|
Дата: Понедельник, 26.03.2018, 21:13 | Сообщение #1
|
учитель3389
Начинающий
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Отсутствует
|
Не буду смаковать подробности. Этим уже занимаютсяСМИ. Просто скажу, что произошла жуткая трагедия и прошу принять искренние соболезнования всем, кто потерял близких. Буквально все, от ведущих шоу на телеканалах до простых людей в очередях недоумевают: как такое могло случиться? Почему не сработало то? Почему было закрыто это? И главное - кто виноват? Почему прибыль стала важнее безопасности? Неужели за коррупцию мы начинаем платить своими жизнями? Жизнями своих детей? Я - простой учитель ОБЖ, работающий в обычной школе провинциального города. И у меня есть свой взгляд на эти вопросы, т.к. я очень хорошо вижу, скольких бед можно было бы избежать, если бы люди знали, как себя вести в критической ситуации. Безопасность - главная составляющая нашего существования. Вроде бы банальность, но почему тогда мы особенно остро осознаём это только тогда, когда случается трагедия? Безопасной жизнедеятельности призван учить в школе преподаваемый мной предмет. До прихода в школу моя работа была связана с обслуживанием оборудования на предприятиях повышенной опасности. От неё зависела жизнь и безопасность других людей. Поэтому отношение к данному вопросу у меня нешуточное. За 20 лет работы я твёрдо усвоил, что техника безопасности написана кровью и пренебрежение правилами может привести к трагедии. Обычно, в учительском сообществе, принят такой взгляд: всё зависит от личности учителя. Как себя поставишь с классом, так и буду относиться к предмету. И я готов почти согласиться, но... Получить на мизерные зарплаты десятки тысяч харизматичных и красноречивых учителей ОБЖ в ближайшее время нашей системе образования вряд ли удастся. А безопасность нашим детям нужна была ещё вчера. И только ли дело в личности учителя? К великому моему сожалению транслировать своё отношение в школе крайне трудно. ОБЖ - предмет, который стоит едва ли не на самой нижней ступени в системе обучения. Думаю, что ни для кого не открою секрет: в школе к ОБЖ отношение, мягко говоря, как к лишнему предмету. Причём не только у учеников, но и у коллег, и у администрации. С какого урока можно забрать на репетицию? Какие уроки в расписании ставят так, чтобы опоздавший или сбежавший с них ученик ничего не потерял? У кого из учителей нет своего кабинета в школе? А если и есть, то оборудуется он по остаточному принципу? Итогом такого отношения является то, что мы из года в год получаем в ряды нашего общества молодых людей, которые наплевательски относятся не только к чьей-то, но и к своей безопасности. Именно они вырастают в хозяев «Хромой лошади» и «Зимней вишни». Именно они, спустя годы, начинают работать охранниками, отключающими систему оповещения о пожаре. Это они забегая в кинозал горящего развлекательного центра хватают своего ребёнка и убегают, не сказав ни слова остальным детям... А ведь на уроках ОБЖ всё это должно обсуждаться и впитываться, дети должны этим проникаться до мозга костей, но... И вот тут опять натыкаемся на личность учителя! Если не усваивают дети - значит виноват только он! Всем, кто разделяет эту точку зрения я бы посоветовал либо приберечь её для воспитания собственных детей, либо пойти и попробовать преподавать ОБЖ в школу. У меня в институте был преподаватель по охране труда с монотонным, неприятным голосом, от которого очень хотелось спать. О харизме - и речи не было. Что греха таить: охрана труда - один из скучнейших предметов. Но мы его знали! У меня стоит «отлично» в институтском дипломе по данной скучной дисциплине! И я до сих пор могу составить план эвакуации или разработать нормы безопасности рабочего места, хотя это не моя профессия. И в моей будущей работе отношение к безопасности, заложенное ВУЗе (в школах тогда не было ОБЖ) сыграло самую положительную роль. Почему? Да потому, что система контроля полученных знаний была такова, что не сдав этот скучный предмет можно было вылететь из института без диплом! И кафедра «Охраны труда» в нашем ВУЗе была самой несговорчивой. Работали на ней повидавшие виды дедушки-ветераны, которые прекрасно понимали, чем могут быть чреваты липовые зачёты. Совсем по-другому дело обстоит в школе. Да, напрямую никто не указывает учителю ОБЖ, что и кому ставить. Но если он вдруг поставит отличнику «три» за нерадивое отношение, то предстоит, как минимум, неприятный разговор с классным руководителем, директором, родителями. Будет объясняться, что «онижедети», что они вырастут и всё поймут, а пока не нужно портить аттестат. А ведь есть такие ученики, которые демонстративно ничего не делают на уроках, учителя не слушают, учебник не читают и к предмету относятся, как возможности передохнуть между уроками. И у учителя нет никаких механизмов повлиять на ситуацию. Поставить два в четверти - себе дороже. Поэтому тройку получит даже самый законченный разгильдяй. А экзамена по ОБЖ нет. Не важный предмет... Таким образом ещё со школьной скамьи в нашем обществе формируется отношение к правилам безопасности, как к чему-то формальному, малозначимому. Отсюда и зацеперы, отсюда и руферы, отсюда и ездоки по тротуарам, и просто наплевательски относящиеся к своим обязанностям. Что делать в этих условиях? Как сформировать культуру соблюдения основ безопасности жизнедеятельности? На самом деле очень просто! Нужно ввести госэкзамен по ОБЖ, сделать его исключительно устным, обязательным для всех! И отвечать ученик должен не перед слезливой классной руководительницей, а перед почтенной комиссией. Не сдал ОБЖ - не можешь сдавать другое! Зачем нам химики, не знающие о последствиях вреда беспечного применения химических веществ? Зачем нам инженеры, не понимающие, какой вред может принести техника? Зачем гуманитарии не сознающие ценность человеческой жизни? Зачем военные не понимающие, что армия - это прежде всего защита Родины, а не хорошая зарплата и пенсия в 45? Безусловно, одних знаний правил техники безопасности и поведения в экстремальных ситуациях недостаточно. Ведь помимо них ОБЖ призван воспитывать неравнодушного, ответственного человека, хорошо понимающего, какие последствия может повлечь халатное отношение к безопасности. А для этого школе нужно вернуть воспитательную функцию. В последнее время «Министерство образования и науки» начало что-то подозревать и пытается предпринять робкие шаги в этом направлении. Доступно только для пользователей Достаточно ли будет этих мер? Если нет, то трагедии, подобные «Зимней вишне» будут продолжаться, сколько бы государство не боролось с коррупцией.
Сообщение отредактировал Сергеев_ЕВ - Среда, 28.03.2018, 20:38
|
|
|
|
|
Дата: Понедельник, 26.03.2018, 22:50 | Сообщение #2
|
iyugov
Владыка слова
Группа: Друзья
Сообщений: 1433
Статус: Отсутствует
|
Цитата учитель3389 ( ) Достаточно ли будет этих мер? Не уверен, что знания из учебника помогут пятиклассникам выбивать запертые двери кинозала.
|
|
|
|
|
Дата: Среда, 28.03.2018, 20:53 | Сообщение #3
|
Сергеев_ЕВ
Модератор форума
Группа: Модераторы
Сообщений: 3177
Статус: Отсутствует
|
Всё правильно написали, Дмитрий Валериевич, и про отношение к ОБЖ со стороны учеников, и про него же со стороны коллег. Более того, думаю, не ошибусь, если скажу, что отношение к ОБЖ со стороны самих ОБЖистов не намного лучше (это я говорю как бывший ОБЖист). Почему так? Да потому, что напихали в этот предмет всё, что должен знать ученик, так сказать, "по жизни", но, по какой-то причине, не поместившееся в другие дисциплины. Вот и получилось, что ОБЖ - предмет обо всём на свете и ни о чём конкретно...
Львиную долю навыков безопасного поведения ученик должен получать не на скучных уроках, а в игровой форме ещё в начальной школе, детском саду и в семье. А то, что вы предлагаете - это, конечно, радикализм...
Окажу помощь в создании и администрировании учительских сайтов в системе uCoz
|
|
|
|