2016-Диплом II место Республиканского педагогического конкурса «Марафон-проект» в номинации «Методическая разработка »
2017-Сертификат Международной электронной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях»
2017- Сертификат участника электронной научно-практической конференции «Научные исследования: ключевые проблемы инновационной деятельности в системе образования Донецкой Народной Республики»
2017-Сертификат участника конкурса электронных портфолио педагогов «Ступени мастерства»
2017-Диплом II степени Конкурс «Донецкий урок»
2017-Диплом лауреата Педагогического конкурса «Марафон-проект»
2017- Сертификат участника верб-вернисажа «За искреннее слово полюбили» (конкурс эссе к Международному дню филолога)
2018- Сертификат участника Международной электронной научно-практической конференции «Актуальные аспекты дополнительного профессионального образования: модели, проблемы, перспективы»
2018- Сертификат « Виртуальной галереи методического мастерства»
2018-Диплом III степени конкурса электронных портфолио педагогов «Ступени мастерства»
2018-Сертификат участника «Фестиваль педагогического творчества «Славься, родной Донбасс»
2018-Диплом II место Республиканского педагогического конкурса «Марафон-проект» в номинации «Методическая разработка »
2018-Диплом I место Педагогический конкурс «Марафон-проект»
2018- Диплом Педагогический конкурс методического мастерства «Методический шедевр»
2018-Диплом II место Республиканского педагогического конкурса «Марафон-проект» в номинации «Методическая разработка » .
2019-Диплом лауреата Республиканского педагогического конкурса «Марафон-проект» в номинации «Методическая разработка »
2019-Сертификат участника Международной электронной научно-практической конференция «Актуальные вопросы развития профессионализма педагога в современных условиях»
2019-Сертификат участника « Виртуальной галереи методического мастерства»
2019-Диплом Победитель Заочный педагогический квест «Марафон-проект» по теме «Таланты, рождённые Донетчиной»
2019-Диплом участника педагогического конкурса методического мастерства «Методический шедевр»
2020-Сертификат участника Международной электронной научно-практической конференции «Дополнительное педагогическое образование в контексте акмеологических идей»
2020-Диплом I степени Педагогический конкурс методического мастерства «Методический шедевр»
2020-Диплом III место участника Интернет - соревнования «История, которая запомнится надолго»
2020-Диплом лауреата дистанционного смотра учебно-методических разработок по теме «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
2020 –Диплом Победитель Республиканского конкурса методических разработок «Уроки Победы»
2021- Cертификат участника летней школы учителей русского языка и литературы при МГУ им.М.Ломоносова
2021-Диплом I место по итогам Всероссийского профессионального педагогического конкурса в номинации «Лучший сайт»
2021-Диплом участника Всероссийского педагогического конкурса «Творческий учитель -2021»
2021- Диплом участника Всероссийского педагогического конкурса «Современный учитель-2021»
2021-Диплом победителя II степени Всероссийский конкурс «Лучший сайт педагога -2021»
Развитие креативности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Я , Скоблей Лидия Степановна, в 1969 году закончила Бараниковскую среднюю школу Беловодского района Луганской области, в 1973 году окончила Лисичанское педучилище, а в 1979 году закончила Луганский педагогический институт им.Т.Г.Шеченко. С 1973 года 8 лет работала учителем начальных классов в Даниловской средней школе. С 1981 года учителем украинского языка и литературы в СШ № 25 города Енакиево Донецкой области. А сейчас работаю учителем русского языка и литературы в МОО «Специализированная школа - Лицей информационных технологий города Енакиево».Общий педагогический стаж работы-47 лет. Стаж работы в данной школе - 9 лет. Квалификационная категория - высшая, учитель-методист.
Я работаю над темой по самообразованию «Развитие креативности обучающихся на уроках русского языка и литературы».
Как же данная тема реализуется мной в процессе работы?
Какие методические приёмы и технологии можно использовать для развития кретивности учащихся на уроках русского язика и литературы?
Интересный приём работы - это составление коллажа по персонажам произведения или по содержанию того или иного текста. Учащиеся могут составить дома (заранее) или в классе по нетбукам. Главное условие этого приёма-если не прочитаешь содержание,то хорошо не составишь коллаж. Сюда же можно отнести и приём составления кроссенса. Эти приёмы работы очень нравятся учащимся,и они развивают их креативность и творчество. Существуют специальные сайты в помощь учителю.
«Литературный диктант ».Этот методический приём позволяет развивать зрительную память учащихся , тренирует внимание и ответственность за конечный результат, а также развивает креативность. Диктанты бывают разных видов, всё зависит от темы урока и этапа. Это логический диктант, географический, блиц-диктант, диктант «Да! Нет!», клоуз-тесты, теоретический диктант и т.д.
Объяснение нового материала – неотъемлемая часть урока изучения и первичного закрепления знаний. От качества объяснения зависит уровень усвоения материала, успеваемость, результат обучения. И, конечно же, необходимым условием для успешного усвоения нового материала является заинтересованность учеников. Обычная методика объяснения нового теоретического материала имеет существенные недостатки, связанные, прежде всего с пассивностью обучаемых. Поэтому необходимо использование методов и приёмов работы, активизирующих деятельность учащихся и развивающих их креативность.
Набор приёмов на уроке зависит от цели и задач, этапа урока, используемых приёмов, вида и способа деятельности учащихся. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная учебная ситуация.
В мудрых словах предков отмечалось: «Мы всегда преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Перед каждым учителем встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?»
Основная особенность подачи нового материала состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учёными, делающими своё собственное открытие.
Перед объяснением нового материала учитель может использовать приём «Предсказание». Преподаватель пишет на доске или интерактивной доске несколько слов ,которые как-то связаны с темой урока, а учащиеся должны отгадать тему урока или о чём будет содержание текста.
На интерактивной доске написаны определённые слова по теме урока. На основе этих слов учащиеся стараются назвать тему и цель урока,а также ожидаемые результаты от урока. Точно так же можно использовать и QR-код, вводя в него главные слова или эпиграф к уроку.
Очень интересная форма работы на уроках - это использование мини-проектов. Почти все учащиеся принимают участие в подготовке к уроку (заранее они поделены на несколько групп), а потом некоторые из них защищают свои работы по той или иной теме и отвечают на вопросы своих одноклассников.
А написание сторителлинга ? Интересная форма работы на уроке. Учащиеся пишут историю о каком-нибудь персонаже произведения или о какой-то части речи, члене предложения. И этот приём многим из учащихся даётся легко и очень нравится.
Очень интересная и нестандартная игра-задание «Вопросы –ответы». Несмотря на свою простоту, это очень эффективное и интересное упражнение, не оставит равнодушным ни одного учащегося в классе. Объединяются учащиеся в две команды: команда «Вопросы» и команда «Ответы».
Раздаю каждой команде одинаковые фотографии , иллюстрации, картинки,обложки книги или рисунки на любую литературную тему. Также каждая группа получает маркер и чистые листы.
Предлагаю задания для команд.
Группа «Вопрос»: поставить как можно больше вопросов к фотографии , картинке, портрету. Вопросы могут быть открытыми, закрытыми, касаться деталей, эмоционального восприятия. Каждый вопрос пишется на отдельном листе.
Группа «Ответы»: спрогнозировать, что в них могут спросить, и написать как можно больше ответов на тему данной фотографии,картинки ,портрета. Каждый ответ пишется на отдельном листе. А потом задают вопросы,а другая группа на них отвечает. Например, «Андрей Платонов. Рассказ «Юшка»».
Приём «Верите ли вы…?» Можно использовать этот приём с целью проверки знаний обучающихся с возможной последующей самопроверкой. Ответы могут быть на флеш- карте или на интерактивной доске. После изучения нового материала учитель или учащиеся могут по тексту составить задания. А учащиеся отвечают : верят ли они в это. Этот приём можно использовать на разнообразных уроках. Он поможет развивать нестандартность и креативность учащихся.
Иногда на уроках литературы использую приём «Дневник двойных записей». Учащиеся развивают креативность мышления и используют своё творчество.
7 класс Андрей Платонов «Юшка»
Цитата из текста Комментарии
Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.
— Юшка! — кричали дети. — Ты правда Юшка?.
Разве так ведут себя настоящие люди?
Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде,
и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.
Какой же он терпеливый.
Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:
— Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться... Сколько же злости у людей. Никто его не пожалеет.
Интересно можно применять на уроках и клоуз-тесты, которые развивают творчество и креативность обучающихся. Успешность выполнения клоуз-теста находится в прямой зависимости от того, насколько быстро ученик может понять весь текст и восстановить связи между событиями или персонажами ,их характерами, описанными в тексте.
Клоуз-тесты по рассказу Андрея Платонова «Юшка»
1.Юшка жил на квартире … на кухне.
2. Звали его … , но все люди называли его …..
3. Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, ….!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза … , я не вижу.
4. — Лучше бы ты …, Юшка, — говорила … . — Зачем ты живёшь?
Метод «Релаксация». Его можно использовать в конце урока, но можно и во время повторения учебного материала. Необходимо нарисовать цветными карандашами ваше настроение во время урока. Широко известно высказывание В.Сухомлинского, в котором раскрывается значение творческого процесса в образовании: «Чтобы ребёнок хорошо учился, нужно… чтобы он хорошо учился». Ос- новной стимул учения по В.Сухомлинскому — не оценка, не получение аттестата, но разбуженный учителем познавательный интерес!» Для развития творчества, обогащения словарного запаса , развития креативности учитель может использовать миниатюры , рассказы, легенды В.Сухомлинского. Учащимся читается текст, но не до конца, а учащимся предлагается придумать продолжение. Например, у В.Сухомлинского есть рассказ «Не поте́рял, а нашёл». Учащимся предлагается задание : продолжите рассказ. Вот здесь проявляется творчество и развивается и креативность учащихся.А затем можно предложить и другие задания по русскому языку. Найти определённые части речи и т.д.
На уроках для развития креативности и творчества хорошо можно использовать метод «Трансформер». («Ролевая игра»). В 7 классе изучаем творчество Александра Пушкина и его «Медный всадник» В конце урока даём задание: представьте, что вы встретили А.С.Пушкина, что бы вы ему сказали, о чём бы вы с ним поговорили, как предложили бы закончить «Медный всадник».
Сервис LearningApps.org позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения и игры. Данный социальный сервис можно использовать учителям русского языка и литературы на любых уроках для развития креативности и творчества. Учащиеся могут и сами составлять такие задания по предложенному образцу.
При желании любой учитель, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс – небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля. И сделать это на достаточно качественном уровне!
Приём «Составление QR-кода» часто необходим в начале метапредметного урока: прочитать эпиграф к уроку, объяснить главную мысль или главные черты характера того или иного героя произведения.
Современной интересной формой собственной визуализации художественного текста является стихокартинки. Стихокартинка - это изображение (хорошая фотография, рисунок, портрет ), на котором размещены художественный текст (прозаический или поэтический).
У каждого из нас при чтении художественного текста возникает уникальное восприятие: свои образы, представления, ассоциации, связи, воспоминания. Работа с стихокартинками развивает творческое воображение. Сущность содержания художественного текста осознаётся глубже, ведь его можно передать с помощью зрительного образа, небольших деталей, пропустить через все органы чувств - слух, запах, вкус, осязание, движение. Стихокартинка имеет свою идейную и эстетическую ценность, объясняет и дополняет литературное произведение. Можно составить и коллаж.
Приём "Кольца Венна" (Диаграммы). На уроке выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить. Например, на уроке литературы — героев произведения. Составить диаграмму Венна, сравнивая персонажей рассказа А.Платонова «Юшка». Далее ученики рисуют кольца и заполняют графы. Что общего у Юшки и других жителей и чем они различаются. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах или группах).
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
В настоящее время одной из главных проблем современной школы является падение интереса учащихся к чтению. Поэтому я часто на уроках использую игры.
«Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон!» - считал С. Л. Соловейчик, и нельзя не согласиться с этим мнением.
Все нововведения направлены на усвоение обучающегося определённой суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, креативности и творчества. Давайте будем помнить известную фразу Джона Дьюи: « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра».
Закончить свои размышления мне хочется словами – призывом великого педагога Ш. Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...»