Портфолио учителя
Мои достижения
Награждена нагрудным знаком "Почетный работник общего образования Российской Федерации".
Самообразование
Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР как необходимое условие успешного обученияСреди разнообразных нарушений в дошкольном возрасте наибольшую сложность для коррекции представляет такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова. Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Мною разработан альбом по работе над слоговой структурой слова, в основу которого положены 13 классов слов, предложенных А.К. Марковой. Работа по альбому позволила внести разнообразие в работу над слоговой структурой. Предложенная мной система коррекционной работы структурирована следующим образом: - на Первом подготовительном этапе работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. Я провожу игры: 1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания:Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?). 2. Работа над ритмом: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальный инструментов - барабана, бубна, металлофона. Предлагаю следующие виды заданий: - Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике, карточке; - Сосчтитать, сколько хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагать простой, а затем сложный); - Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!; - Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами; - Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку; Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!; - Произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами; - Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка-символ «-») и коротких (барабан, бубен- символ «+»). Ритмический рисунок может быть следующим: --++; ++-+-- и т.д. 3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба. (Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике). 4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь. 5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки-ребро правой руки и т.д.). 6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0…; +=+=… Провожу игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец, перед, за, после, первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры. В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом использую игровые ситуации с использованием, например, русской народной сказки «Репка». В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый-последний, начало-середина-конец, между-за-перед-после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.). -2 Коррекционный этап На данном этапе я широко использую альбом по коррекции слоговой структуры слова. Альбом содержит богатый картинный материал, который позволяет заинтересовать детей, а логопеду не тратить время на поиск подходящих картин. Применение в работе альбома по работе над коррекцией слоговой структуры слова помогает в преодолении трудностей в развитии не только слоговой структуры слова, но и фонематического слуха, звукопроизношения. В зависимости от этапа коррекционной работы детям можно предложить следующие упражнения: 1 Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом (нарушение произношения этих звуков наиболее распространено). Детям предлагается хлопать на каждый слог или определенный звук (в зависимости от задачи). 2 Придумывание чистоговорок на заданный слог: са-са-са - … 3 Заучивание речевок, выполнение движений в процессе речи. 4 Чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряженно со взрослым. 5 Игра «Телеграф»: передать телеграмму: Я иду домой (отстучать ритмическую структуру слов в предложении): ! !! !!; аналогично – с использованием ударения: ! !! !!. 6 Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным картинкам. 7 Изменение по падежам слов сложной слоговой структуры. 8 Выбрать из трех слов то, которое подходит для рифмы: Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные … (перина, подушка, рубашка). 9 Самостоятельно придумать рифму: Где весною было пусто, Летом выросла … (капуста). 10 Игра «Подскажи словечко» (для развития у детей чувства рифмы и языкового чутья). Работа в школе-интернате позволила отследить результат коррекционной работы. Учитель отмечает, что дети логопедической группы лучше владеют звуковым и слоговым анализом слов, чем дети, не посещающие логопедические занятия. Они меньше допускают ошибок на письме и при чтении. Все дети усваивают школьную программу. Предложенные в альбоме коррекционно – педагогические приемы и другие игры и упражнения могут быть использованы в практической работе с дошкольниками логопедических групп. Игры, загадки, предложенные в альбоме позволят заинтересовать детей и разнообразить работу логопеда. Выдано свидетельство №012 - P - 0020
Последние новости
Новые разработки для педагога
Презентация по ОБЖ "Пожарная безопасность" Презентация к уроку литературы "Изучение пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»" 10 класс Тренажер по теме «Районирование России. Федеральные округа России». 8,9 класс. 5.2.2. Постулаты Бора. Решение задач ЕГЭ Разговоры о важном. «190 лет со дня рождения Д.Менделеева. День российской науки» |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены