Портфолио учителя
Фамилия, имя, отчество: Фирсова Лариса Юрьевна
Образование: Высшее образование
Ставропольский государственный педагогический институт
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1" города Михайловска
Должность: учитель географии
Квалификационная категория Первая квалификационная категория
Педагогический стаж 17,5 лет
Мои достижения

Участие во Всероссийском «Молодежном географическом чемпионате» 2013
Грамота за 1 место в Школьной научно-практической педагогической конференции «Педагогическое мастерство учителя – залог успеха ученика» 2015
Диплом 1 степени за участие в учительском конкурсе открытых уроков «Методические открытия» от проекта mega-talant в номинации География (6-11 класс) 2016
Грамота за 2 место в муниципальном конкурсе методических разработок по географии «Лучшая учебная разработка урока по географии по подготовке к ГИА» 2016
Почетная грамота за подготовку двух победителей муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2016-2017 учебного года по географии 2016
Грамота за 3 место в районном конкурсе методических разработок в номинации: «Мой лучший урок географии» 2017
Грамота за активное участие в Школьной научно-практической педагогической конференции «Педагогическое мастерство учителя – залог успеха ученика» 2017

Самообразование

Развитие творческих способностей на уроках географии

]Срок реализации: 2016 - 2020 гг.

Что касается разнообразия форм, средств и методов обучения, а также громадного диапазона межпредметных связей, то, по моему мнению, географии в этом плане нет равных. Она взаимодействует со всеми учебными дисциплинами: биологией, математикой, химией, физикой, литературой, конечно же историей и другими. Здесь открывается значительный простор для развития творчества обучающихся, что я всячески поддерживаю и активно использую в своей педагогической практике.

Сущность моей работы заключается в создании наиболее комфортных условий для формирования творческого мышления и плодотворной работы обучающихся на уроках. Я считаю, что для формирования умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, логически рассуждать и выдвигать гипотезы достаточно актуальным и эффективным является грамотное сочетание различных приемов и методов обучения.

В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь такими задачами современного образования, как:
содействие развитию универсальных умений, позволяющих выпускникам школы самостоятельно обучаться в течение всей жизни, уметь решать возникающие перед ними проблемы.
организация процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие школьника, используя две системы обучения: традиционную и развивающую.

Цель моей педагогической деятельности - обеспечить высокий уровень качества знаний обучающихся, помочь им развить навыки самостоятельной учебной деятельности, необходимые для успешного продолжения образования, обеспечить овладение географической грамотностью, а также развить их творческий потенциал.

На своих уроках я создаю максимально комфортные условия для развития у школьников более гибкого и современного стиля мышления, для которого характерны открытость, вариативность путей достижения конечной цели, дискуссионный подход, а также формирования таких качеств ученика как самостоятельность, коммуникативность, креативность, рефлексивность, мобильность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Вся моя работа направлена на решение следующих задач:

  • развитие познавательного интереса к предмету географии;
  • развитие более гибкого мышления, тренировка памяти, внимания;
  • содействие формированию умения самостоятельно приобретать знания;
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка;
  • оказывать содействие развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе обучения.

Для решения каждой из поставленных задач руководствуюсь следующими принципами:

  • системность и последовательность;
  • научность и доступность;
  • посильность;
  • сознательность и активность школьников в овладении знаниями.

В своей педагогической практике я использую самые разнообразные методы обучения:

  • словесные (например, лекция при изучении нового материала или дискуссия с классом по поводу проблемного вопроса),
  • наглядные или объяснительно иллюстративные (например, каждый урок для наглядности сопровождается презентацией или видео по заданной теме),
  • практические (курс географии предполагает наличие практических работ, особенно интересные и творческие практикумы можно провести в 5-6 классах, например, когда проходим тему план местности или ориентирование, в более старших классах я также провожу практические работы, которые будут полезны обучающимся при подготовке к сдаче ОГЭ или ЕГЭ),
  • исследовательские (обучающимся дается задание провести исследование по определенной тематике, например, «Путешествия русских мореплавателей», в ходе которого школьники самостоятельно находят информацию в учебнике, сети Интернет или любых других источниках и выступают перед классом),
  • репродуктивные (чаще всего используются во время рефлексии в конце урока и при повторении изученного в форме теста, викторины, работы по группам и т.д.).

