Участие во Всероссийском «Молодежном географическом чемпионате» 2013
Грамота за 1 место в Школьной научно-практической педагогической конференции «Педагогическое мастерство учителя – залог успеха ученика» 2015
Диплом 1 степени за участие в учительском конкурсе открытых уроков «Методические открытия» от проекта mega-talant в номинации География (6-11 класс) 2016
Грамота за 2 место в муниципальном конкурсе методических разработок по географии «Лучшая учебная разработка урока по географии по подготовке к ГИА» 2016
Почетная грамота за подготовку двух победителей муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2016-2017 учебного года по географии 2016
Грамота за 3 место в районном конкурсе методических разработок в номинации: «Мой лучший урок географии» 2017
Грамота за активное участие в Школьной научно-практической педагогической конференции «Педагогическое мастерство учителя – залог успеха ученика» 2017
]Срок реализации: 2016 - 2020 гг.
Что касается разнообразия форм, средств и методов обучения, а также громадного диапазона межпредметных связей, то, по моему мнению, географии в этом плане нет равных. Она взаимодействует со всеми учебными дисциплинами: биологией, математикой, химией, физикой, литературой, конечно же историей и другими. Здесь открывается значительный простор для развития творчества обучающихся, что я всячески поддерживаю и активно использую в своей педагогической практике.
Сущность моей работы заключается в создании наиболее комфортных условий для формирования творческого мышления и плодотворной работы обучающихся на уроках. Я считаю, что для формирования умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, логически рассуждать и выдвигать гипотезы достаточно актуальным и эффективным является грамотное сочетание различных приемов и методов обучения.
В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь такими задачами современного образования, как:
содействие развитию универсальных умений, позволяющих выпускникам школы самостоятельно обучаться в течение всей жизни, уметь решать возникающие перед ними проблемы.
организация процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие школьника, используя две системы обучения: традиционную и развивающую.
Цель моей педагогической деятельности - обеспечить высокий уровень качества знаний обучающихся, помочь им развить навыки самостоятельной учебной деятельности, необходимые для успешного продолжения образования, обеспечить овладение географической грамотностью, а также развить их творческий потенциал.
На своих уроках я создаю максимально комфортные условия для развития у школьников более гибкого и современного стиля мышления, для которого характерны открытость, вариативность путей достижения конечной цели, дискуссионный подход, а также формирования таких качеств ученика как самостоятельность, коммуникативность, креативность, рефлексивность, мобильность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Вся моя работа направлена на решение следующих задач:
- развитие познавательного интереса к предмету географии;
- развитие более гибкого мышления, тренировка памяти, внимания;
- содействие формированию умения самостоятельно приобретать знания;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка;
- оказывать содействие развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе обучения.
Для решения каждой из поставленных задач руководствуюсь следующими принципами:
- системность и последовательность;
- научность и доступность;
- посильность;
- сознательность и активность школьников в овладении знаниями.
В своей педагогической практике я использую самые разнообразные методы обучения:
- словесные (например, лекция при изучении нового материала или дискуссия с классом по поводу проблемного вопроса),
- наглядные или объяснительно иллюстративные (например, каждый урок для наглядности сопровождается презентацией или видео по заданной теме),
- практические (курс географии предполагает наличие практических работ, особенно интересные и творческие практикумы можно провести в 5-6 классах, например, когда проходим тему план местности или ориентирование, в более старших классах я также провожу практические работы, которые будут полезны обучающимся при подготовке к сдаче ОГЭ или ЕГЭ),
- исследовательские (обучающимся дается задание провести исследование по определенной тематике, например, «Путешествия русских мореплавателей», в ходе которого школьники самостоятельно находят информацию в учебнике, сети Интернет или любых других источниках и выступают перед классом),
- репродуктивные (чаще всего используются во время рефлексии в конце урока и при повторении изученного в форме теста, викторины, работы по группам и т.д.).
Чтобы знания учеников не были «для галочки», я тренировочные упражнения превращаю в творческие, используя метод сравнения, классификации, группировки, анализа, составления, обобщения.
В своей педагогической практике особое внимание уделяю следующим приёмам обучения:
- постановка проблемных вопросов, предполагающих дальнейшее дискуссионное обсуждение в классе;
- решение географических задач;
- ассоциативные загадки;
- творческие задания;
- контроль, самоконтроль, самообучение учащихся;
- выборные, игровые, занимательные компоненты урока;
- похвала, поощрение, создание ситуации успеха.
Особое внимание на уроках выделяю работе с контурной картой.
На мой взгляд, основная составляющая географической компетенции – это картографические знания. Главная задача деятельности в данном направлении - знать что и где находится.
Исходя из опыта проведения уроков различных форм, считаю, что наиболее успешными для развития познавательного интереса и творческих умений школьников являются следующие приемы:
- по признакам ФГП определить объект;
- найти географические координаты;
- по координатам найти объект;
- совершить «путешествие, круиз» вокруг материка, по экватору (параллели), меридиану;
- отметить на контурной карте объект;
- составить кроссворд или викторину, используя только объекты гидросферы (литосферы);
- на определенную букву алфавита найти как можно больше объектов
- составить туристический маршрут в какую-либо страну мира и т.д.
Вышеперечисленные приемы позволяют лучше запомнить большой объем географической номенклатуры.
Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к предмету, помогают им усвоить любой учебный материал.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжетов.
Формы реализации плана самообразования и результаты
(Содержание - > Результат и вид работы -> Срок выполнения)
1. Повышение педагогического и методического уровня:
- самообразование
изучение методической литературы
- курсы повышения квалификации
ежегодные курсы повышения квалификации на базе СКИРО ПК и ПРО
В течение года
2. Педагогическая деятельность
- проведение открытых уроков
Открытый урок с использование ЭОР в 5 классе «Землетрясения и вулканы»
- уроки-практикумы
Разработка модульных уроков по географии
Стабильная работа с контурными картами во время образовательного процесса
В течение года
3. Научно-практическая работа
- участие в научно-практических конференциях;
Участие в работе методической недели
Ежегодное участие в августовской секции учителей географии
Участие в предметной неделе по географии
- участие в семинарах и мастер-классах для коллег
Участие в семинаре «Современные проблемы географического образования»
Участие в педсовете «Интерактивные доски и их возможности»
Участие в семинаре «Современные подходы к организации и построению урока географии средствами УМК издательской группы «Дрофа-Вентана»
Участие в семинаре «ИКТ и новые педагогические технологии в преподавании географии»
Участие в Школьной научно-практической педагогической конференции «Педагогическое мастерство учителя – залог успеха ученика»
В течение года
4. Текущая методическая работа:
- разработка презентаций к урокам географии и внеклассным мероприятиям географической и экологической направленности
Презентации, викторины, конкурсы
Методическая разработка для 9 класса «Численность населения России и ЕП Готовимся к ГИА»
Участие во всероссийском открытом уроке «Арктика – фасад России»
В течение года
- периодический анализ качества усвоения изученного материала по курсу географии
Анализ контрольных работ за полугодие, мониторинг
В конце полугодия
5. Работа по кабинету
Содержание кабинета в соответствии с требованиями СанПиНа. Эстетическое оформление кабинета. Пополнение раздаточного дидактического материала, наглядных пособий, электронных презентаций
В течение года
6 Анализ самостоятельной методической работы
Самоанализ
Конец учебного года
Таким образом, моя тема самообразования помогает более продуктивно включать обучающихся в образовательный процесс, заинтересовывать в предмете «география» и в то же время развивать их творческие способности и умения и другие УУД, которые, несомненно, пригодятся ученикам в будущем.
Примеры творческой работы обучающихся во время проведения всероссийского открытого урока «Арктика – фасад России»