Тема самообразования: “Духовно-нравственное воспитание школьников с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности как средство развития личности ребенка”.
Цели работы над темой:
Знакомство учащихся с духовно-нравственными составляющими русской культуры, литературы и искусства, воспитание гармоничной, самостоятельной, позитивно мыслящей личности, развитие творческих способностей и активной жизненной позиции.
ПУБЛИКАЦИИ
***
Урочная и внеурочная деятельность Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ БИЮЛИ в свете решения задач духовно-нравственного воспитания
Е.А.Куликова
Обновление задач развития современного образования предполагает в основу духовно-нравственного воспитания подростков ставить гуманистические ценности на базе использования форм инновационной деятельности с привлечением ИКТ-технологий. В статье описан опыт работы в данном направлении.
Renovation problems of development of modern education requires to put human values as foundation of spiritual and moral education of young people. These values based on the use of innovative forms of promotional activities involving ICT technologies. The article describes the experience of work in this direction.
Вступают в действие образовательные стандарты второго поколения, в содержании которых особая роль отводится духовно-нравственному воспитанию. В Центре дистанционного образования детей-инвалидов при БИЮЛИ вопросам воспитания уделяется значительное внимание. Строится деятельность на основе положений, взятых из документов законодательного перечня.* В базовом документе "Фундаментальное ядро содержания общего образования" в разделе "Система базовых национальных ценностей" дано содержание ключевых воспитательных задач, которое отражает основные направления развития личности: личностную культуру; семейную культуру; социальную культуру. "Эти ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности, могут быть определены как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях", - говорится в документе.
Перечисленные ценности лежат в основе учебно-воспитательной работы ЦДО. Реализуются поставленные задачи через творчество. Сочинения наших учеников публикуются в областных газетах и на различных сайтах,** что вдохновляет на новое творчество, воспитывает ответственность. Так учебная деятельность стимулируется практической направленностью. На заочный конкурс чтецов “Очей очарованье” (по пейзажной лирике русских поэтов), проводимый в рамках предметной недели, конкурсанты представили пейзажно-музыкальные фильмы с собственной декламацией. Для создания конкурсных работ были использованы различные информационно-компьютерные технологии, которые расшяют творческие возможности.
Традиционно учащиеся нашего центра отдают дань памяти своим ближним и всем воинам-освободителям. Работая над презентациями и фильмами: “Великая Отечественная война в поэзии”, ребята не только ознакомились с большим количеством стихотворений, но подобрали к ним иллюстративный материал, фотографии военного времени, некоторые даже музыку. Свой труд дети посвящали воинам и всем трудившимся и пережившим страшную войну. Этих детей уже нельзя будет назвать “Иванами не помнящими родства”.
Восьмиклассники готовили презентации по циклу стихов А.Блока “На поле Куликовом”. Изучая творчество этого великого русского поэта, мы не могли не коснуться истории Куликовской битвы, ее героев, подвига русских воинов и роли игумена Сергия Радонежского и иноков-воинов Андрея Осляби и Александра Пересвета. Оформляя презентации, учащиеся ознакомились с картами и схемами битвы, со множеством художественных произведений и памятников в честь знаменательного события русской истории, с храмовым зодчеством и лучшими образцами иконописи. Через историю и памятники мы постигали философию поэта, пытались соприкоснуться с далеким, но важным для любого русского человека событием и вместе с Блоком жить радостью и болью Отечества.
В мае, в честь праздника учителей словенских Кирилла и Мефодия, по традиции отдельные страницы уроков посвящаются славянской письменности. Одним из элементов урока является знакомство с церковно-славянской азбукой, рисование и раскрашивание буквицы-заставицы. В 2013 году ко Дню славянской письменности и культуры учителями МО русского языка и литературы были проведены конкурс «Рисунок буквицы «заставной»» и конкурс презентаций "Житие святых Кирилла и Мефодия". В дальнейшем с целью привлечения внимания к родному языку, к славянской культуре и истории планируется ежегодное проведение мероприятия по данной тематике.
Мы, педагоги, стремимся дать ориентиры, образцы для подражания, заложить благодатную почву через внеклассные мероприятия. Понимаем, что стройная система духовно-нравственных ценностей может существовать только в культуре - всё бескорневое в природе — примитивное, а в искусстве и в литературе — пошлое, деградирующее (что и наблюдается в настоящее время в, так называемой, масскультуре) - , поэтому обращаемся в работе к таким элементам, составляющим культуру России, как народные традиции, православная вера, памятуя также об исторических завоеваниях и достижениях. Электронные технологии расширяют возможности обучения, но ничто не может сравниться с живым человеческим общением. Для этого периодически устраиваются внеклассные мероприятия и праздники в стенах лицея, куда из разных уголков области съезжаются ребята со своими родителями и другими родственниками. Первое в 2012-2013 учебном году мероприятие носило название «Моя малая Родина — Белгородчина». В подготовительный период были объявлены и проведены конкурсы, в рамках которых, учащиеся представили на суд свои сочинения, презентации, фотографии. В группе старшеклассников по станциям, представляющим Белгородскую землю в разных областях: география, история, природные и человеческие богатства, святыни, атрибуты государственности — юноши и девушки совершили виртуальное путешествие. Информационно-компьютерные технологии предоставили широкие возможности для создания мультимедийных продуктов в виде викторин, кроссвордов, презентаций. У каждого из присутстствующих была возможность рассказать о себе и высказать свою любовь к тому месту, где живёт.
В былые времена на Руси четырнадцатого декабря начинался учебный год. К этой дате в 2012 году на сайте ЦДО была размещена презентация на тему: "День Наума Грамотника", рассказывающая о том, как учили и как учились в Древней Руси. Возможно, когда-нибудь возродится традиция празднования Древнерусского дня учителя с целью привлечения интереса к учебе. Данное мероприятие предполагает задействование учащихся в проектной и исследовательской деятельности.
Тема последней встречи - «Весна. Я и мир вокруг меня». Викторина, подготовленная ко Дню птиц, вызвала живейший интерес у всех. Кроме познавательности, представленные преподавателями биологии материалы содержали воспитательные моменты. Для многих было новостью узнать о том, что деревянный «птичий домик» – это исконно русское изобретение, созданное для заботы о птицах исключительно по этическим и эстетическим соображениям. В Западной Европе глиняные скворечники вывешивались в угоду гастрономическим предпочтениям горожан - скворцы были любимым лакомством. А еще наши благочестивые предки в день празднования Памяти сорока севастийских мучеников всегда пекли жаворонков, которые подобно мученикам смиренны и покорны воле Божьей. Считается, что момент, когда поющий жаворонок камнем «падает» на землю, передает благоговение птички, склоняющейся перед величием Творца.
Творческая мастерская по стихотворению А.Фета “Учись у них - у дуба, у берёзы...» дала возможность участникам встречи вместе с поэтом понаблюдать за явлениями природы и, сопоставив их с законами духовной жизни человека, приобрести надежду: человек, претерпев испытания, освобождается от пороков, становится более крепким и мудрым; а весна приходит неизменно, как по непреложности смены времен года, так и в иносказательной форме символизирующая возрождение души.
Расширяется круг деятельности ЦДО сотрудничеством с различными культурными и учебными учреждениями. Так, педагоги Белгородской художественной школы провели в Центре дистанционного образования мастер-классы «Кукла-закрутка своими руками».
Из многих форм работы, пожалуй, стоит еще назвать такие, которые проводятся в режиме общения через видеокомнату. Среди них, имевшая важное воспитательное значение, дискуссия об обсценной лексике, цикл музейных уроков, проводимых научными сотрудниками Белгородского государственного историко-краеведческого музея в режиме Open Meetings.
Многие направления учебно-воспитательной деятельности носят сквозной характер. Например, с темой Родины, патриотизма, любви к родному краю учащиеся начинали знакомство через литературные произведения. Результатом явились их творческие и исследовательские работы, которые по мере совершенствования, углубления и расширения материала, проходили этапы конкурсов от разряда ОУ до Всероссийского под названием “Малая Родина – центр Вселенной”. Последний дал возможность общения со сверстниками со всей необъятной территории России, дал возможность познакомиться с интереснейшими работами, отражающими культурные, географические, исторические, этнографические (всего не перечислишь) богатства, показал, огромный потенциал нашей молодежи. Материалы о Белогорье были рамещены в блогах и на Google-карте.***
Еще не все из намеченного осуществлено. Делу нравстсвенного и физического здоровьесбережения могут способствовать, например, следующие виды деятельности: совместное застольное пение; заочные песенные конкурсы в видеозаписи; конкурсы и задания, погружающие детей в мир сказки, чуда, волшебства, мифа, словом, ирреального мира, имеющие целью вывести ребят из состояния рационализма и прагматизма; конкурс национального народного костюма и поделок; конкурсы традиционных национальных и сакральных блюд, приготовленных вместе с родными в кругу семьи.
С целью оздоровления и достижения эмоционального равновесия детей учебно-воспитательная деятельность строится на основе новейших научных изысканий в области педагогики, физиологии, психологии (например, открытия д.б.н., к.м.н. В. Б. Слезина) и опыта видных педагогов-практиков (С.А.Рачинского, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызина). ****
__________________________________________________________________
* 1) Фундаментальное ядро содержания общего образования: Стандарты второго поколения/ Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова - Российская академия наук: Российская академия образования – изд. 4-е , доп. - М.: "Просвещение", 2011. (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985)
2) Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. М. Кондаков, В. А. Тишков – М.: «Просвещение», 2009 (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985)
3) Долгосрочная целевая программа "Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области" на 2011 - 2013 годы. (http://www.beluno.ru/documentation/program.html)
** 1) http://belcdo.bel-licei-inter.ru/
2) http://kulikovaea.ucoz.ru/
*** 1) http://chtenie-21.ru/moikrai/participants/512
**** 1) Слезин, В. Б. Здоровье человека и общества с нейрофизиологических позиций/ В.Б.Слезин. - С-Пб.: Журнал «МОСТ», № 57, апрель 2004 г. 2)Седова, Л. Н. Теория и методика воспитания: Конспект лекций/ Н. П. Толстолуцких. -http://www.e-reading.biz/chapter.php/99153/2/Sedova%2C_Tolstoluckih_-_Teoriya_i_metodika_vospitaniya__konspekt_lekciii.html
3)Рачинский, С. А. "Из доброго сокровища сердца своего...": Статьи и письма/ С. А. Рачинский; составитель И.В. Ушакова. - Нижний Новгород: изд-ство "Родное пепелище", 2013.
***
«Там русский дух...»
Осмысляя задачи духовно-нравственного воспитания, изложенные в документах Федерального государственного образовательного стандарта, мы, педагоги, понимаем, что в образовательно-воспитательной деятельности должны совершить переход от установок идеологии как основы общественного бытия к культуре. Мы видим перспективы достижения успеха через обращение к основам русской культуры и литературы, которые по духу являются православными, через возврат к истинным ценностям. Среди таковых — вера, гражданственность, любовь к ближнему, патриотизм, традиционная народная культура и, в первую очередь, человек как личность, как культурно-исторический тип. Культурная оболочка личности, составляет стержень цивилизации. Современный учитель призван, с одной стороны, быть личностно ориентированным, с другой стороны, служить задачам государственного строительства на основе духовности и нравственности. При этом подразумевается, что духовность — это способность выбирать источник духовности, различать духов, что нравственность — это нравы, уклад жизни. Построение личности должно совершаться на основе осмысления культурно-исторического или цивилизационного типа русской культуры.
Посмотрим, что говорит поборник Российской государственности И. Л. Солоневич в книге «Народная монархия»: «Каждая государственность мира, и в особенности каждая великая государственность мира, отражает в себе основные психологические черты нации-строительницы. Ни климат, ни география здесь не играют никакой роли... Факторы, образующие нацию и её особый национальный склад характера, нам совершенно неизвестны. Но факт существования национальных особенностей не может подлежать никакому добросовестному сомнению... Решающим фактором всякого государственного строительства является психология, «дух» народа-строителя, втягивающего в свою орбиту (иные народы — Е. К.)».
«Дух» народа может быть усвоен через ценностные установки , но в процессе живого, непосредственного усвоения культурно-исторических образцов и форм поведения. Человек последнего времени является пассивным участником культурной жизни: слушателем, зрителем. Одним из признаков здоровья русской нации была ее песенность. Пели на свадьбах и гуляньях, пели, работая на поле, пели в радости и в горе. Песня лечила душу, помогала жить.
И. С. Тургеневу удалось показать могучий дух народа путем контраста, через погружение героев-певцов (рассказ «Певцы») в убогий, бедный пейзаж, описанию которого автор предпосылает комментарии: «Невеселй вид, нечего сказать... Признаться сказать, ни в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища; но особенно грустное чувство возбуждает она, когда июльское сверкающее солнце своими неумолимыми лучами затопляет...» Далее, используя прием многосоюзия, автор описывает жалкую панораму села. А вслед за этим рассказчик дарит читателям повествование о состязании певцов. Небогатый степной край родит глубокую, тонкую душу. Это согласуется с утверждением И. Солоницына о том, что «ни климат, ни география не играют никакой роли» в формировании психологических черт нации. Дух в антропологии связывается с дыханием, следовательно, пение как образец красивого дыхания — это жизнь. Не всякое пение — жизнь, подтверждением тому могут служить те разрушения, которые производит на своем пути толпа молодежи, возвращающейся после концертов некоторых музыкальных групп. Народная песня производит противоположное действие. Тургеневские герои, свидетели песенного состязания, плачут. Это слезы очищения. Смягчается даже душа Дикого-Барина, наделенного «грубой, тяжелой, но неотрaзимой силой». Рядчик, недавний надменный соперник, признает превосходство Якова, своего победителя. В народном творчестве сокрыт великий нравственный дух.
Наша молодежь показывает, что дух народа не утрачен, что потребность в народном искусстве жива. И это без какой-либо инициативы «сверху» и вопреки затраченным миллионам долларов и иных валют, пошедших на ведение консциентальной войны против России и ее народа. (Консциентальная война – война против сознания и совести человека (conscientia – сознание, совесть). Россия — духовный организм, поэтому, как птица-феникс, неистребима. «Тут русский дух, тут Русью пахнет», - сказал юный А. Пушкин. А наши молодые современники из Новосибирска в народном русском танце выразили этот дух. Их инициативу подхватили еще восемь Сибирских городов, на площадях которых три тысячи участников кружились в «Сибирском хороводе». Пора и Белгороду!
Если уж находятся энтузиасты подготовки и проведения широкомасштабных флеш-мобов, как современно окрестили народные гуляния, то и мы, педагоги, не остаемся в стороне от дела возрождения народной песенной культуры.
В Центре дистанционного образования детей-инвалидов при Белгородском инженерном юношеском лицее-интернате в рамках проекта «Рождественский хоровод» был проведен конкурс видеороликов "Мы поздравляем мир пением рождественских колядок"».
Возрождение в обществе духовно-нравственной и исторической традиции отмечать Рождество Христово как государственный и семейный праздник было целью заочного сетевого мероприятия. Конкурс колядок дал возможность не только перебрать драгоценные жемчужины устного народного творчества, не только приобщиться к культуре предков, но и передать доброту, щедрость души сердцам тех людей, которые в интернетэфире услышат пожелания благополучия, благоденствия, пусть и незатейливые слова, но великолепные по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте:
Подай тебе, Бог,
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!
Пусть первый блин где-то даже и комом, потому что нет опыта публичности, камера стесняет, несмотря на опыт колядования в деревне. Количество участников тоже скромное. Но и Волга в своем истоке тоже — маленький ручеек.
Мечтаем мы, чтобы запели наши любимые, добрые, скромные, ранимые, героические ученики вместе со своими родителями и учителями во время сетевых мероприятий. С этой целью в программу следующего праздника включено выступление народного коллектива из знаменитого песенного села Тростянец (Новооскольский район) и коллектива Детской музыкально-хоровой школы № 4 города Белгорода.
Песня способна , к тому же, и объединить, и сплотить, и породнить. Надеемся не только на получение желаемого результата, но и на расширение границ конкурса (за счет других жанров) и сотрудничество с коллективами энтузиастов народного творчества.
