Портфолио учителя
Мои достижения
1. Конкурс «Учитель года МОУ СОШ № 16 – 2010» Лауреат, диплом II степени;
2. Региональный конкурс учителей биологии Ростовской области 2012 г. призы от издательского центра «Вентана - Граф»; 3. Выступление на городской августовской конференции "«Доступное качественное образование – приоритет модернизации системы образования г.Таганрога»" Самообразование
Стихи как средство активизации мышления учащихся при изучении химииПри изучении любого предмета крайне важной является межпредметная связь с другими науками, которые изучают учащиеся. Так, при изучении химической науки очень часто прослеживаются межпредметные связи химии с математикой, биологией, физикой и географией, то есть предметами естественно-математического цикла. Однако внесение литературных отрывков, загадок или стихов в современный урок химии придаёт изучаемому материалу особую привлекательность и развивает интерес учащихся. Поэтому очень важно использовать на уроке различные литературные произведения. Это помогает учащимся глубже понять изучаемый материал, а также создаёт атмосферу игры и соревнования на уроке. Использование литературных загадок при изучении нового материала развивает логическое мышление учащихся, а также способствует их эвристической деятельности на уроке.
При изучении темы «Подгруппа азота. Азотная кислота» в курсе 9 класса я использую сказку об азотной кислоте или при изучении темы «Подгруппа серы. Серная кислота» - сказку о серной кислоте. Учащиеся, прослушав сказку в начале урока, угадывают, о каком веществе идёт речь, и какое соединение будет изучаться на данном уроке. Благодаря этому внимание учащихся сосредотачивается на предстоящей новой теме, и появляется особый интерес к уроку. Особенно удачно использую стихи и загадки на уроке химии в 8 классе при изучении темы « Вода – растворитель. Растворы». Постановке задачи и темы урока помогают строки: Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Струя водопада и брызги фонтана И все это – только вода! Высокие гребни вздымая, Бушует морская вода. И топит, как будто играя, Большие морские суда. В кружева будто одеты Деревья, кусты, провода. И кажется сказкой это, А в сущности – только вода! Вспомнить агрегатные состояния воды в природе можно, используя загадку: Тёмным облаком летела, Опустилась птицей белой, Превратилась в человечка, Постояла у крылечка, Покатилась кувырком, И запела ручейком. Учащиеся угадывают, в каких строчках загадки о каком агрегатном состоянии воды идёт речь. Или при изучнии темы "Сторение атома": Он бежит по проводам, Он бывает тут и там. Свет зажег, нагрел утюг ... - наш лучший друг. Если в атом он попал - То, считай, почти пропал: Он с утра и до утра Носится вокруг ядра. (электрон) Очень положительный, С массою внушительной. А таких, как он, отряд Создает в ядре заряд. Лучший друг его - нейтрон. Догадались? Он - ...! (протон) Зарядом я похвастать не могу, А потому сижу в ядре и ни гу-гу. А то еще подумают: шпион. А я нейтральный и зовусь ...! (нейтрон) На уроке – обобщении знаний об основных классах неорганических соединений в 8 классе я увлекаю учащихся в путешествие по химическому лабиринту. Четыре основных типа неорганических соединений представляют в качестве жителей разных государств. Название каждого государства учащиеся угадывают. Для этого использую следующие строчки: Мы – жители непростые, Нас очень много на Земле! Особым даром обладая, Мы растворяемся в воде. А как на кожу попадём, Мы тут же сильно обожжем. Окрасим лакмус в синий цвет, Без нас нейтрализации нет. Без нас не обойдётесь тут! Скажите, как же нас зовут? (щёлочи) Для того чтобы учащиеся верно ответили на вопрос, они должны вспомнить свойства оснований. При знакомстве с солями напоминаю учащимся об их практическом использовании: Хоть мы разные на цвет, Но важней нас в мире нет! И нитраты, и сульфаты, Карбонаты и фосфаты! Все важны и все нужны! Догадались, кто же мы? (соли) Знают люди во всем мире КМnO4. Приключится вдруг беда Может с тобой иногда. Ты промоешь рану им, Будешь цел и невредим. Повторяя класс оксиды, я заостряю внимание учащихся на самом распространенном веществе на Земле – воде, которое тоже относится к данному классу: Я очень важный житель града, И это есть моя награда! Я растворяю вещества, Почти всегда и наверняка! <br /> Все моря и океаны, Реки все и водопады! Их питаю я, друзья, Назовите же меня! (Вода, класс - оксиды) Представляя кислоты, напоминаю учащимся их состав, а также правила техники безопасности при обращении с этими веществами: Этих веществ очень много на свете, Их опасаются взрослые, дети. Если не так их смешаешь с водой, Может все обернуться бедой. Их наливаем после воды, Чтобы не было беды. Вещества мы непростые, Растворяемся в воде. Нас неправильно применишь, То бесспорно быть беде! Мы состоим из двух частей: Во-первых, водород, о’кей! Во-вторых, остаток наш. Ну, вот и весь наш экипаж! Окрасим лакмус в красный цвет, Без нас и удобрений нет. Лакмус будет в них краснеть, Растворяться - цинк и медь. А мелок в них, посмотри, Вмиг пускает пузыри! И опасны для работы Эти жгучие ... (ытолсик) При изучении элементов четвёртой группы главной подгруппы периодической системы знакомлю учащихся с двумя основными аллотропными видоизменениями углерода. Делаю это в стихотворной форме: Я на бумаге оставляю, Конечно, очень жирный след. И рисовать вам помогаю Уже я много-много