Сотни тысяч разноцветных точек, которые пронизывают пространство системы, передавая информацию, важную и сверхважную, интересную и такую, что чрезвычайно захватывает, а, возможно, теплое приветствие по случаю дня рождения... Так, наверно, можно представить компьютерную систему нашей планеты. И не обязательно такой, которая хочет захватить власть на планете в свои руки и повлечь коллапс человеческой цивилизации. В отличие от голливудских режиссеров, компьютер для меня - верный друг и помощник. Мы вступили в XXI век, век совершенных достижений человеческой мысли, время развитых технологий, к которым человечество долго прокладывало путь. И теперь мы должны от всего этого отказаться? Ни в коем случае!
Я, как учитель, твердо заявляю, что компьютерные технологии - это будущее образовательного процесса нового тысячелетия, это тот новый источник, который даст возможность следующим поколениям не только получить качественное образование, но и уютно чувствовать себя в информационном обществе, ведь современная эпоха интеллектуальных технологий, разнообразных инноваций, глобализации выдвигает новые ценности, новые требования к уровню знаний, диктует свои условия жизни социума в планетарном масштабе. Сколько раз ребенок за время своей учебы в школе слышит от учителей и родителей фразу: " Нужно хорошо учиться, потому что ...". А дальше - очень убедительные, по мнению взрослых, доказательства. Убедительные для взрослых, но не для детей. Использование же ИКТ расставит все точки над и, потому что ученик четко будет представлять, зачем ему действительно нужно учиться. Он будет видеть реальную перспективу учебы, и готовиться к новому контенту обществу третьего тысячелетия. Современный учитель должен идти в ногу с современными технологиями, а не просто ожидать, что они придут к нему сами. Информационно- коммуникативные технологии, обновляя содержание образования, дают возможность вести эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и электронный ресурс, в частности, Интернет.
Китайская мудрость свидетельствует: "Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься". Человеку никогда не поздно учиться, осваивать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога. Использование компьютерных технологий на уроках географии - это существенное обновление содержания географического образования, и потому учитель должен быть компетентным в отрасли компьютерных технологий: - знать основы информатики; - владеть современными операционными системами и текстовым редактором; - учиться использовать действуя учебные компьютерные программы.
В рамках существующей модели компетенции выпускника существенной проблемой является создание успешного ученика, успешного выпускника, свободной, творческой личности, духовно зрелой, физически и морально осуществленной, способной к решению жизненных проблем, готовой к самооценке, самоусовершенствованию и самореализации – вот цель моей работы, основой которой является использование ИКТ.
В нашей школе созданы комфортные условия для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс: материальная база школы состоит из кабинетов, обеспеченных мультимедийным оборудованием, действует компьютерный класс, что позволяет успешно реализовать одну из ключевых проблем школы - внедрения инновационных технологий в учебно- воспитательный процесс. А информационные технологии являются неотъемлемой частью инновационных.
Еще к появлению технологии мультимедиа эксперты по маркетингу, по результатам многочисленных экспериментов, обнаружили зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести приобретенные знания через какое-то время. Если материал был подан в звуковом виде, то человек мог запомнить около 1/4 информации, если информация была подана визуально - около 1/3. При комбинировании влияния ( зрительного и слухового ) запоминание повышалось до 1/2, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75 %. В своей работе я руководствуюсь этими данными и уверенно могу сказать, что ожидаемые результаты выполняются, что применение мультимедиа значительно повышает эффективность учебы.
Компьютерная среда дает возможность управлять учебной деятельностью ученика, его активностью. Всем известно, что видеоинформация может вызывать определенное эмоциональное состояние у учеников, потому мультимедийная презентация подчеркивает урок географии, делает его ярким, и одновременно развивает коммуникабельные навыки учеников, глубину мышления, помогает формировать ряд компетентностей: социальную, поликультурную, коммуникативную, деловую, информационную. Активизируются все виды памяти, учебный материал воспринимается глубже, а следовательно ребенок будет воспринимать предмет в другом ракурсе, в мировоззренческой позиции - "Мне это необходимо знать", "Это для меня очень важно".
Работа над созданием презентаций - очень длительный процесс, где используются не только сведения из учебника, это своеобразный синтез с другими науками, то есть происходит непосредственная наглядная интеграция. Возможности труженика - компьютера в создании презентаций неограниченные, это чрезвычайно широкое поле творческой деятельности, в котором можно творить настоящие чудеса географической науки. Демонстрация материала – важен фактор урока географии.
Все хорошо знают, что без карты нет географии. Мы привыкли видеть учителя географии с большой кипой разнообразных карт. Это не всегда удобно. А представьте маленький блестящий мультимедийный диск, в котором помещается огромное количество самых разнообразных карт. Реально технологическое чудо XXI века. Такие карты имеются в наличии на дисках готового мультимедийного ресурса, они не требуют большого пространства для их размещения, каждая тема представлена необходимым комплектом карт. Чрезвычайно интересной для уроков географии является серия "Золотой глобус", где на дисках подается полная, содержательная информация о странах мира. Эта информация содержит не только географические данные о стране, но и знакомит учеников с ее культурными реалиями, что дает ученику возможность ярче представить эту страну, осуществив виртуальное путешествие по ней. Такой материал удобен на уроках экономической и социальной географии мира. При изучении курса "География материков и океанов" я использую познавательно - информационное наполнение на дисках "Чудеса природы" и "Великие творения людей". Но, кроме готового программного обеспечения можно и собственноручно создать мультимедийные материалы к урокам географии, в т. ч. презентации, используя программу Microsoft Power Point.
Мной подготовленные к практическому применению на уроках и внедряются в учебный процесс презентации для 6 и 7 классов. Продолжается работа над созданием презентационных материалов для 8 и 9 классов. Возможности программы Power Point очень широкие, кроме изображения сюда можно вносить и звук ( сделать сопровождение изображения своим голосом, вставить музыкальные фрагменты классической или современной музыки, внести запись звуков природы - шум воды, щебет птиц, шуршания листьев и тому подобное). Выполнение практических работ занимает определенную часть уроков географии и является неотъемлемой частью программного материала по предмету. Для выполнения практических работ незаменимым помощником является компьютер: например, в 6 классе, при выполнении практической работы "Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов: составление графика температур, диаграммы облачности и осадков, розы ветров, описание погоды за определенный период", без использования доски и мела, можно построить график годового хода температуры, диаграмму облачности и осадков, розу ветров. Для проверки знаний учеников по изученной теме я использую электронные тесты. Так учитель освобождается от монотонной работы - проверки тестов, а должен возможность использовать это время для творческой работы.
Для меня компьютер – это источник не только информации, средство моей успешной работы, это будто живой организм, который порождает энергию для творческих планов, преодоления трудностей, которые обязательно возникают, когда ты занимаешься творчеством и в то же время информационно - пространственный аккумулятор живительных сил, которые создадут успешного ученика, успешного человека. Каждый день, когда я захожу в классную комнату, я радостно улыбаюсь, глядя на зеленый глазок компьютера: "Привет! Ну что, приступим к работе?"