(Газета "Белгородская правда" от 14-го марта 2014 года, №35)
***
Поют по старинке «Истоки» с «Акулинкой», или Живая связь времен
В статье «Там русский дух...» («Белгородская правда», № 35 от 14 марта 2014 г.) мы поделились опытом воспитательной работы, проводимой в Центре дистанционного образования детей-инвалидов при Белгородском инженерном юношеском лицее-интернате и говорили о планах на предстоящее весеннее мероприятие. Оно состоялось. Тема праздника "Встреча весны. Сохраняем народные традиции". В гости к особенным детям прибыли фольклорные коллективы: ансамбль детской музыкально-хоровой школы № 4 города Белгорода и народный коллектив «Истоки» села Тростянец Новооскольского района.
Преподаватели и учащиеся музыкальной школы исполняли народные песни и весенние заклички. Дух народной песни, чистые юношеские голоса, задорные переплясы и звуки инструментов в исполнении ансамбля преподавателей школы сняли всю усталость с детей и родителей, прибывших в стены лицея из разных уголков области.
Продолжил программу мероприятия учитель, заведующий тростянецким домом культуры, руководитель народного коллектива «Истоки» Василий Викторович Алехин такими словами: «Сороки — праздник весновой. Основание этому празднику следующее: в четвертом веке в Армении мученически пострадал за веру отряд воинов. Они стали почитаться в православной Церкви за то, что не отказались от Христа. Для них вера, любовь к отечеству, любовь к Богу была гораздо больше, чем эта временная жизнь. И воины были мучимы в Севастийском озере. В такую же холодную ночь, как бывают сейчас, загнали их в озеро. До полуночи воины стояли в ледяной воде, а потом небо разверзлось и явился необычайный свет». Далее последовало печальное песнопение:
Мы не голуби да не белые,
А мы ангелы хранители,
А мы праведным душам покровители,
А грешным душам спасители...
В. В. Алехин продолжал: «Из отверстых небес на воинов сошли сорок венцев. Только один из воинов смалодушествовал. На берегу стояла раскаленная баня и можно было нагреться. Он оставил своих друзей и побежал в баню, только на ее пороге умер, пораженный ангелом смерти. А в свете небесном сияли венцы, и один из стражников, из числа охранявших мучеников, видя благодать Божию, снял с себя одежду и сказал: «Я христианин», - и вошел в озеро. Сорок венцев спустились на святых мучеников.
На Руси этот праздник был особо почитаем. Этот праздник был детский, потому что дома и улицы наполнялись шумом-гамом. В домах пекли особый хлеб. Называли его жаворо'нки. (В голосе Василия Викторовича звучит особая задушевность, проникновенность и напевность. Он берет с накрытого стола, украшенного рушниками и цветами, корзинку с жаворонками, выпеченными в Тростянце специально для наших особенных детей.) Это птица из теста. Это образ тех мучеников севастийских. Дети брали хлеб в руки, бежали по улице и кричали...» Далее Татьяна Алехина (она не только участница коллектива и дочь его руководителя, но и выпускница Инженерного юношеского лицея-интерната) выкликает: «Жаворонки прилятите, зиму люту унясите, вясну теплу принясите. Зима надоела, увесь хлеб у нас поела».
Самая почтенная участница коллектива продолжает: «Кулик, кулик, запярай зиму, отпярай вясну». Эстафету подхватывают другие народные артисты и закликают, просят у жаворонков и перепелочек принести «вясну с дождем да лето с травами, вясну с солнушком, лето с зернушком».
А далее вступает вековое тростянецкое многоголосие. Это глубинное, мощное, как полноводная чистая река, пение входит прямо в души слушателей, вытесняя все суетное, и заполняет сердца вековечными мелодиями, безраздельно захватывая и омывая тем самобытным народным звучанием, которое было выработано нашими благочестивыми предками и отточено, отшлифовано веками.
В отличие от членов школьного ансамбля, одетых в концертные костюмы, все тростянецкие артисты в национальных народных костюмах, сшитых из натуральной материи многие десятилетия назад по традиции, сложившейся за века в данной местности, сохраненных в дедовских и бабушкиных сундуках, доставшихся в наследство. Эти костюмы зажили обновленной жизнью, придавая новым хозяевам особую осанку и стать.
Народно-театральное действо закончилось раздачей обрядовой выпечки. А потом дети и родители изъявили желание сфотографироваться вместе с гостями-артистами из Тростянца. В заключение методист Центра Любовь Порфирьевна Татаринова поблагодарила народный коллектив «Истоки». Она растроганно сравнила исполненные ими песнопения с чистым источником, из которого всем присутствующим посчастливилось испить.