лет! Не прочен я, не как гранит! А называюсь я ... (графит) Горжусь своим я блеском И тем, что очень твёрд. Разрежу я железку На тысячи кусков. Я – камень драгоценный, Чужих боюсь я глаз! Надеюсь, догадались: Меня зовут... (алмаз) Элемент я очень важный На земле меня не счесть: Мрамор, мел, карбид возьмите, В соде пищевой я есть. Знает весь меня народ Ведь зовусь я … (углерод) Удивить готов он нас - Он и уголь, и алмаз, Он в карандашах сидит, Потому что он - графит. Грамотный народ поймет То, что это ... (дорелгу) Некоторый новый материал преподношу учащимся в поисковом ключе, например, учащимся необходимо отгадать названия аллотропных форм углерода, а затем сообщаются их свойства, сходства и различия. <br /><br /> Особенно важным для меня, учителя работающего в классах коррекционного обучениястановится, применение стихов и загадок. Например, при изучении темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». После изучения структуры периодической системы необходимо закрепить знания учащихся, их умение находить любой химический элемент по его положению в периодической системе. Предлагаю учащимся такие загадки: Я в периодической системе Живу на третьем этаже. Хоть группа у меня седьмая, Но применяюсь я везде. Кислоты, соли есть повсюду, Даже в воде встречаюсь я. Я очень-очень счастлив буду, Коль назовёте вы меня. (хлор) Можем как на физзарядке Рассчитаться по порядку. Пятый номер мой, друзья, Догадались, кто же я? (бор) Мы живём в соседях дружно, Что нам в жизни очень нужно. Алюминий – мой сосед, А вот литий, калий – нет. Натрий тоже мне сосед, Хоть реакций сходных нет. А всё только потому, Что в одном мы с ним ряду. Я – металл, меня ты знаешь, И, конечно, угадаешь?! (магний) Активно использую загадки как на обобщающем уроке после прохождения данных тем, так и при проведении внеклассных мероприятий. Во внеклассное мероприятие «Посвящение в юные химики» для 8 классов я использую такие загадки: На верхнем этаже храма Менделеева проживаю, В разных подъездах две квартиры занимаю, Причем под номером один Вот такой я господин! (Водород) Разглядев мой спектр в оконце, Нашли меня на Солнце. Я с благородностью дружу, В семейство газов я вхожу. (Гелий) Мать моя зовется солью, Электролиз мой отец, Я с водою агрессивный И очень вспыльчивый делец! (Любой щелочной металл) Чаще черный я по цвету, Могу и быть прозрачным. Мною пишут и рисуют Бываю я и мрачным. (Углерод) Большую роль играю в жизни, В атмосфере содержусь. В воде почти не растворяюсь И химинертностью горжусь. (Азот) Без меня нет ни жизни, ни огня. (Кислород) К цветным металлам отношусь Пусть неблагородным, Электропроводность - моя стихия И в купоросе брат я сводный. (Медь) Когда меня сгибают, Я издаю несильный треск, Когда же в холод помещают, То теряю цвет и блеск. (Олово) Из названий двух животных Мое имя состоит, На таре, где меня хранят, Знак токсичности стоит. (Мышьяк) Меня пленка ограждает От окружающей среды, Нахожу я применение Для кипячения воды. (Титан) На внешность я напоминаю Углеродистую сталь. И поделки из железа Покрываю, словно шаль. (Хром) Страдаю окислением И в природе нахожусь Лишь в соединениях. (Фосфор) При изучении курса органической химии использую различные стихотворные загадки, которые помогут представить основные классы органических веществ: По свойствам на алкены мы похожи, Взаимодействуем с бромной водой мы тоже. В молекулах П-связи – наказанье, Наш суффикс - ин подскажет вам названье! (алкины, ацетиленовые углеводороды) Любим мы соединяться С водородом и с водой. Но не любим замещаться, Нарушая свой покой. Можно получить из нас Полимеры – высший класс! (алкены, диены) Вещества мы не простые И известны с древних пор. В медицине применимы: Дать инфекции отпор. По свойствам мы не так просты. А называемся … (спирты) Интерес учащихся к загадкам и стихам по химии настолько велик, что они не только с большим удовольствием отгадывают загадки в стихотворной форме, но и сами сочиняют стихи. Н2SO4 – это серная кислота! В одном только названии чувствуется острота. Если получим от нее ожог, Переступим мы медицинский порог. Например, о значении химии ребята высказываются так: Химия моя! Ты наука века! Обеспечила нитратами человека. Овощи ли ем, фруктами питаюсь, Всюду и везде с химией встречаюсь! После изучения темы «Кислород» один из учащихся написал следующие стихи – загадку: Он бесцветен и невиден, Но в природе столь обыден, Ведь находится везде: В почве, воздухе, воде. Без него бы человек Не прожил бы и вовек. В общем, это элемент, Важней какого нет. Ну, а если кто решил, Что все это – водород, Тот, конечно, поспешил, Ведь загадан – ... (Кислород) Я считаю, что значение стихотворных загадок при изучении химии в средней школе переоценить невозможно. Каждое используемое на уроке стихотворение несёт в себе определённую учебную цель и имеет химический смысл. Их применение придаёт уроку химии особую привлекательность и является одним из способов развития интереса к химии как к науке, а также способствует развитию логического мышления учащихся. Особенно это важно в классах коррекционного обучения, где у учащихся с ослабленна или отсутствует мотивация к обучению. Результатом повышение мотивации к обучению для меня является активное участие учащихся в ежегодной Недели Химии и Биологии. Выдано свидетельство №012 - P - 0007
Последние новости
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены