Волей судьбы пришлось поработать и в городских школах, и в сельских, причём не в "благополучных" классах. Многому научилась, общаясь с детками разных социальных групп, когда, как многие здесь утверждают, невозможно зайти в класс, и, чего греха таить, наркоманы и больные психически дети находятся за партой с обычными школьниками... Вывод один: будь мудрым - ты УЧИТЕЛЬ, будь лояльным -ты УЧИТЕЛЬ, будь на равных с учеником - ты УЧИТЕЛЬ! Если ты УЧИТЕЛЬ, настоящий, а не педагог, читающий мораль, то и с дисциплиной всё получится, т.к. ВАС, УЧИТЕЛЬ, уважает класс, каким бы он ни был!!! А ЛЮБОВЬ и УВАЖЕНИЕ детей заработать сложно, т.к. они чувствуют любую фальш, обман, наигранность...
Книга Кривцова "Учитель и проблемы дисциплины" действительно интересна и полезна как молодым специалистам. так и стажистам. В качестве иллюстрации позвольте привести отрывок из данной книги.
Очень часто причиной «плохого» поведения учеников бывает потребность в особом внимании к себе. Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя «пустым местом», мы хотим ощущать свой вклад в группу, к которой себя причисляем. Однако есть дети, которые своим поведением все время стремятся привлечь внимание и никогда не удовлетворены получаемым вниманием, требуя его все больше и больше. Их «корзинка» никогда не наполняется, в ней как будто дыра и через нее уходит все внимание, которое они получают от окружающих. Ощущая недостаток внимания к себе, ученики придумывают различные выходки, суть которых — демонстративность. Направленное на привлечение внимания поведение проявляется в активной и пассивной формах. Активная форма поведения. Такие ученики имеют свои хитрости, которые можно назвать «механизмами привлечения внимания» (МПВ). Второклассник Сеня имеет тысячу и один такой МПВ: стучит карандашом по парте, вертится и разговаривает, подставляет ножки ребятам у дверей туалета, на уроках корчит рожи и закатывает глаза за спиной учительницы, часто использует слова, которые его учительница узнала только в старших классах, постоянно подзывает учителя и просит помочь себе, как только все получили самостоятельное задание. Его сестра Даша старше, но у нее тоже масса МПВ. Она часто входит в класс, когда урок продолжается уже минут десять, вдруг начинает причесываться во время объяснения нового материала, передает записочки через весь класс и задает учителю вопросы, не относящиеся к теме урока. Активные МПВ действуют беспроигрышно. Такие поступки отвлекают весь класс, учиться и работать становится уже невозможно. И если немедленно не отреагировать, можно потерять контроль над классом. Пассивная форма поведения. В отличие от «активных» детей привлекающие к себе внимание ученики пассивного типа редко «заводят» класс. Опасность с ними подстерегает вас, когда кажется, что класс готов работать. Только вы подумаете: «Слава Богу, все тихо-спокойно. Можно хорошо поработать сегодня», как через несколько мгновений осознаете, что в классе есть несколько тихих саботажников — пассивных нарушителей поведения. Они не отказываются выполнять ваши требования, но… делают все в темпе, который можно назвать «в-час-по-чайной-ложке». Все, что они должны делать, исполняется медленно, потом еще медленнее, еле-еле. Они только успевают открыть тетрадь к тому времени, когда все уже решили три задачи. Вам кажется, что вы «из болота тащите бегемота», и при этом вы знаете, что вне ситуации урока они и реагируют, и действуют совершенно нормально. Исправить «пассивных» труднее, чем «активных». Они часто говорят: «За что вы меня ругаете? Я не делаю ничего плохого!» «Активные» же не могут позволить себе так оправдаться — их выходки слишком вызывающи и заметны. Природа поведения, направленного на привлечение внимания Первая причина. Как ребенок научится получать больше внимания от взрослых, когда он плохо, а не хорошо ведет себя? Еще в раннем детстве ребенок плачет — к нему бегут родители. Он разбил вазу и получил больше внимания, чем за целый день нормального поведения. «Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом, я должен сделать что-то, что они делать запрещают!» — вот что усвоил ребенок. Иногда ребенку получить сердитое внимание лучше, чем не получить никакого. Такая стратегия поведения переносится и в школу. Вот обычная ситуация: Миша тихо и сосредоточенно решает задачу по геометрии, углубившись в тему. Вера громко переговаривается с подругой, сидящей через парту от нее. Как вы думаете, к кому в первую очередь обратится учительница? Вторая причина. Никто не учит ребенка, как попросить внимания в приемлемой манере. Потребность во внимании — базовая психологическая потребность, такая же как еда и питье с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то почему никто не говорит им, как они должны вести себя, когда они «психологически голодны» Третья причина. Чем меньше внимания дома — тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе. Часы у телевизора, формальные вопросы родителей: «Оценки есть?», «Ты поел?», узкий круг общения, одиночество — и проблем с поведением в школе не избежать. Сильные стороны поведения Ученики, демонстрирующие поведение, направленное на привлечение внимания, просто показывают, что они хотят взаимодействовать с учителем, но не знают, как общаться в позитивной манере. Большинство учителей скорее предпочтут иметь дело с такими учениками, чем с теми, кому нет дела ни до чего и ни до кого. Если об этом помнить все время, возможно, наше раздражение и возмущение угаснут. Принципы профилактики Как себя вести, чтобы такие нарушения поведения не возобновлялись? Два главных принципа должны соблюдаться в попытках защититься, предохраниться от поведения, направленного на привлечение внимания. Уделяйте много внимания тем, кто сегодня ведет себя хорошо. В два, три, десять раз больше внимания за хорошее поведение, чем за плохое! Научите своих учеников просто и открыто просить внимания у учителей или класса, когда они в нем особенно нуждаются. Меры педагогического воздействия при поведении, направленном на привлечение внимания. Стратегия 1. Минимизация внимания Это парадоксально: естественным образом реагируя на выходки учеников, целью которых является привлечение внимания, мы как бы даем им положительное подкрепление в виде нашего внимания, закрепляя тем самым их плохое поведение. Они начинают ощущать себя частью учебного процесса, чувствовать принадлежность к группе (классу) только когда получают много замечаний, а наши гневные проповеди и угрозы они воспринимают как вид особого внимания к себе. Зачем же поддерживать с помощью внимания такое поведение, которое нарушает ведение урока и отвлекает других учеников? Стратегия минимизации внимания содержит множество приемов, призванных уменьшить демонстративное поведение, поскольку оно будет оставаться незамеченным. Игнорируйте такое поведение. Часто лучший способ прекратить демонстративное поведение – перестать на него реагировать. «Нет ответа» - значит, цель не достигается с помощью этого действия. Когда ученик ведет себя демонстративно, задайте себе вопрос: «Что будет, если я проигнорирую его выходку?» Если вы ответите себе, что ничего не случится, кроме того, что он лишится вашего внимания, смело применяйте прием игнорирования. Через несколько попыток ученик прекратит вести себя подобным образом Установите зрительный контакт. «Пристально посмотрите на них, — советуют опытные учителя. — Они знают, что они делают. Они знают, что я знаю, что они делают. И они знают, что этот взгляд означает "хватит". Пристальный взгляд (без осуждения) — это все внимание, которое они "выручили" за свою проделку. Никаких слов — только взгляд». Встаньте рядом. Физическое приближение — другой инструмент, помогающий минимизировать поведение, направленное на привлечение внимания. Продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов. Дети начинают понимать, что делают что-то не то, когда учитель стоит так близко. Упоминайте имя ученика. Этот прием позволяет одновременно дать минимум внимания «в награду» за демонстративное поведение и рекомендовать ученику присоединиться к тому, что вы объясняете. Учитель делает это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока. Это может звучать так: «Таким образом, квадрат гипотенузы, Вова, равен сумме…» Или: «Тогда, Игорь, Петр Первый издал указ о…». Эти простые приемы могут быть легко использованы с учениками, часто нарушающими поведение. Пошлите «секретный сигнал». Вы можете использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: «Тсс». Делайте письменные замечания. Если вы знаете, что завтра у вас урок в классе, где будет ученик с поведением, направленным на привлечение внимания, приготовьте заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, престань делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту ученику, когда он «разошелся». Не надо ничего говорить – все написано. Этот прием, конечно, работает с учениками, которые хорошо и быстро читают. Формулируйте «Я-высказывания». Бывают ситуации, когда нервы не выдерживают и просто хочется крикнуть ученику, который заводит класс: «Прекрати немедленно!» Психологи советуют в этих случаях применять «Я-высказывание». Это словесное утверждение дает в специфической форме информацию о нарушении поведения и о том, какое оно производит на вас впечатление. Вот пример: «Катя, когда ты шепчешься с Леной во время моего объяснения, я чувствую сильное раздражение, потому что теряю мысль. Пожалуйста, перестань!» «Я-высказывание» состоит из трех частей: Часть 1. Содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения…» Часть 2. Называет чувства учителя в этот момент: «…я чувствую сильное раздражение…» Часть 3. Описывает эффект от плохого поведения: «…потому что я теряю мысль…» «Я-высказывание» сообщает ученикам только то, что мы чувствуем. Если, используя «Я-высказывание», вы будете искренни на словах и в интонациях, вы сможете подействовать на многих учеников. Стратегия 2. Разрешающее поведение Запретный плод всегда сладок. Это свойство человеческой натуры известно со времен Адама и Евы. Поэтому вторая стратегия заключается не в том, чтобы запретить есть яблоко, а в том, чтобы уничтожить всю прелесть содеянного, объявив яблоко не запретным. Вот конкретные приемы стратегии разрешающего поведения. Стройте урок на основе вопиющего поведения. Вот пример такого урока математики. Ученики четвертого класса помешались на плевках из трубочек. Они не поддавались никаким воспитательным методам. Плевались на уроках и переменах. Тогда учитель математики сказал, что раз они так любят плевки, он собирается учить их математике исключительно на плевках. Он сделал мишень и движущийся контур, начертил на полу зоны, обозначающие разную степень успешности, и велел тщательно записывать результаты своих достижений. Довольно скоро дети больше не хотели и слышать о плевках. Стратегия 3. Поступайте неожиданно! Выключите свет. Это старый испытанный способ, который учителя используют давно. Когда кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым, просто поверните выключатель, подождите тишины несколько минут. Нет необходимости в очередной раз читать обвинительную речь или лекцию о том, что ученики плохо себя ведут, ведь они и сами прекрасно понимают, что нарушают правила поведения. В этой ситуации молчание дает больший эффект, чем громкие слова. Используйте музыкальные инструменты. Учителя музыки часто исполняют аккорд или несколько аккордов на пианино в момент нарушения поведения. Начните говорить тихим голосом. Измените манеру речи. Говорите со стеной или «с портретом Пушкина». Временно прекратите вести урок. Стратегия 4. Отвлеките ученика Никто долго не может делать два дела одновременно. А именно это и происходит, когда ученик плохо ведет себя. Поэтому вы можете просто отвлечь его, сфокусировав его внимание на чем-либо другом. Как это сделать практически? Задавайте прямые вопросы. В критический момент полезно задать ему прямой вопрос: «Роман, какое задание я только что дала?», или: «Миша, что ты думаешь об этой физической проблеме?» Такие вопросы и отвлекают от «плохого» поведения, и направляют внимание ученика на тот урок, на котором он сейчас находится. Измените деятельность. Если сразу много учеников «бесятся», чтобы привлечь ваше внимание, резко измените их деятельность, отвлекая от нарушения поведения. Стратегия 5. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения Стратегия 6. Пересаживайте учеников Ученики, которые нуждаются во внимании, как правило, нуждаются и в аудитории. Когда вы отсаживаете таких учеников от их зрителей, вы лишаете их главной награды, и это заставляет учеников успокаиваться. Есть два приема, подходящих для пересаживания. «Стул размышлений». Некоторые учителя в своем классе ставят специальный «стул размышлений» в отдалении от остального класса (он не должен находиться в поле зрения остальных учеников). Этот стул должен отличаться от остальных. Его можно купить в комиссионке и перекрасить, например, в ярко-красный цвет. Подойдет любой стул, непохожий на остальные. Этот стул — место, где нарушитель может подумать о том, как он будет вести себя по-другому, вернувшись на свое место. Пять минут на этом стуле — достаточное время. Остальной класс должен понимать, что нельзя беспокоить сидящего на «стуле размышлений». Но может быть так, что, когда вы говорите ученику-нарушителю: «Женя, пожалуйста, сядь на стул размышлений», он не идет туда. Это не означает, что плох прием, просто цель ученика другая — власть, а не внимание.
Причина редактирования: "упаковала" в спойлер.
Сообщение отредактировал Ishina - Пятница, 10.08.2012, 18:40
Думаю, здесь можно в спойлер убрать, что и было мной отредактировано.
Quote (Сергеев_ЕВ)
Один совет: хотите, чтобы Ваши посты читали - не пишите слишком много.
Вот с этим согласна. Иногда когда увидишь много "букАв" (с) действительно, вдруг откуда ни возмись лень к чтению появляется (вот зараза, последнее - про меня конкретно). Вы слишком серьезны. Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа. Улыбайтесь! "Тот самый Мюнхгаузен"
Я в этом году закончила универ. И пошла в начальную школу. Директор сказал что возьмет меня с 1 сентября во 2 класс. Я решила поприсутствовать на уроках пока в этом классе, и понабратся опыта. Учительница несколько раз просила провести за неё уроки... И это было ужасно! во-первых, я никак не могла настроить класс на работу. примерно 50\50. причем когда я просила детей отложить например карандаши и слушать ответ др ученика, то они мне отвечали. что тот учитель им разрешает это делать... хотя на её уроках я не замечала токого поведения. Во-вторых, в классе есть 2 гипер активных ученика. которые абсолютно не слушаются и мешают всем окружающим. Например отбирают вещи у одноклассников, не реагируя на мои просьбы вернуть. Когда я попробовала одного из них отсадить на время на отдельно стоящий стул в конце класса, он просто тут же сел на место, объяснив что он не хочет там сидеть, и продолжил баловаться. А недавно он избил мальчика который помогал девочке отбирать у него её вещь.
Добавлено (11.09.2012, 15:59) --------------------------------------------- СООБЩЕНИЕ РАСЦЕНЕНО КАК РЕКЛАМНОЕ. ВСЕ ВОПРОСЫ ПО ПОВОДУ РЕКЛАМЫ ЗАДАВАЙТЕ В ЛИЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ АДМИНИСТРАТОРУ, ЧТО СОБСТВЕННО ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДАННОЙ ФИРМЫ И СДЕЛАЛИ.
С дисциплиной в школе, на уроке, во время воспитательных мероприятий боролся и борется, наверное, каждый учитель.
Вот проклятая дисциплина, как с ней ни борись, она опять тут как тут.
Quote (ШкольнаяКарта)
Всегда найдется хоть 1-2 "сорвиголова", на которых не действует ни один из методов.
Абсолютно верно, в том числе и "мгновенные смс-уведомления на телефон родителя".
Quote (ШкольнаяКарта)
дисциплину школьников можно улучшить благодаря сервису мгновенного смс-уведомления на телефон родителя при любых изменениях в успеваемости школьника в электронном журнале или электронном дневнике,...
С помощью родителей дисциплину установить можно, но надолго ли? И у всех ли учеников адекватные родители? Пожуришь ребеночка, а ему так дома вломят, что свет не мил будет. А есть и такие, кто не обратит и малейшего внимания на учительские ябеды или даже посмеется над ними вместе со своим "сорвиголовой".
Quote (ШкольнаяКарта)
... в том числе и при выставлении оценки за поведение.
Это что-то новове или хорошо забытое старое?
Quote (ШкольнаяКарта)
Тем самым процесс участия родителей в образовании их детей становится более явным, ...
А не виртуальным ли? ЧуднО жаловаться через Инет. Может и "пороть" нарушителей родители тоже будут через сеть. Такая метОда виртуальных наказаний еще не запатентована?
Quote (ШкольнаяКарта)
а школьник лишний раз задумается - стоить ли провоцировать своим поведением учителя и тем самым поставить в известность родителя или нет.
"Сорвиголова" скорее задумается о том, как бы понезаметнее бороться с дисциплиной и провоцировать учителя. А некоторым "сорвиголовам" "пофиг" все инеты и смсы вместе взятые, поскольку их родителям все это тоже "пофиг".
Не лучше ли долго и упорно овладевать приемами обычной педагогики и психологии, обдумывая и анализируя собственный опыт, перенимая опыт успешных коллег, читая умные книги и статьи, организуя своих воспитанников в походах и других интересных РЕАЛЬНЫХ делах, а также привлекая родителей к посильной реальной воспитательной работе в классе? Не лучше ли научиться быть интересным для детей, несмотря на свою строгость и требовательность? *****
Книга Кривцова "Учитель и проблемы дисциплины" действительно интересна и полезна как молодым специалистам. так и стажистам. В качестве иллюстрации позвольте привести отрывок из данной книги.
Марина Васильевна, я хорошо знакома с книгой Кривцовой и сама готовила по ней педсовет и сообщение на МО Господи.. дай мне глаза.. которые видят только хорошее в людях... Сердце.. которое прощает худшее... Память.. которая забывает плохое... И Душу.. которая никогда не теряет Веру.
СООБЩЕНИЕ РАСЦЕНЕНО КАК РЕКЛАМНОЕ. ВСЕ ВОПРОСЫ ПО ПОВОДУ РЕКЛАМЫ ЗАДАВАЙТЕ В ЛИЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ АДМИНИСТРАТОРУ, ЧТО СОБСТВЕННО ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДАННОЙ ФИРМЫ И СДЕЛАЛИ.
СООБЩЕНИЕ РАСЦЕНЕНО КАК РЕКЛАМНОЕ. ВСЕ ВОПРОСЫ ПО ПОВОДУ РЕКЛАМЫ ЗАДАВАЙТЕ В ЛИЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ АДМИНИСТРАТОРУ, ЧТО СОБСТВЕННО ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДАННОЙ ФИРМЫ И СДЕЛАЛИ.
Есть хорошее выражение "Уведомлен, значит вооружен".
Да. Только, по-моему, там не "уведомлен", а "предупрежден". Боюсь, что многие родители не захотят быть уведомлены. Им спокойствие дороже. Они и в дневники детей редко заглядывают, и в интернете читать смс или заходить в личный кабинет не будут. А если быть слишком назойливыми с такими родителями, они еще придут и тебя же чуть ли не обматерят. Я предпочитаю таких твердолобых родителей не беспокоить по пустякам, сами с их чадами потихоньку разбираемся. Жалко будет, если мальчишку из-за ваших смс-ок излупят. Ирина
Сообщение отредактировал Ирина_Евгеньевна - Среда, 12.09.2012, 20:12
Если Вы хотите оставить сообщение на форуме, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.