|
Дата: Суббота, 10.11.2012, 21:15 | Сообщение #1
|
prediger
Зачастивший
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Статус: Отсутствует
|
Мой внук стал первоклассником, по какому случаю в школе ему был вручен "Букварь. Мой первый учебник"; авторы - Соловейчик М.С.,Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М., Курлыгина О.Е. - профессор и три доцента педагогических университетов Москвы и Шуи (как я выяснил, наведя справки в интернете). Букварь издан в Смоленске ассоциацией XXI век, 2011, 110 стр.
Букварь произвел на меня такое сильное, более того, ошеломляющее впечатление, что я не могу не поделиться с родителями, бабушками, дедушками первоклассников и, естественно, с учителями начальной школы.
Определю, с каких позиций я буду оценивать "Букварь 2011". По моему мнению, основная задача букваря - научить детей читать, читать достаточно бегло и понимать прочитанное. Это совершенно необходимо, чтобы успешно учиться в школе и, в частности, читать учебники по другим предметам. Если ученик не умеет бегло читать, его отставание в учебе гарантируется. Поэтому задержки с чтением весьма нежелательны.
Для сравнения беру Букварь. Коллектив авторов. Изд-во "Просвещение", 1970, 104 стр. - "Букварь 1970". Когда внуку исполнился год, мы приклеили к шкафу плакат с азбукой (А с арбузом, Б с барабаном и т.д.). Внук учился говорить, спрашивал, что на плакате, и к двум с половиной годам знал все буквы. Потом мы подсунули ему Букварь 1970, по которому училась его мама. Обнаружив букварь, внук проявил к нему интерес. Естественно, интерес поддерживался старшими, но импульс, желание прочесть было порождено букварем.
Нахожу, что букварь 1970 обладает несомненными методическими достоинствами: ребенок не может не заметить, что слова делятся на слоги, причем в текстах он видит сначала слова только из двух слогов, потом из трех, потом разделение на слоги исчезает; выделяются звуки гласные и согласные, и очень грамотно (! - об этом ниже) вводится понятие об ударных слогах.
Обратимся к страницам букваря 2011.
Тема "Слог" представлена на страницах 26 - 27 букваря: на странице 26 картинки с бегунами, лыжниками и футболистами; на странице 27 набор условных обозначений. И ни одного слова (кроме названия темы, но и там условное обозначение - звездочка, что означает "не читай, если не умеешь").
Теме "Звуки гласные и согласные" уделены страницы 36 - 38. Здесь также ни единого слова, кроме заголовка со звездочкой. Вместо слов комбинации квадратиков, прямоугольничков и рисунки с насекомыми, животными и индустриальными объектами. Здесь разве что гусь кричит "га-га-га" , но это скорее к теме слог.
Тема "Ударные и безударные гласные" заявлена на страницах 40 - 43. Здесь все те же комбинации квадратиков и прямоугольников и ни единого слова и даже буквы.
Посмотрите и ответьте, может ли семилетний ребенок самостоятельно хоть что-нибудь понять по этим страницам? Разве только то, что эти квадратики можно раскрасить. Мам, пап, бабушек и дедушек авторы призывают не удивляться, "если многое в букваре на первый взгляд покажется Вам непонятным" (и это окончившим среднюю школу, а не только детям!), и объясняют: "Вас не так учили...и об этом раньше не задумывались" (Букварь 2011, стр. 109). В частности, не задумывались о том, что слово "капуста" и капуста - это разные вещи: из слова "капуста" щи не сваришь.
Почему на рисунках демонстрируются квадратики вместо букв? Авторы букваря полагают, что до знакомства с буквами следует ввести "добуквенный период" обучения, поскольку "приходится обозначать буквами звуки речи, а значит, ребенка нужно научить их слышать." Но если ребенок не различает звуки, то как вы будете его обучать? Молча?
"Добуквенный период" ребенок проходит, когда научается говорить. И это хорошо известно авторам букваря 1970.
Авторы букваря 2011 полагают, что "добуквенный период" дошкольника совершенно недостаточен, чтобы научить его читать.
Цитирую методические указания авторов к уроку 12 (с. 32 - 33 букваря): "Из лингвистики известно, что в русском языке есть три способа обозначения звука [й']...В период обучения грамоте первый и второй способы должны быть освоены как для чтения, так и для письма, третий же - только для чтения ..."
Должны быть освоены! Ну не может первоклассник ни говорить, ни читать без этих трех "способов"! Ну разве может ребенок сказать "яблоко", не подозревая, что "я" иногда должно звучать как "йа", а "ю" как "йу"?
Авторы букваря 2011 полагают, что сначала надо "повысить орфографическую зоркость", научиться "моделировать речь", "понимать и принимать информацию, представленную в изобразительной и модельной форме", "выполнять наблюдения, действия анализа, синтеза сравнения, группировки, моделирования", "разграничение реальных предметов и слов как их названий" (вспомним капусту), "создает условия для практического освоения учащимися всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма; для формирования культуры речевого поведения" . (сохранена лексика авторов), и т.д., и т.п.
Комментировать все это "говорение" невозможно и бессмыленно. Как говаривали в подобной ситуации чеховские герои,
- К чему заводить ученые разговоры? Я не прочь и сам поговорить о всевозможных открытиях в научном смысле, но ведь на это есть другое время. Ты какого мнения, машер?
- Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном.
Теперь об образованности и фантастических методических открытиях авторов: чтобы разделить слово на слоги, оказывается, обязательно нужно "скандировать как на стадионе"; чтобы определить ударный слог, нужно произносить слова "с удивлением". Авторы настолько ценят эти свои открытия, что неоднократно настаивают в своих методических указаниях на "скандировании" и "удивлении", и даже в букваре поместили картинки, по которым дети должны догадаться, что нужно "скандировать как на стадионе".
Цитирую методические советы по теме "Звуки гласные и согласные (с. 36 - 37 букваря)": "Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными. Гласными их назвали потому, что они всегда говорятся с голосом; ...Звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду, назвали согласными."
А согласные произносятся "без голоса"? А о какой преграде идет речь? Это надо детям объяснить?
Воистину, настали времена "новаций" и "амбициозных открытий"! В былые времена первоклассникам говорили: "Гласные звуки можно петь, а которые нельзя петь - те согласные." Простенько и со вкусом.
А теперь по поводу ударения и "удивления" .
Ребенок говорит так, как говорит его окружение. В некоторых семьях ребенок слышит "Лиса вырыла н\'ору", в других - слышит "Лиса вырыла нор\'у". И никакое "удивление" не поможет выяснить, какова литературная норма. Вопрос "как правильно?" возникает тогда, когда сталкиваешься с непривычным ударением. Что делать в таком случае? В таком случае надо посмотреть орфографический словарь русского языка. Для того словари и существует.
Это прекрасно понимают авторы словаря 1970: именно поэтому в букваре 1970 мы видим "Лиса вырыла нор\'у", "Ворона вил\'а гнездо". В букваре 1970 ударение показано только в таких неоднозначных случаях и не показано там, где первоклассники заведомо произносят правильно.
А в букваре 2011, на странице 34, например, в каждым (в каждом!) слове постален знак ударения. Ребенку подсказывают, что надо произносить "м\'ама" , "сид\'ит", "кр\'епко".
Читая Хармса "Иван Тапорышкин пошел на охоту, с ним пудель пошел, перепрыгнув забор...", мой внук заметил: "Так здесь слова сами делятся на слоги, и ударение само ставится. Как это можно читать с "удивлением"?
Устами младенца глаголет истина!
Ребенок уловил, что скандирование "как на стадионе" дейсвительно несовместимо с русской поэзией.
Я посмотрел программу по литературе для младших школьников (автор О.В.Кубасова, комплекс "Гармония"\,). На меня эта программа произвела тягостное впечатление. Цитирую самое начало текста программы: "Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению. В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. "\, Все то же наукообразное "говорение о непонятном"\,, и поэтому в скобочках скромненькое пояснение для учителей.
Но оставим в покое "говорение" и перейдем к списку литературы.
Второклассникам рекомендуется А.С.Пушкин "Опрятней модного паркета...". Ну нет у Пушкина стихотворения, начинающегося такой строкой. В поисках первоисточника этого названия обратился к интернету, нашел литературно-музыкальную композицию "Зима"\,, которую почему-то представляют под заголовком А. С. Пушкин "Опрятней модного паркета..."\,, хотя лучше было бы использовать строку "Блистает речка, льдом одета...". Но чего хотеть от интернет-образованцев!
Рекомендуется басня Эзопа "Собрался старик помирать"\,. Нет у Эзопа басни с таким названием. Поражает вкус составителей списка: "Собрался старик помирать"\, - по стилю,по духу это подходит для русской притчи (или побасенки), но не для басни Эзопа. Опять таки "Эзоп "Собрался старик помирать"\,"\, вы можете найти в интернете.
В курсе "Литературное чтение" вполне в духе поисков "духовности" рекомендуется раздел "Вначале было Слово, и Слово было Бог..." с подзаголовком (для непонятливых) Библейские сказания. Раздел включает темы "Семь дней творения", "Бог сотворил первого человека", "Жизнь первых людей в раю", "Первый грех...", "Обещание спасителя", "Изгнание из рая", "Всемирный потоп", "Моисей".
Надо полагать, читать следует Библию, ибо никаких указаний на тексты по указанным темам не дается. Что же узнают младшие школьники в соответствии с этим разделом?
Что до акта творения "земля была безвидна и пуста, и Дух Божий носился над водою", что в первый день Бог отделил свет от тьмы (день от ночи), что во второй день Бог создал твердь и назвал твердь небом; в третий день Бог собрал воду в одно место и явилась суша, названная землею, а собрание вод названо морем, земля произвела зелень (растительность); в четвертый день Бог создал солнце, луну и звезды и поставил их на тверди небесной, чтобы светить на землю; в пятый день Бог создал животный мир; в шестой день сотворил Бог человека по образу своему, мужчину и женщину сотворил. В седьмой день Бог отдыхал.
После отдыха насадил Господь Бог рай и в этом раю "произрастил всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла". "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь, умрешь от него, смертию умрешь." После этого из мужского ребра была создана женщина (помнится, женщина была создана в шестой день творения). Но змей открыл женщине тайну, сообщив, что вкусив плоды с дерева познания, люди не умрут. "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи ... и вожделенно, потому что дает знание". Вкусив с дерева познания, люди не умерли: оказывается, создатель рая их запугивал. Оказывается, он не всеведущ: он узнал о проступке змея после допроса Адама и Евы.
Все троим был вынесен жестокий приговор.
Змею: "ты будешь ходить на чреве твоем,и будешь есть прах во все дни жизни твоей". (По-видимому, с тех пор этот приговор распространяется на всех, поощряющих к знанию, в том числе и на российских учителей.)
Женщине: "в болезни будешь рождать детей."
Мужчине "проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься".
Люди были изгнаны из рая вовсе не за то, что вкусили плоды с древа познания. "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
И выслал его Господь Бог из сада Едемского..."
Это предполагается довести до сведения детей? Или им представят фальсифицированный текст?
Список произведений, рекомендованных для учащихся младших классов, включает 469 названий произведений, и ни одно название не сопровождается библиографическим описанием: ни книги, содержащей произведение, ни издательства, ни года издания.
При этом в разделе "Материально-техническое обеспечение учебного процесса" приводится список четырнадцати методических пособий, написанных О.В. Кубасовой и имеется ссылка на "Электронные приложения к учебникам, тетрадям и методическим пособиям".
Какие-либо издания каких-либо издательств, кроме издательства "Ассоциацией XXI век" из Смоленска, не сподобились быть упомянутыми.
MANIA GRANDIOSO.
Сообщение отредактировал prediger - Суббота, 10.11.2012, 21:32
|
|
|
|