Нелегко было организовать приезд немалочисленного коллектива из Новооскольского района в Белгород. Л. П. Татариновой пришлось пройти не одну инстанцию, постучаться не в одну дверь в поисках транспорта. Наконец, в Администрации Новооскольского района откликнулись на просьбу, за что приносим благодарность им в лице главы местного самоуправления М. Н. Понедельченко.
Праздник удался. Одно только намерение не было исполнено в этот раз: быть не пассивными слушателелями, а включиться в совместное пение.
О том, что мы на верном пути, может свидетельствовать тот факт, что День славянской письменности и культуры был отмечен в нышеннем году не шествиями и демонстрациями, а песней. Грандиозный песенный марафон длился около трех часов. Столь масштабно этот церковный и одновременно светский праздник отмечался впервые. Многомиллионный хор прославил День славянской письменности и культуры на всю Россию, от Калининграда до Владивостока. Надеемся, что это станет доброй традицией, и наши ученики вольются в сводные хоры.
А пока мы продолжаем начатое дело освоения традиционной народной культуры в границах стен родного Белгородского инженерного юношеского лицея-интерната в сотрудничестве с коллективами города. Первое внеклассное мероприятие в новом учебном году состоялось седьмого ноября. Вновь в гостях у особенных детей на встрече был коллектив музыкальной хоровой школы № 4. Детский фольклорный ансамбль «Акулинка» исполнял и старинные народные песни, и популярные современные хиты. При исполнении «Катюши» и «Идет солдат по городу» подпевал зал, особенно воодушевленно - папы и сотрудницы Белгородского Музея Народной Культуры, которые присутствовали в ожидании своего выхода.
Предложенная музейными работниками программа перекликалась с композицией коллектива «Истоки». Масалытина Валентина Павловна, Шведова Ирина Викторовна, Бурханова Наталья Анатольевна, Воронкова Анна Юрьевна, Бурханова Наталья Леонидовна вышли тоже в колоритных народных костюмах, их пение сопровождалось игрой на народных инструментах. Объединила всех сидящих в зале игра «Как у дяди Трифона». Под распевы:
Как у дяди Трифона было семеро детей
Было семеро детей, было семь сыновей.
Они не пили не ели, друг на друга всё глядели
Разом делали вот так: «А как?» -
мы и за ручки, и за плечики, и за щечки друг у друга подержались (с любовью знакомились).
Потом девочки «кумились»: надевали одна другой веночек и прижимались щечками. В представлении русского народа считалось, что после этого подружки станут близки, как сестры. А смысл подобного действа раскрывается в словах:
Кумитеся, любитеся!
Не ругайтеся, не бранитеся!
В научных исследованиях кумление считают особой формой посестримства, цель которого — подготовка девушек и молодых женщин к будущему материнству.
В хороводной игре «Ходя ли барин» мальчики ходили по кругу и, выбирая девушку, говорили:
- Хорош, пригож, пойдёшь за меня замуж?
Если в ответ — отказ:
- Не, не пойду, у тебя рубаха не белёна, онучи отрепья.
Тогда парень кручинится:
- Горе мне горе, горе горевания.
Если девушка соглашалась:
- Добраи люди, жалуйте на свадьбу, хлеб соль кушать, радости послушать, молодых посмотреть и дарами одарить, и спать положить.
«Опоясывание чресел» является в Библии символом готовности к путешествию и к борьбе, одновременно и признаком корректной одежды и соблюдения обычаев.
По аудитории разошлись народные инструменты: гусли, коробочки, трещотки, бубенцы, бубны, колотушки, свистульки — и дети аккомпанировали задорным словам потешек.
Хочется надеяться, что сотрудничество наше продолжится и, может быть, примет иные новые формы, которые дадут возможность раскрепоститься, раскрыть таланты учащихся Центра.
На следующее мероприятие коллектив музея Народного творчества обещает познакомить наших детей со свадебным обрядом. Народное песенное творчество многогранно и неисчерпаемо, живое соприкосновение с исконной народной культурой обогащает и питает душу.
Е. Куликова 20 июня / 17 ноября 2014 года
Фотографии: С. Рыжих
***