Портфолио учителя
Фамилия, имя, отчество: Шепеленко Татьяна Анатольевна
Образование: Высшее образование
Борисоглебский государственный педагогический институт
Место работы: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2 Рамонского муниципального района Воронежск
Должность: Учитель русского языка и литературы
Квалификационная категория Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж 13 лет
Мои достижения
2009 - 2010 учебный год
- сертификат программы Intel «Путь к успеху» за проведение интегрированного открытого урока 20.10.2009г по теме «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста и программа Intel»
- подтверждение публикации на сайте http://www.uchportal.ru о том, что методические разработки (Внеклассное мероприятие «Ты в памяти и сердце моём, Афганистан»; презентация «Ревизор» к уроку литературы по творчеству Н.В.Гоголя (8 класс); презентация «Мертвые души» к уроку литературы по творчеству Н.В.Гоголя (9 класс) опубликованы на сайте www.uchportal.ru (27 ноября 2009г)
- грамота департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области за большой вклад в развитие системы общего образования, профессиональное мастерство, плодотворную работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения (Приказ № 171-Л от 28.12.2009г)
- диплом 3 степени за подготовку команды, занявшей 3 место на региональном этапе Всероссийского фотоконкурса «Школа, где живет Intel» (2010г)
- диплом участника Всероссийского заочного конкурса «Мастерская учителя» (серия А № 000823/2010) (завуч.инфо, 2010г)
- сертификат программы Intel «Путь к успеху» за участие в конкурсах в рамках программы Intel «Путь к успеху» (27.05.2010г)
- диплом фестиваля педагогических идей «Открытый урок» за представление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок» (2009 – 2010 учебный год)
- сертификат фестиваля педагогических идей о факте публикации в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2009 – 2010 учебного года (на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов) следующих статей: «Звезда горела средь небес»
- сертификат участника «Парад идей» Международной образовательной программы Intel «Путь к успеху» (2010г)
- грамота за 1 место в конкурсе проектов по программе Intel «Путь к успеху» (2010г)  2010 - 2011 учебный год
- благодарность МОУ Рамонской СОШ № 2 за проведение внеклассного мероприятия «Не бывает в доме скуки, где есть бабушки и внуки», посвященного Дню пожилого человека» (Приказ № 169 от 07.10.2010г МОУ Рамонской СОШ № 2)
- сертификат программы Intel «Путь к успеху» за проведение открытого занятия «Почтовая открытка» в рамках программы Intel «Путь к успеху» 14.10.2010г
- подтверждение публикации авторских методических материалов на сайте http://www.uchportal.ru № 0022 о том, что методические разработки (Разработка классного часа + презентация «По волнам любви»; разработка классного часа + презентация «Семья – глаза в глаза»; разработка классного часа + презентация «Святые дочери России») опубликованы на сайте www.uchportal.ru (31 октября 2010г)
- благодарность МОУ Рамонской СОШ № 2 за организацию и проведение на высоком методическом уровне лингвистического конкурса по русскому языку «Самый умный» (среди учащихся 5 классов) (Приказ № 208 от 30.11.2010г МОУ Рамонской СОШ № 2)
- сертификат за проведение мастер-класса 22.12.2010г в рамках работы семинара «Развивающие образовательные технологии в системе дополнительного образования в школе (на примере реализации программы Intel «Путь к успеху» (2010г)
- свидетельство о публикации методического пособия (серия А № 008262/2010) в том, что 30.11.2010г на страницах СМИ «ЗАВУЧ.ИНФО» опубликована работа «Портрет человека с положительными качествами (на примере басен И.А.Крылова)»
- свидетельство о публикации методического пособия (серия А № 008449/2010) в том, что 16.12.2010г на страницах СМИ «ЗАВУЧ.ИНФО» опубликована работа «Крепостное право и Личность. Такое возможно?» (итоговый урок по рассказу И.С.Тургенева «Муму»)
- свидетельство о публикации методического пособия (серия А № 008450/2010) в том, что 16.12.2010г на страницах СМИ «ЗАВУЧ.ИНФО» опубликована работа «Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
- диплом фестиваля педагогических идей «Открытый урок» за представление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок» (2010 – 2011 учебный год)
- сертификат фестиваля педагогических идей о факте публикации в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2010 – 2011 учебного года (на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов) следующих статей: «Добро и зло в нашей жизни (на примере «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина»)
- диплом участника конкурса «Презентация к уроку» фестиваля педагогический идей «Открытый урок» (2010 – 2011 учебный год) 2011 - 2012 учебный год
- благодарность «Всероссийского педагогического собрания» за подготовку победителей межрегионального конкурса «Мои инновации в образовании» (Протокол № 15 от 26.09.2011г)
- сертификат победителя конкурса педагогического мастерства «Самый классный «Классный 2011» (2 место) (Приказ № 283 от 11.10.2011г)
- сертификат участника областного фестиваля-конкурса детских творческих работ «Символы России и Воронежского края» в номинации «Сценарии» (Воронеж, 2011)
- почётная грамота «Всероссийского педагогического собрания» за 2 место в межрегиональном конкурсе фоторабот «Родная сторона с осенне-зимний период» (номинация «Жанровая фотография») в рамках Программы Intel «Путь к успеху» (Протокол № 2 от 15.12.2011г)
- почётная грамота «Всероссийского педагогического собрания» за 3 место в областном открытом конкурсе «Бизнес и общество» в рамках Программы Intel «Путь к успеху» (Протокол № 2 от 15.12.2011г)
- подтверждение публикации авторских методических материалов на сайте http://www.uchportal.ru № 0302 о том, что методические разработки (Разработка сценариев и презентаций классных часов «Государственный герб – один из символов России»; «Государственный флаг – один из символов России», «Как не любить мне эту землю») опубликованы на сайте www.uchportal.ru (24 февраля 2012г)
- сертификат за высококвалифицированную работу в качестве эксперта Всероссийского дистанционного конкурса на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия с мультимедийным сопровождением, посвященного «Дню смеха» (Регистрационный номер: KVE – 012 – 02 от 20.03.2012г)
- благодарственное письмо за активное участие в подготовке школьников к V областному конкурсу «Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления», проходившем в МАУ ВПО «Воронежский институт экономики и социального управления» в марте 2012г
- победитель конкурса лучших учителей Воронежской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 2012 года (по губернаторской квоте)
Самообразование

Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы

Я преподаю русский язык и литературу в школе 12 лет. Свою работу планирую так, чтобы учащиеся ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе овладения знаниями. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ребенка, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед.
Акцентирую внимание на практическую направленность обучения русскому зыку и литературе. Для активизации познавательной деятельности обучающихся, в зависимости от темы и целей урока, стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую разные виды уроков, используя при этом разнообразные формы работы, однако, самым актуальным для меня остается использование метода проблемного обучения. Уже два года являюсь членом творческой группы областной стажёрской площадки «Развитие общеучебных компетентностей у учащихся посредством применения технологии проблемного обучения».
В начале XXI века общество (как в нашей стране, так и во всем мире) претерпевает существенные изменения. Поэтому и перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Урок, построенный по принципу: учитель дает знания, а ученик просто их берет, не прилагая к этому особых усилий, в настоящее время не может отвечать всем современным требованиям. Ученик должен уметь сам находить ответы на поставленные вопросы. Метод проблемного обучения как нельзя лучше подходит для решения таких задач.
Проблемное обучение – организованный учителем способ активного взаимодействия ученика с проблемой, представленный содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к противоречиям знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося.
Цели проблемного обучения:
1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
3. Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Задачи:
1. Изучение мотивации всех участников образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.
2. Способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.
3. Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.
Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.
Активные методы позволяют на уроке:
- формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;
- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;
- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;
- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.
На своих уроках я использую такие приемы создания проблемных ситуаций:
- подвожу учеников к противоречию и предлагаю им найти способ его решения,
- побуждаю школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты,
- ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения,
- даю исследовательские задания по тексту.
Так, например, на уроках русского языка, при объяснении нового материала, ставлю проблему перед учащимися, совместно с учащимися вырабатывается алгоритм решения этой проблемы, после чего учащиеся самостоятельно осуществляют поиск верных решений и оценивают свой выбор. Проблемное изложение материала, привлечение учащихся к поиску посильных для них решений неизменно повышают активность школьников, способствуют лучшему усвоению знаний и практическому их применению.
Часто предлагаю учащимся самостоятельно решить проблему (в 5 классе – это совсем небольшие работы, презентации, выступления, а к 11 классу – это уже «настоящие» работы с выводами и обобщениями).
Предлагаю найти материал по заданной теме и по итогам своей работы создать презентацию или буклет, отобразив в ней свою точку зрения на данную проблему, причем данное задание (если оно выполняется сразу на уроке) нужно выполнить за определенное количество времени. Свою работу строим следующим образом:
1. С помощью игры определяем группы, в которых ребятам предстоит работать. Желательно, чтобы в каждой группе было по 3 – 4 человека.
2. Определение круга обязанностей каждого участника группы (расчет времени для каждого этапа работы, подбор информации, оформление материала и т.д.).
3. Систематизирование собранного материала. Учащимся предстоит распределить собранный материал и подготовить макет презентации или буклета на листах бумаги, определяя название слайдов и их содержание.
4. Создание компьютерной версии, внесение корректировок, подбор (если это необходимого) дополнительного материала.
5. Подготовка выступления. Этот этап очень ответственный. Ребята определяют, кто будет представлять работу группы (это может быть как один человек, так и несколько).
Учащихся заинтересовывает данная работа. Сами того не замечая, они учатся работать в парах и группах, высказывать свое мнение и при этом учитывать мнение других, а самое главное – они самостоятельно решают заданную проблему.
Работая таким образом, учитель остается «сторонним наблюдателем» и вступает лишь тогда, когда необходимо оказать помощь в трудно разрешимом вопросе.
Конечно, бывают определенные трудности, но их становится меньше от урока к уроку. Используя не первый год на своих уроках элементы проблемного обучения, сделала определенные сравнения:
I. Критерии сформированности мотивации учения (к новому виду деятельности) учащихся в зависимости от частоты возвращения к интересующей теме:
1. Возвращается часто; интересен процесс – 6.
2. Возвращается изредка; интересны отдельные части процесса (информации) – 5.
3. Не возвращается; процесс и информация субъективно не интересны – 1.
II. Критерии сформированности мотивации учения учащихся по активности действий, в новом виде деятельности:
1. Проявляют активность – 9.
2. Проявляют активность изредка – 3.
3. Проявление активности практически отсутствует.
III. Критерии сформированности мотивации учения (к новой деятельности) учащихся по сформулированности цели:
1. Цель четко сформулирована; ученик знает, чего хочет, и идет к этой цели – 8.
2. Выбрано интересующее направление, но цель не сформулирована – 4.
3. Направление не выбрано, цель не сформулирована. Действия осуществляются чаще всего, как уход от неприятностей (неприятных ощущений) <br>Такая планомерная работа не может не приносить определенных результатов. Мои ученики являются участниками, призерами и победителями различных конкурсов и олимпиад:
2009 - 2010 учебный год
- 3 место в региональном этапе Всероссийского фотоконкурса «Школа, где живет Intel» (Шульгина Марина , Богданов Александр , Алисова Ксения , Сотышева Елена , Пушкарев Евгений )
- участие в международном конкурсе «Парад идей» международной образовательной программы Intel «Путь к успеху» (Шульгина Марина , Богданов Александр , Алисова Ксения , Сотышева Елена , Пушкарев Евгений )
- 3 место в районной олимпиаде по литературе (среди учащихся 9 классов) (Алисова Ксения)
2010 - 2011 учебный год
- 1 место в межрегиональный конкурс «Мои инновации в образовании» (Шульгина Марина, Алисова Ксения, Сотышева Елена)
2011 - 2012 учебный год
- 1 место в районном конкурсе "Самый грамотный" (среди учащихся 11 классов) (Шульгина Марина)
- 1, 2, 3 место в районе во Всероссийском конкурсе «Русский Медвежонок – языкознание для всех» (среди учащихся 6 классов) (Толоконникова Мария, Сокольский Михаил, Дементеевская Евгения)
- участие в областном конкурсе домашних сочинений школьников «Если бы я был президентом…» (Алисова Ксения, Толоконникова Мария, Сокольский Михаил, Дементеевская Евгения)
- лауреат областного конкурса «Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления» (номинация «Развитие местного самоуправления на территории моего муниципального образования: история и современность») (Алисова Ксения)
- участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «В творческой мастерской любимого писателя» (номинация «Рисунки к произведениям») (Алпатов Евгений, Бенедик Ирина, Бобрешов Павел, Гладилин Валерий, Дементеевская Евгения, Карнашова Анна, Куваева Татьяна, Кузминова Кристина, Ситникова Юлия, Сокольский Михаил, Сотышева Анастасия, Толоконникова Мария, Трукшанина Алина, Хрипунова Элеонора)
- участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «В творческой мастерской любимого писателя» (номинация «Исследовательская работа») (Алисова Ксения)
Выдано свидетельство №012 - P - 0012
Шепеленко Татьяна Анатольевна
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены