная стоимость акций была А. Используя все условия задачи, получаем уравнение: (1 + 0,01 х)(1 – 0,01 х)А = (1 – 0,09)А, Ответ: на 30 процентов подорожали акции компании в четверг. Решение «банковских» задач в новой версии ЕГЭ-2016 по математике. Пример. (Вариант 2 №17. ЕГЭ-2016. Математика. 50 типов. вар. ред. Ященко 2016) 15-го января планируется взять кредит в банке на 15 месяцев. Условия его возврата таковы:
Известно, что восьмая выплата составила 108 тыс. рублей. Какую сумму нужно вернуть банку в течение всего срока кредитования? Решение: 1) Пусть А – сумма кредита, 1 % = 0,01. Тогда 1,01А долг после первого месяца. Со 2-го по 14-е число производится выплата А/15 +0,01А. После чего сумма долга составит 1,01А – А/15 – 0,01А = 14А/15. При такой схеме долг становится на одну и ту же величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца. Через 2 месяца получаем: 1,01• 14А/15. Второй платеж А/15 + 0,01• 14А/15. Тогда долг после второго платежа 13А/15. Аналогично получаем, что восьмая выплата будет иметь вид: А/15 + 0,01• 8А/15 = А/15 • (1 + 0,08) = 1,08А/15. А по условию она равна 108 тыс. рублей. Значит, можно составить и решить уравнение: 1,08А/15 = 108, А=1500 (тыс. руб.) – исходная сумма долга. 2) Чтобы найти сумму, которую нужно вернуть банку в течение всего срока кредитования, мы должны найти сумму всех выплат по кредиту. Сумма всех выплат по кредиту будет иметь вид: (А/15 + 0,01А) + (А/15 + 0,01• 14А/15) + (А/15 + 0,01• 13А/15) + … + ( А/15 + 0,01• А/15) = А + 0,01А/15 (15+14+13+12+11+10+9+8+7+6+5+4+3+2+1) = А + (0,01• 120А)/15 = 1,08А. Значит, 1,08 • 1500 = 1620 (тыс. руб.) = 1620000 рублей нужно вернуть банку в течение всего срока кредитования. Ответ: 1620000 рублей. Пример. (Вариант 6 №17. ЕГЭ-2016. Математика. 50 типов. вар. ред. Ященко 2016) 15-го января планируется взять кредит в банке на 24 месяцев. Условия его возврата таковы:
Известно, что за первые 12 месяцев нужно выплатить банку 177,75 тыс. рублей. Какую сумму планируется взять в кредит? Решение: 1) Пусть А – сумма кредита, 1 % = 0,01. Тогда 1,01А долг после первого месяца. Со 2-го по 14-е число производится выплата А/24 +0,01А. После чего сумма долга составит 1,01А – А/24 – 0,01А = А – А/24 = 23А/24. При такой схеме долг становится на одну и ту же величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца. Через 2 месяца получаем: 1,01• 23А/24. Второй платеж А/24 + 0,01• 23А/24. Тогда долг после второго платежа 1,01• 23А/24 – А/24 – 0,01• 23А/24 = 23А/24(1,01 – 0,01) – А/24 = 23А/24 – А/24 = 22А/24. Таким образом получаем, что за первые 12 месяцев нужно выплатить банку следующую сумму: А по условию она равна 177,375 тыс. рублей. Значит, можно составить и решить уравнение: Ответ: 300000 рублей.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены