РАЗРАБОТКИ
|
Требования к итоговому сочинению по литературе в 11 классеТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ 1. Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося прежде всего знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме. 2. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. 3. Таким образом, учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст - рассуждение, обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения. 4. На экзамене будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее. Известны только тематические направления: 1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума. 2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности. 3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. 4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических. 5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду. При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
5. Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему. Рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера A4). 6. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы. 7. Запомните: важна глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал. 8. Продумайте композицию сочинения. 9. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. 10. Сочинение пишите чётко и разборчиво. 11. Запомните: при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений. 12. Помните: это сочинение – рассуждение на основе произведения отечественной или зарубежной литературы. 13. Запомните: при оценивании сочинения учитывается его объём: рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной и получает « не зачтено». 14. На написание работы отводится 3 часа 55 минут. 15. Требования к сочинению:
16. Работа оценивается по системе «зачтено» / « не зачтено» по пяти критериям.
18. Запомните: критерии №1 и №2 являются основными. Для получения отметки «зачтено» необходимо получить «зачтено» по критериям №1 и №2. А также дополнительно «зачтено» хотя бы по одному из других критериев. 19. Выставление «не зачтено» по одному из критериев №1 и №2 автоматически ведёт к получению « не зачтено» за работу в целом. ИТАК, для получения положительной оценки необходимо правильно понять тему сочинения, подобрать нужный литературный материал для её раскрытия, логично расположить материал и грамотно написать работу.
Правила работы над сочинением. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ СОЧИНЕНИЯ. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ. Увидев на доске пять тем, вы, возможно, почувствуете, что ни одну из них раскрыть не сможете. Спокойно обдумайте предложенные темы. Набросайте список прочитанных вами произведений, подходящих к той или иной теме. Вспомните записи, сделанные на уроках литературы, материал учебника, прочитанную критическую литературу и сделайте выбор. ПОМНИТЕ: каждая тема содержит в себе некоторый вопрос, на который вы будете отвечать в своём сочинении, подкрепляя свои рассуждения текстом художественных произведений. АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ.
КАК РАБОТАТЬ С ЧЕРНОВИКОМ И ПЛАНОМ СОЧИНЕНИЯ.
ИТАК, развёрнутый план содержит полезный материал, необходимый для раскрытия темы, и является залогом вашего успеха на экзамене. Завершая работу с черновиком,необходимо:
КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. Сочинение на литературную тему невозможно без анализа художественного произведения. Для подтверждения своей позиции необходимо привести в пример художественное произведение, охарактеризовать его в целом, проанализировать отдельные эпизоды или образы конкретных героев. ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Все эти вопросы нацелены на комплексный анализ произведения в единстве его формы и содержания. Однако на экзамене может потребоваться не только целостный анализ конкретного произведения, но и умение привлекать отдельные сведения, в том числе и литературоведческого характера, для пояснения, подтверждения своей мысли. ТАКИМ ОБРАЗОМ, необходимо отобрать те сведения о художественном произведении, которые помогут раскрыть основную мысль, доказать тезис. НАПРИМЕР, вначале можно кратко охарактеризовать произведение в целом, обозначив тему, проблему(-ы), идейную направленность произведения, сюжет, а затем перейти к анализу системы персонажей, отдельных эпизодов или конкретных героев.
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ. К сожалению, ученики часто не знают имён даже самых известных литературных героев. Что приводит к досадным фактическим ошибкам. А вы знаете, как зовут Чацкого, Печорина, Чичикова, Плюшкина, Базарова, Раскольникова? Загляните в учебники или справочники, чтобы освежить память. Запомните: в сочинении можно и нужно использовать характеристику героя. В этом случае в центре внимания будут следующие вопросы.
ПЛАН АНАЛИЗА ПЕРСОНАЖА.
РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ СОЧИНЕНИЯ. КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ. Смысловая цельность сочинения определяется тем, насколько продумано построение работы. И оценивается по критерию №3 «Композиция». КОМПОЗИЦИЯ – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому. Принято различать логическую и композиционную структуру сочинения, которые тесно связаны. Традиционно выделяют три части сочинения:
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ. При написании вступления и заключения руководствуйтесь соображениями здравого смысла и постоянно задавайте себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я всё это пишу?» Делайте вступление не очень большим. ПОМНИТЕ: подобные вопросы задаёт себе и экзаменатор, проверяющий сочинение. КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Заключение должно подводить итог всей работе, логично завершать размышления над темой сочинения. Заключение должно быть органично связано с основным текстом. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вывод – это не простое повторение аргументов, это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер. ЗАПОМНИТЕ! Общий объём вступления и заключения не должен превышать 1/4 всего сочинения. Вступительная и заключительная часть сочинения не должны быть слишком большими и могут состоять из 5 – 8 предложений. В любом случае необходимый объём каждой части сочинения должен определяться не механическим подсчётом слов и предложений, а логикой развёртывания мысли.
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ. Работая над сочинениями, постарайтесь найти для себя те варианты вступлений и заключений, которые хорошо удаются и не требуют больших затрат сил и времени. КАК ПИСАТЬ ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ. Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы. Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац – это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован.предложения не следуют логически друг за другом. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Поскольку это сочинение-рассуждение запомните типичную структуру абзаца текста – рассуждения:
Новый абзац – это новая мысль, связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Основными средствами выражения логических связей в тексте-рассуждении являются специальные средства связи, указывающие на различные виды смысловых отношений между предложениями, абзацами:
Разнообразие используемых автором сочинения логических связок свидетельствует о хорошем владении письменной речью. Таким образом, построение связного текста – это кропотливая работа, требующая внимания и развитого языкового чутья.
ПРИЁМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА В РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ. В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от учащегося потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.
Рассмотрим приёмы привлечения текста в процессе работы над сочинением.
ПОМНИТЕ! Переводя прямую речь в косвенную, будьте внимательны, чтобы избежать грамматических ошибок.
КАК РАБОТАТЬ НАД РЕЧЕВЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ СОЧИНЕНИЯ. Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность». Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом: ТИПЫ ОШИБОК:
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ. Часто причиной грамматических ошибок, особенно нарушения согласования, является невнимательность при переписывании текста. Необходимо правильно распланировать время, чтобы внимательно перечитать текст сочинения и внести необходимые исправления.
ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены