|
Дата: Суббота, 05.11.2016, 21:59 | Сообщение #1
|
prediger
Зачастивший
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Статус: Отсутствует
|
Территорию между реками Евфрат и Тигр древние евреи называли Сеннаар (т.е., Двуречье), упоминается в Библии, в Ветхом Завете, а древние греки - Месопотамией (т.е. Междуречье). Двуречье - это впадина, зажатая между каменистой сирийской пустыней на западе и Персидскими горами на востоке.Много тысяч лет назад морской залив (который теперь называется Персидским) вдавался глубоко в материк вплоть до территории севернее современного Багдада.Только в сравнительно поздний период человеческой истории соленая морская вода уступила место суше в результате речных наносов. Море оттеснялось с севера к югу отложениями Евфрата и Тигра. На юге относительно малые, но бурные горные реки, стекающие с Персидских гор, несли не меньше ила, чем Евфрат и Тигр. На юге, ближе к морю, образовалась отмель, которая замедлила течение Тигра и Евфрата настолько, что переносимый этими большими реками ил начал оседать с внутренней стороны отмели. .Часть залива севернее отмели превратилась в закрытую водную лагуну. Постепенно реки сделали воду лагуны пресной, а выносимый ими ил начал распределяться более равномерно, поднимая дно лагуны. Первые полоски земли появились на севере и у южной преграды, а между ними оставалось заболоченное пространство с небольшими островками. Со временем это болото высохло, и на месте залива образовалась плодородная ровная долина, где текли реки вровень с берегами. Не удивительно, что свидетели этого "оттеснения" вод создали миф, который позднее перекочевал в Библию. В Библии, в книге Бытия читаем:"И сказал Бог "Пусть воды небесные соберутся в одном месте, а твердь в другом. И стало так...И земля породила изобильные травы и злаки всех родов и деревья, плодоносящие своими семенами ".
Первые поселенцы прибыли в южную Месопотамию в малоизвестные нам доисторические времена.Здесь жили люди уже в эпоху неолита.
При раскопках в районе арабской деревни Эл-Обейда (1922-1934, руководил раскопками английский археолог Вулли) под 14-меровым слоем бытового мусора рабочие наткнулись на твердый, слежавшийся пласт ила и глины в 2,5 метра, нанесенного сюда когда-то водой и, что поразительно, лишенного каких бы то ни было следов присутствия человека.Под пластом найдены остатки мазанок, сделанных из камыша, обмазанного илом, найдены горшки, слепленные вручную без гончарного круга, мотыги, топоры из шлифованного камня, глиняные серпы, обожженные на огне, каменные гнезда, в которых на осях вращались двери жилищ, рыболовные крючки. Жители селения разводили домашних животных, занимались сельским хозяйством и рыболовством. До сих пор неясно, кто по происхождению были эти люди. Ученые предполагают, что это были семитские племена аккадцев, которые позднее перешли в северную часть Месопотамии, где создали собственные государства-города. Над пластом найдены остатки совершенно отличной культуры с посудой, сделанной на гончарном круге. Наличе толстого слоя глины можно объяснит только одним: наводнение. Чтобы мог возникнуть такой толстый пласт ила и глины, вода должна была долго стоять на высоте без малого восьми метров.При таком уровне воды вся страна, от пустыни Ирака до предгорий Элама и от древнейшего Вавилона до Персидского залива, стала жертвой наводнения. Вода затопила все деревн игорода за исключением тех, что лежали на очень высоких холмах. Хотя шумерские и древнееврейске хроники говорят о всемирном потопе, наводнение являлось локальным бедствием в бассейне Тигра и Ефрата, распространившемся на территории празмерами 650 на 150 километров. Но для жителей бассейна наводнение означало всемирный потоп, которым грозный бог покарал грешных людей.
Наводнение объяснило загадку неожиданного исчезновения посуды, слепленной вручную и украшенной своеобразным орнаментом, которая - это показывают раскопки - была когда-то распространена по всей Месопотамии. Племена, изготовлявшие такую посуду, погибли во время наводнения, а малочисленные уцелевшие группки людей были далеко отброшены назад в своем развитии и вели нищенское существование первобытных людей. Земли, некогда столь плодородные, превратились в болота, селения снесла вода, а домашние животные погибли все до одного. Цивилизация этих неизвестных племен, уничтоженных стхией, уже никогда не смогла возродиться.
В конце V тысячелетия до н. э. на территории между реками Евфрат и Тигр в южной части страны появились шумерийцы. Раскопки говорят о том, что они пришли сюда мирно и постепенно смешались с местными жителями. Неизвестно, откуда они пришли в низовья Тигра и Евфрат. Эта земля не могла быть их родиной уже потому, что возникла на их глазах и при их активном участии.Шумерийцы уже были знакомы со скотоводством, земледелием и металлом. Они первыми приручили быка и научились добывать и плавить металл.Об этом свидетельствуют шумерийские слова "нгуд" - "бык" и "уруду" - медь, заимствованные многими языками мира (древнерусское "говядо",отсюда "говядина"; во многих славянских языках -"руда"). Шумерийцы были прекрасными земледельцами. Они построили широкую сеть каналов для осушения топей и сохранения воды на период засухи. Они обрабатывали каждый кусочек плодородной почвы, едва он поднимлася над водой. Благодаря шумерийским земледельцам значително повысилось плодородие месопотамской земли. Документы (глинянные таблички), относящиеся к 2500 году до н.э., сообщают, что ячменные поля давали в среднем 66-кратные урожаи. Древнегреческий историк Геродот пишет, что там собирали в 200 раз больше, чем посеяли. Римский писатель Плиний старший утверждает, что урожаи там снимались два раза в год, а стерня служила пастбищем для овец.
В третьем тысячелетии до нашей эры Месопотамия была уже очень многолюдной страной. Об этом свидетельствуют многочисленные города с местными правителями, культами, храмами, правительствами. В южной части Междуречья города были шумерийскими, в северной части - семитическими. Процесс образования городов сопровождался процессом тесного взаимодействия этих двух элементов населения. Нам известны древнейшие шумерийские города: на юге Сеннаара, у моря - город Эриду с культом бога воды и бездны Эа, с храмом бога Эа (остатки храма обнаружены в 1855 г н.э.). Выше на западном берегу Евфрата расположен знаменитый библейский Ур (обнаружен в 1854 г н.э.), центр бога луны Энзу (Сина), родина Авраама по Библии. В Уре найдены храм и множество клинописных глиняных табличек. Еще севернее лежали библейские Эрех (Урук) с его знаменитым храмом богини Нана-Иштар и древними гробницами, и Элласар (Ларса), центр культа бога солнца Баб-бара (Шамаша); Ниппур, город бога Энлиля; в низовьях Тигра находился город Ширпурла (Лагаш), один из древнейших центров культуры и государственности; к северо-западу от Лагаша - Умма и Шуруппак, в котором обнаружены древнейшие доисторические памятники шумеров и древние гробницы;Киш с его храмом Хар-саг-Каламма; Сиппар и Аккад - города бога солнца Шамаша с храмом Э-баббара "Дом Лучезарного".
Далее идут ассирийские города по Тигру, вероятно, уже чисто семитического происхождения,возикшие позже предыдущих:Ассур (Ашшур), Калах(Калху) и Ниневия. В собственной Месопотамии нам известен древний семитический центр вавилонской культуры - град бога Сина (солнца), известный в библии Харран, игравший видную роль в жизнеописаниях библейских патриархов, где он стоит в связи сюжным городом Уром. Харран имел влияние на развитие ассирийской и хеттской (митанни) кульрур. До самых последних времен он был оплотом язычества и еще в XI веке новой эры, уже под арабским владычеством, здесь служили богу Сину, так наз. Сабии, представлявшие пережиток вавилонско-арамейского язычества.В лице Харрана древне-восточный мир пережил византийское господство и дожил почти до татаро-монгольского нашествия. Важность Харрана и его особая роль объясняются тем, что он лежал на пересечении торговых путей от Средиземного моря в Вавилонию, Мидию,Малую Азию и Армению, отсюда имя его ("Дорога").
Харран был самым западным древним пунктом вавилонской культуры, самым восточным являются знаменитые Сузы (Шушан), столица Элама, потом Персии.
( Этот текст написан не мною. Он дословно заимствован из трех книг: 1.Зенон Косидовский, Когда солнце было богом. М.: Наука, 1968; 2. Л.Вулли. Ур халдеев. Издательство восточной литературы,М., 1961.3. Б.А.Тураев.История древнего Востока, Огиз* Соцэкгиз, Ленинград, 1936. Карта заимствована из книги Л. Линин, А. Белов. Глиняные книги. л.: Детгиз, 1956. Я вставил несколько слов, чтобы связать тексты из этих книг - Prediger)
Сообщение отредактировал prediger - Суббота, 05.11.2016, 22:24
|
|
|
|
|
Дата: Вторник, 13.12.2016, 14:58 | Сообщение #3
|
prediger
Зачастивший
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Статус: Отсутствует
|
(Продолжение. Начало в сообщении 1)
Каждый город имел своего правителя. Правители титулуют себя "исак" или "патеси", реже "лугаль" (шумерийское). Первое означает "старшина, закладывающий в стену храма или дворца при основании их таблетку со своим именем"; лугаль значит "великий человек" и соответствует семитическому "шарру", "царь", оно прилагается к самостоятельному государю, гегемону обширного царства; первое носят большей частью князья городов, находившихся в зависимости от лугаля. Правители непрерывно вели междоусобные войны, захватывая друг у друга лучшие земли, навязывая соперникам свое господство. Найдены клинописные списки династий древних правителей городов. Сохранились также плитки, на которых записаны деяния правителей. Так упоминается патеси Киша Утуг (примерно около 3200 г до н.э.; годы, указанные здесь и ниже - приблизителны; точная хронология может быть установлена для первого тысячелетия до н.э.). Месилим, царь Киша,- первый известный нам по памятникам объединитель городов в Южном Двуречьи (около 3100 г до н.э.). Он победил Эсара, царя Адаба, поставил в зависимость от Киша Лагаш и Умму. Позднее цари Лагаша освободились от этой зависимости. Царь Лагаша Урнина (около 3000 г) оставил плитки с надписями и примитивными изображениями, на которых представлены он сам, его многочисленные дети, визирь и слуга при церемонии закладки храма. Царь сам несет на голове корзины с кирпичами для храма. Надписи Урнины повествуют о постройках, сооружении каналов, дарах святилищам и т.п. Лес для построек этот царь получал из горных стран. Вокруг его сооружений найдены обуглившиеся остатки кедровых столбов. При внуке Урнины Эаннатуме Лагаш достиг высшей степени могущества и процветания. Эаннатума подчинил себе Ур, Урук, Ларсу и Эриду, и в благодарность за это пожертвовал в храм своей богини Инины камень с надписью об этом и заклятиями относително его неприкосновенности; он говорит: "да не овладеет им царь Киша". Но царь Киша не забыл о своих верховных правах и, обеспокоенный успехами Эаннатумы, направляет против него своего вассала Уша, исака города Умма. Эаннатума нанес ему страшное поражение, в котором пало, по его словам, 3600 неприятелей. До нас дошли барельефы, представляющие победный памятник над Умма. На лицевой стороне барельефа представлен бог Нингирсу, держащий сеть с убитыми врагами, сзади царь со своей фалангой; ниже поле битвы, усеянное трупами врагов, к которым подбираются хищные птицы; еще ниже - сцены погребения убитых, жертвоприношения и заклания пленных. Жители Умма и преемник Уша Энакалли дали клятву никогда не вторгаться в область Лагаша и платить богам Лагаша дань зерновым хлебом. После этой победы была расправа с Кишем и его союзником Зузу, царем Описа. На сохранившейся плитке написано: "Киш был разбит наголову, царь Описа прогнан в свою страну... Богиня Иннина пожаловала Эаннатуме патесиат в Лагаше и царство в Кише". <br / Этот текст написан не мною. Он дословно заимствован из двух книг: 1.Зенон Косидовский, Когда солнце было богом. М.: Наука, 1968;.2. Б.А.Тураев.История древнего Востока, т. 1. Огиз* Соцэкгиз, Ленинград, 1936. Я вставил несколько слов, чтобы связать тексты из этих книг - Prediger)
Добавлено (07.12.2016, 18:20) --------------------------------------------- Продолжение. Начало в сообщениях 1 и 3.
