РАЗРАБОТКИ
|
Педагогические технологии при подготовке учащихся к Единому государственному экзамену по математикеЕ.В.Бубликова В.В.Визирякина «Гимназия №12» г. Белгорода является гимназией с особенностями образовательной программы: углубление изучение иностранного языка (2-11 классы), второй иностранный язык – немецкий (5-11лкассы), филологический профиль (10-11 классы). Большая часть учащихся имеет гуманитарный склад ума, в результате чего им сложнее подготовиться к экзамену по математике. Учитывая, что с каждым годом экзаменационный материал изменяется, то это требует внедрения новой педагогической позиции учителя и его стремление подготовить абсолютно всех обучающихся к достижению высоких результатов. Сегодня мы имеем неутешительные данные, свидетельствующие о том, что уровень знаний выпускников не улучшается. Экзамен по математике в форме ЕГЭ один из самых сложных. Повсеместное введение Единого государственного экзамена по всем предметам школьного курса и замена вступительных экзаменов на ЕГЭ во всероссийских вузах делает более актуальной организацию подготовки к Единому государственному экзамену. В результате такой замены на учителя легла огромная ответственность за результат подготовки обучающегося к ЕГЭ, ведь он должен заменить собой два экзамена – выпускной за полную среднюю школу и вступительный в высшие учебные заведения. Основываясь на данных особенностях ЕГЭ можно определить ведущую педагогическую идею: организация и проведение эффективной подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике на основе системы работы, включающей элементы личностно-ориентированного обучения и информационно-коммуникационных технологий. Личностно-ориентированный подход в современных условиях гуманизации и гуманитаризации всех звеньев образовательной системы определяет позицию учителя как базовую и основную во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Личностно-ориентированный подход предполагает помощь обучающимся в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении самореализации и самоутверждении. В коллективном обучении и воспитании это означает создание гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанник осознает себя личностью и учится видеть личность в других людях. Под современными информационными технологиями целесообразно понимать ИКТ - технологии, применяющие специальные программные и технические средства для работы с информацией. И смысл современной информатизации образования заключается в создании, как для педагогов, так и для обучаемых максимально благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. Проблема личностно-ориентированного обучения рассматривается в трудах Д.Эльконина, В. Давыдова. Целенаправленную учебную деятельность характеризуют следующие особенности:
Учебно-познавательные мотивы. Целенаправленная учебная деятельность, по словам Д. Эльконина, «должна отталкиваться от адекватных мотивов», непосредственно связанных с ее содержанием, то есть мотивами вступления обобщенных способов действий (мотивы собственного роста, самосовершенствования, самопознания). Сформировав такие мотивы в раннем возрасте ребенка, значительно легче поддерживать, наполнять новым содержанием общие мотивы деятельности школьника, связанные с его позицией, участием в общественно значимой деятельности. Благодаря этому для ученика приобретают глубокого общественного смысла личное совершенствование, личные успехи. Поскольку задания ЕГЭ рассчитаны на разный уровень подготовки учащихся, включают и базовый уровень, и повышенный уровень сложности, наиболее эффективным является использование элементов личностно-ориентированного обучения. Подготовка к школьным выпускным экзаменам, и в особенности к ЕГЭ – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат. Первое, что мы сделали – изучили весь материал, посвящённый ЕГЭ, изучили документы федеральных, региональных, муниципальных органов образования, федерального института педагогических измерений, о работе с обучающимися и их родителями. Второе приобрели сборники с материалами ЕГЭ, демоверсии ЕГЭ и стали их прорабатывать. Подготовку учащихся к ЕГЭ начинаем с 6 класса. Создаем учебный материал (по типу ЕГЭ) по разным темам курса математики, используем готовые печатные и электронные пособия. Через систему дополнительных занятий, индивидуальных консультаций повышаем интерес к предмету и личную ответственность обучающегося за результаты обучения. Как мы решаем поставленные задачи? С чего начинаем эту работу? Во-первых, никогда не пугаем учащихся предстоящим ЕГЭ. С первых же дней учёбы убеждаем их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время. Во-вторых, в течение всего года знакомим детей с материалами ЕГЭ. Устный счёт на каждом уроке строим только на основе упражнений ЕГЭ. Кроме этого, систематически на уроках каждому раздаем тест на повторение по курсу пройденного материала. Просим ребят найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться и выделить те, которые вызывают затруднения, чтобы разобрать на индивидуальных консультациях. Просим обучающегося предложить самые рациональные способы решения. При этом стараемся выслушать все подходы к решению каждой задачи и только потом раскрываем секрет, где и как можно было решить задачу быстро и хитро, чтобы сэкономить время. В-третьих, знакомим их с временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена:
Из урока в урок отрабатываем тесты на скорость. При этом даем тесты ЕГЭ с отмеченными в нём заданиями, посильными на данный момент. Обязательно отмечаем количество человек уложившихся во времени, и сразу анализируем ситуацию и даем совет, какое задание можно было решить рациональнее. Постепенно приучаем ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Обязательно напоминаем о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советуем настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части. Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Поэтому на каждом уроке, организовываем повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ. В течение года проводим пробные тренировочные работы по материалам СтатГрада и на основе материала муниципального и регионального тестирования. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу на уроках и консультациях. Работая с КИМами, ребята привыкают к структуре теста, разнообразию методов и приёмов при решении задач. Конечно, за последние годы научились максимально использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому в 10-11-х классах систематически проводим углублённую консультационную работу по предмету. Использование новых информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска) оказывают существенную помощь в нашей работе. Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов (схем-опор), наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащегося. Наиболее успешных учеников мы привлекаем к созданию презентаций из подборок заданий и способов их решений как базового, так и профильного уровней по различным темам программы. В процессе работы над этой презентацией ученик повторяет и систематизирует материал, подбирает типовые задания по данной теме определенного уровня сложности, самостоятельно их решает и защищает проект во время урока. В результате чего, усвоение материала повышается в несколько раз. Литература
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены