Д И Д А К Т И Ч Е С К О Е К Р Е Д О
школьного учителя Примечание: при переводе слова «дидактика» как «теория обучения»,следует обратить внимание на дуализм смысла Он заложен в точном, словарном переводе: «didaktikos» - поучающий. «Теория» есть – теория, «обучение» – это уже практика. Значит, дидактика включает в себя, как стратегию всего дела, так и тактику каждого шага.
В моём представлении: «Успех ученика – смысл жизни учителя!». Неуспешность ученика – это беда обучаемого, но она возникает по вине обучающего. «Заинтересовать» обучаемого, потом научить его, обеспечивая правильное нравственное отношение к получаемым знаниям, есть искусственный, дидактический процесс. Он, однако, опирается на естественные, природные, познавательные возможности рода человеческого. Понимать безусловный, т.е. заложенный самой природой «познавательный» инстинкт в организм человека обязан учитель (Павлов назвал его: «что это такое?»). Это учитывает общая, большая теория обучения – дидактика. Дидактика считается и называется «большой» тогда, когда связывает воедино объективные и субъективные процессы, происходящие в результате образовательной деятельности, организуемой педагогом. В массовой общеобразовательной школе объективность и субъективность проявляются, очень сильно переплетаясь, в трёх ипостасях: в самом учителе, в каждом отдельном его ученике и, наконец, сильно сгущаются в коллективе соучеников, собирающихся одновременно под руководством одного учителя. Говорят ещё о взаимодействии с семьёй, вернее, не только с отдельной семьёй, а со всем коллективом родителей данного коллектива учеников; но об этой четвёртой ипостаси, с её безумно сложной объективно-субъективной закрученностью, рассуждают пока робко и мало по сравнению с «троицей»: ученик, учитель, коллектив. «Большая дидактика и 1000 мелочей» все эти три ипостаси процесса обучения рационально накладывает на «Классно-урочную, распрограммированную по возрастам и годам обучения» Большую дидактику Яна Амоса Коменского, развивая и продолжая, таким образом, массовую педагогическую деятельность по организации эстафеты знаний между поколениями
Учительское кредо:
Учить всех на уроках так, чтобы каждому учиться хотелось и училось бы радостно и успешно. «Успех ученика – смысл деятельности учителя!» Для этого обеспечивается, хорошая дидактическая разработка самой учебной темы по уровням заложенных в ней сложностей. Чтобы ученик, влюбляясь в дело, дилетантствуя, на первых порах, мог видеть пути перехода от «азов», «базового уровня» к эрудированности и творчеству. Для этого ведётся обязательное и системное применение главного дидактического приёма – помощь. Как со стороны самого учителя, так и системная взаимопомощь всех соучеников класса прямо на уроке. И без обязательных домашних заданий, а только по желанию. Оценка за добровольную сверхурочную работу дома выставляется всегда положительная, даже, если она получилась малоудачная, - учитель поможет качество работы улучшить. Тут же на уроке. А показав ученику уровень его успешности, так же покажет, каким образом этот уровень можно будет повысить, и поможет это сделать.. При этом, не усиливая нагрузку, как таковую, а включая в учебное дело деловую игру данного ученика с его товарищами; и, чем таких товарищей будет привлечено больше, а их возможности разнообразнее, тем результативность эффекта окажется выше, даже, при усложняющихся обстоятельствах.
Педагогическое кредо:
При общении с педагогом новый, растущий человек перенимает опыт, накопленный старшими поколениями людей, и живших до него. Знания делают его умнее. А личный человеческий добрый контакт позволяет стать ему самому добрее, преодолеть животную агрессивность, заложенную в каждого человеческого индивида естественным отбором предков, инстинктом борьбы за выживание. В итоге, став при общении с педагогом умнее и добрее, молодой человек, взрослея, будет становиться мудрее в своих взаимоотношениях со всем его окружением, и природным, и социальным.
Отбирая из накопленного лучший человеческий опыт (способствующий прогрессу, как техническому, так и нравственному), надо передавать его новому поколению так, чтобы после его восприятия и усвоения ученик становился мудрее, т.е. умнее и добрее. Это может быть достигнуто только при опоре всех педагогических действий взрослого на коллектив сверстников ученика, окружающий (или специально формируемый) около этого воспитанника. Чем разнообразнее такое коллективное окружение, тем большими возможностями обладает педагог. (Отсюда, «дифирамбы» в пользу разновозрастных детских коллективов. Такое «многообразие» воспитывает как бы автоматически, хотя обучающие функции очень осложняются. Потому, важно обеспечивать разнообразие учеников по их способностям в одновозрастных учебных коллективах. Только в такой обстановке сольются воедино учебный и воспитательный процессы, организуемые педагогами. В однообразной обстановке ущербность неизбежна.
Надеюс на скорый и коллективный ответ. ЕВЯ