После смерти Эаннатумы сын Эанакалли Урлумма вторгается в область Лагаша при исаке Энаннатуме I, но преемник последнего Энтемена наносит ему поражение. Энтемена вторгается сам в Умму, назначает в Умма по своему выбору исаком жреца Или, с помощью которого приводит в порядок водные сооружения. Власть Энтамены простиралась на Ур, Эриду, где он строил храм, Ниппур, гле он устроил водопровод. При нем было отражено нашествие эламитов. После него Лагаш приходит в упадок. От его преемников Энаннатума II, Энетарзи,Энлитарзи, Люгальанды до нас дошли тысячи клинописных табличек с хозяйственными записями,но почти отсутствуют царские документы военного и строительного характера. Население было истощено войнами, постройками державных исаков, обременено налогами, выросли злоупотребления властью. Наконец, Люгальанда был лишен власти узурпатором Урука Урукагиной (около 2800 г до н.э.), который пытался опереться на сельское население и реформами возродить царство к новой жизни. Все это Уракагина, принявший титул царя, выражает фразой "Было рабство в стране". В строительных документах он часто говорит о своих законодательных мерах по смягчению нравов, по облегчению экономических и других тягостей населения. Он стеснил произвол жрецов и чиновников и старался обеспечить для "бедных" правосудие и законность, а также вернул богам их земли, захваченные двором и жрецами. Его называли добрым "царем Нингирсу", его документы заслужили имя "хартий вольности": Сохранились таблички с текстом: "...Издревле при кораблях были надсмотрщики, при овцах - надсмотрщики, при рыбаках - надсмотрщики... Быки богов употреблялись для орошения полей, пожалованных исаку; лучшее поле богов отдавали друзьям исака. Ослов, быков брали жрецы... одежды, бронзу, птицу они брали как повинность. Жрец в саду бедняка присваивал себе деревья, жал плоды. Когда погребался покойник, жрец брал себе его питье и его пищу.7 сосудов сикера, 420 хлебов и 120 мер зерна, одежду...постель... Во всех пределах области бога Нингирсу, до самого моря, были надсмотрщики. Когда подданный царя на высокогорном поле копал себе колодец, поселился у него чиновник... Тогда господствовало рабство. Когда же Нингирсу,воин Энлиля, даровал Уракагине царство над Лагашем и дал ему власть над 10 сарами людей, он восстановил древние постановления и вернул стране слово,изреченное его царем Нингирсу. Он удалил надсмотрщиков. Никакой жрец уже не входит в сад бедняка. Если у подданного царя родится хороший осел, и его начальник скажет ему: "я хочу его у тебя купить", то пусть его не преследует начальник.. (То же самое о доме подданного, расположенного вблизи дома начальника)... Он избавил чад Лагаша от грабежа и убийства... и водворил свободу. Вдове и сироте не творил неправды сильный. С Нингирсу заключил Урукагина этот договор... Если кто-либо покупал овцу и она оказывалась хорошей, у него ее отнимали земледельцы, приносившие во двор овцу для стрижки: если она оказывалась белой, представляли шерсть во дворец, а если нет, платили 5 сиклей... Когда сын бедняка устраивал себе рыбный садок, у него отнимали рыб. Если муж отпускал жену, исак взыскивал с него 5 сиклей, а визирь - для себя 1 сикль (то же и при "выливания елея при гадания"). Теперь исак, визирь и прорицатель больше не берут." В войне с Умма Урукагина вначале был счастлив, но сохранившаяся глиняная табличка сообщает, что конец его был трагический. Автор таблички, вероятно, чиновник-патриот, излил в ней свою скорбь по поводу страшного несчастья, постигшего его город: "Люди Умма бросили огонь в Эникалу, подожгли (храм) Анташурра, унесли серебро и драгоценные камни, потопили в крови дворец Тираш, в храме Абзибанда, в святилищах Энлиля и Баб-Бара они пролили кровь ... (идет длинный перечень разгромленных, сожженных и разграбленных храмов и других зданий), унесли зерно с Гинарбаниру, поля бога Нингирсу, которое было обработано. Люди Умма, опустошив Лагаш, согрешили против Нингирсу. Могущество, пришедшее к ним, будет у них отнято. Царь Гирсу Урукагина не грешен в этом. Что же касается Лугальзаггиси, патеси Умма, то пусть его богиня Нисаба несет на своей главе бремя греха сего." (Любопытно, что автором таблички "бремя греха" возлагается не на патеси города Умма, а на богиню города, поскольку Лугальзаггиси является "чадом Нисабы"- Prediger) Лугальзаггиси был выдающимся царем-завоевателем. Он подчинил Ларсу, Ур и Эрех и сделал его центром своей державы, поместив в своей титулатуре на первом месте "царь Эреха", и принял титул "царь страны и исак чужих земель"\,. В Ниппуре найдены его надписи на каменных сосудах: "Лугальзаггиси, царь Урука, царь земли, жрец бога Ану, служитель Нисабы, сына Укуша, исака Умма...Энлиль, владыка мира, дал ему царство страны (Шумера). Он покорил его силе земли, и он овладел от Востока до Запада, он уравнял ему путь от Верхнего (Средиземного) моря до Нижнего моря через Тигр и Евфрат". Шумерийцы создали крупную передне-азиатскую державу; хотя она была эфемерна, и едва ли пережила своего основателя, но Лугальзаггиси проложил путь для послеующих сеннаарских, эламских и ассирийских завоевателей. С тех пор в их сознание вошло стремление к Средиземному морю и к господству над всей Передней Азией. <br / Этот текст составлен из фрагментов, заимствованных из книги "Б.А.Тураев.История древнего Востока, Огиз* Соцэкгиз, Ленинград, 1936". Я вставил несколько слов, чтобы связать эти фрагменты - Prediger)
Добавлено (13.12.2016, 14:58) ---------------------------------------------<br / Продолжение.)
Обильный материал, доставленный нам древними Лагашем и Ниппуром, дал возможность выяснить в общих чертах судьбы шумерийского Сеннаара на заре истории и проследить попытки образования из Вавилонии больших империй. Масса сведений о культурном и экономическом состоянии страны содержится огромном количестве клинописных документов, найденных в царских архивах.
В идее древний Сеннаар был единым государством с богом Энлилем во главе. Энлиль, сын верховного бога Ану, бог гор и ветра, "владыка горных стран",а потом вообще стран, и даже неба и земли, отец богов, обитает не только на горах Востока, родины своего народа, но и среди него, в священном граде Ниппуре, где храм его является настоящим средоточием вселенной. По его повелению Эннатаум "набросил великую его сеть на Умма и насыпал могильные холмы"; по его завету и пред его лицом разрешаются пограничные споры и скрепляются договоры. Цари и исаки (патеси) жертвуют в его храм от своей добычи и своего избытка. Трудно сказать, был ли когда-нибудь Ниппур местом светского царства, может быть даже стоявшего во главе Сеннаара; в доступный нашему изучению период Ниппур был только нейтральным пунктом, столицей восседавшего на высокой храмовой башне, называвшейся по шумерийски "экур", а по семитически "зиккурат"(вершина горы), бога.
Подобным же образом и другие боги были тесно связаны со своими городами и областями: они были их идеальными царями, владетелями их территорий.Так, Нингирсу и его супруга Бау были хозяевами Ширпурлы-Лагаша, Нисаба - его соперника Умма, Энки (потом Эа) - Эриду, Энзу (потом Син) - Ура и т.п. Государственные акти возводились к богам. Так, "по непреложному слову Энлиля, владыки земель, отца богов, Нингирсу и бог г. Умма устроили разграничение, и Месилим... поставил пограничный камень" ... "По прямому слову Нингирсу, воина Энлиля, начата война с Умма".Завоевания царей расширяют область их богов, поругание святынь враждебного города падает на главу богов победоносного города.Местный характер богов,впрочем,не препятствует их почитанию по всей стране, и в каждом городе мы встречаем пантеоны с Энлилем, а затем с местным богом во главе.Религия проникла во все стороны жизни.Почти все имена указывают на религиозные чувства дававших их, например, "Энлиль - моя защита, "вблизи Бау - жизнь", "Баббар - мой отец" и т.п. У каждого есть свой бог-покровитель, изображаемый на его цилиндре-печати подводящим его к какому-либо великому богу;кроме того еще существуют группы вестников божества, так называемые "утукку" и "ламассу", крылатые гении, сообщающие их волю.Впрочем,боги могут сообщать ее и непосредственно - в сонных видениях и оракулах, например, в Эриду в шелесте тростника вещал бог бездны и воды Энки. Молитвы и жертвы приносились не только лично, но для остоянного общения с божеством в храмы ставились в молитвенной позе статуи, представляющие жертвователя перед богом даже после его смерти; самые имена этих статуй знаменательны, например, "Да продолжит мать бога мою жизнь". "Да будет мне жизнь наградой" и т.д.Подобные имена носили и другие жертвуемые предметы, например, на одном мелком предмете читаем название "Нингирсу возглашает в храме Урук Уракагине благие слова вместе с Бау". Жертвоприношения были большей частью бескровные, главным образом, растительные, и совершались в честь как великих богов, так и покровителей каналов, местностей, в честь статуй и даже музыкальных инструментов. Цари и исаки (патеси) были избранниками и ставленниками богов, которые оракулом "провозглашали их имена" и находлись с ними в близких отношениях.Так, "Энтемена, исак (патеси) Лагаша, получил жизнь от Энлиля, наделен разумом от Энки, избран сердцем Нины"; "Эннатум, царь Лагаша, одарен силою от Энлиля, вскормлен священным молоком богини Нинхарсаг,наречен благим именем Нинниной". Лугальзаггиси именует себя тем, "на кого благосклонно воззрел Ану, чье имя провозгласил Баббар", "чадом Нисабы вскормленным священным молоком Нинхарсаг, воспитанником владычицы Урука" ...Таким образом, царями усваивается божественная премудрость и даже делаются шаги к признанию их физической близости к богам, но пока это еще символическая риторика, и государи продолжают считаться лишь наместниками идеального царя-бога. Царей окружает многочисленный двор и широко развившийся класс чиновников, не говоря уже о могущественных жрецах. Документы сообщают нам множество бюрократических и иерархических терминов, не всегда для нас понятных.Во главе управления стоит "нубанда", сб. "меньший по отношению к царю человек. Царицы пользовались большим влиянием. От жены Лугальанды, Карнамтарры, и от жены Уракагина, Шагщаг, до нас дошли архивные документы, скрепленные их именами, что не может не указывать на их значительную роль в управлении царским хозяйством. Вообще, положение женщины в эту эпоху было вполне почетным. Она является свидетельницей в контрактах, приобретает и отчуждает собственность и т.п. По-видимому, в принципе брак был моногамный, хотя развод для мужа был легкий и сопряжен лишь с уплатой денег - злоупотребление, уничтоженное, равно как и полиандрия, Уракагиной. В Уруке и Ниппуре были найдены глинянные таблички с фрагментами шумерийского свода законов. Некоторые параграфы касаются вопроса о возмещении за баржу, данную в наем и потерпевшую крушение. Законы устанавливают возмещение за быка, сданного в наем и погибшего или от льва, или вследствие небрежности нанимателя, рассматриваются условия аренды сада, возмещение за срубленное в саду дерево, устанавливается штраф за вторжение в чужой сад.Отдельные статьи предусматривают ответственность пастуха, постановления о лицах, укрывающих беглых рабов. Законы регулировали вопрос об усыновлении, о похищении девушки из дома родителей (в зависмости от обстоятельств, похититель мог загладить свою вину женитьбой. или карался смертью). Население Ширпурлы-Лагаша насчитыало "10 сар" (36 000 человек). Основная часть населения - сельское, его главные занятия - скотоводство и земледелие.Цари и патеси вели обширное хозяйство и отличались от своих подданных лишь размером своих владений и стад; земля принадлехала не им, а богу, и они не были единственными ее фактическими собственниками Вся область была покрыта фермами и поместьями, размеры котрых колебались межде 9 и 45 десятинами (1 десятина = 1,086 га - Prediger). Лугальанда владел 147 десятинами, его жена - 60 десятинами, что вместе составляло 1/725 всей площади территории Лагаша. Земли царя и царицы,принадлежность которых богу подчеркивалась, распределалась также для пользования разным лицам. Урукагина распределял для обработки 30 десятин, из которых 18 были годны к посеву, 10 представляли сплошное болото, а остальное являлось солончаками и было занято поселениями - между шестью лицами, в том числе, женой Уракагины Шамшаг. Подчеркивалась принадлежность земли богине Бау. Принадлежащая Бау и управляемая Шагшаг площадь в несколько квадратных сажен управляющий Эпиггаль распределил шестнадцати лицам, и прежде всего себе. Такие ничтожные наделы указывают на интенсивность хозяйства,доходность земли (известно,что она давала до сам-52) (в 52 раза больше посеянного - Prediger), а также развитие садоводства и огородничества, о которых у нас имеются сведения: выращивались лук, огурцы; площадь дворцовых огородов доходила до 5 875 кв. м. Продуктами земледелия, особенно зерновым хлебом, платилось жалование, делались взносы и даже взималась дань с побежденных соседей. Центральное положение сельского хозяйства в жизни отразилось в названиях месяцев. Почти все названия месяцев связаны с хозяйством, например, "месяц, когда все заняты жатвой" (4-й), "месяц праздника Нины, когда едят хлеб"(6-й), "месяц, когда быки работают" (7-й), "месяц шерсти" (9-й), и т.п. Новый год (Загмук, день брака Нингирсу и Бау), кажется, также стоял в связи с началом полевых работ весной. В 5-м месяце торжественно празновался конец жатвы и сбора плодов, когда богам приносились начатки. Сельские занятия не были единственными. В Лагаше процветали всякого рода ремесла. Двор правителя и храмы требовали большого количества мастеров.Здесь и столяры, и плотники, и кожевенники, и скульпторы, и литейщики, и ювелиры и т.п. Найдены шумерийская скульптурная голова, стелла Коршунов,которая представляет собой победный памятник. На передней стороне памятника художник изобразил городского бога-покровителя, держащего сетчатый мешок с убитыми врагами и государственный герб - одноголового геральдического орла, и только на оборотной стороне он представил земного государя и его победу. Интересны изделия из меди, особенно головы быков и фигуры женщин, а также сосуды из камня и серебра, нередко со сложными изображениями, особенно изящная ваза, пожертвованная Энтеменой богу Нингирсу с изображением того же герба Ширпурлы, орла, уцепившегося лапами за спины львов. Раскопаны остатки царского дворца. На некоторых барельефах изображены музыканты и их инструментов: тимпана, лиры. арфы. Для пояснения, при изображении игры на тимпане, помещена фигура гения с головой барана, указывающая на силу удара; при изображении игры на арфе омещалась на резонаторе фигура быка для указания на характер звука.
Сообщение отредактировал prediger - Вторник, 13.12.2016, 15:06
|
|
|
|