Чтобы знания учеников не были «для галочки», я тренировочные упражнения превращаю в творческие, используя метод сравнения, классификации, группировки, анализа, составления, обобщения.

В своей педагогической практике особое внимание уделяю следующим приёмам обучения:

  • постановка проблемных вопросов, предполагающих дальнейшее дискуссионное обсуждение в классе;
  • решение географических задач;
  • ассоциативные загадки;
  • творческие задания;
  • контроль, самоконтроль, самообучение учащихся;
  • выборные, игровые, занимательные компоненты урока;
  • похвала, поощрение, создание ситуации успеха.

Особое внимание на уроках выделяю работе с контурной картой.

На мой взгляд, основная составляющая географической компетенции – это картографические знания. Главная задача деятельности в данном направлении - знать что и где находится.

Исходя из опыта проведения уроков различных форм, считаю, что наиболее успешными для развития познавательного интереса и творческих умений школьников являются следующие приемы:
- по признакам ФГП определить объект;
- найти географические координаты;
- по координатам найти объект;
- совершить «путешествие, круиз» вокруг материка, по экватору (параллели), меридиану;
- отметить на контурной карте объект;
- составить кроссворд или викторину, используя только объекты гидросферы (литосферы);
- на определенную букву алфавита найти как можно больше объектов
- составить туристический маршрут в какую-либо страну мира и т.д.
Вышеперечисленные приемы позволяют лучше запомнить большой объем географической номенклатуры.

Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к предмету, помогают им усвоить любой учебный материал.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжетов.
 

Формы реализации плана самообразования и результаты
(Содержание - > Результат и вид работы -> Срок выполнения)

 


1. Повышение педагогического и методического уровня:
- самообразование
изучение методической литературы
- курсы повышения квалификации
ежегодные курсы повышения квалификации на базе СКИРО ПК и ПРО
В течение года

2. Педагогическая деятельность
- проведение открытых уроков
Открытый урок с использование ЭОР в 5 классе «Землетрясения и вулканы»
- уроки-практикумы
Разработка модульных уроков по географии
Стабильная работа с контурными картами во время образовательного процесса

В течение года

3. Научно-практическая работа
- участие в научно-практических конференциях;
Участие в работе методической недели
Ежегодное участие в августовской секции учителей географии
Участие в предметной неделе по географии

- участие в семинарах и мастер-классах для коллег
Участие в семинаре «Современные проблемы географического образования»
Участие в педсовете «Интерактивные доски и их возможности»
Участие в семинаре «Современные подходы к организации и построению урока географии средствами УМК издательской группы «Дрофа-Вентана»
Участие в семинаре «ИКТ и новые педагогические технологии в преподавании географии»
Участие в Школьной научно-практической педагогической конференции «Педагогическое мастерство учителя – залог успеха ученика»

В течение года

4. Текущая методическая работа:
- разработка презентаций к урокам географии и внеклассным мероприятиям географической и экологической направленности
Презентации, викторины, конкурсы
Методическая разработка для 9 класса «Численность населения России и ЕП Готовимся к ГИА»
Участие во всероссийском открытом уроке «Арктика – фасад России»
В течение года
- периодический анализ качества усвоения изученного материала по курсу географии
Анализ контрольных работ за полугодие, мониторинг
В конце полугодия

5. Работа по кабинету
Содержание кабинета в соответствии с требованиями СанПиНа. Эстетическое оформление кабинета. Пополнение раздаточного дидактического материала, наглядных пособий, электронных презентаций
В течение года

6 Анализ самостоятельной методической работы
Самоанализ
Конец учебного года

Таким образом, моя тема самообразования помогает более продуктивно включать обучающихся в образовательный процесс, заинтересовывать в предмете «география» и в то же время развивать их творческие способности и умения и другие УУД, которые, несомненно, пригодятся ученикам в будущем.

 

 

 

Примеры творческой работы обучающихся во время проведения всероссийского открытого урока «Арктика – фасад России»

 

 

 

 

Выдано свидетельство №017 - P - 0059
Фирсова Лариса Юрьевна
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены